Лекция 6. Методика наблюдения в исследованиях по социальной работе

I. Наблюдение – общенаучный метод, широко используемый в естествознании, а также в обыденной жизни. Наблюдение – это метод непосредственного восприятия и фиксации первичной информации о социальном объекте. В социологии под наблюдение понимают прямую регистрацию событий очевидцем. Его применение в социальных науках имеет ограничения, т. к. не все социальные явления поддаются непосредственному визуальному и слуховому восприятию.

Не всякое непосредственное восприятие изучаемого объекта является научным наблюдением. По мнению С.И. Григорьева и Ю.Е. Растова, для того, чтобы обыденное наблюдение преобразовать в научное, необходимо последовательно осуществить следующие процедуры:

1. Вычленить в программе исследования те задачи и гипотезы, которые будут решаться данными наблюдения.

2. Определить в общей программе исследования или специальной программе наблюдения:

объект наблюдения (например, коллектив предприятия, его отдельная группа, лидеры забастовочного движения или что-то другое);

предмет наблюдения – совокупность интересующих наблюдателя свойств (признаков) объекта (факторов его поведения);

категории наблюдении – конкретные признаки из вышеназванной совокупности, которые одновременно отвечают следующим требованиям: значимы для решения определенных в общей программе исследования задач и гипотез, выражают операционалистские понятия, которые определены в программе, имеют количественный характер, т.е. могут быть измерены;

наблюдаемые ситуации, т. е. те, при которых могут проявиться категории наблюдения;

условия наблюдения – требования к ситуации, при наличии которых наблюдение производить можно (или нельзя);

единицы наблюдения – акты поведения наблюдаемых, в которых проявляются категории наблюдения в оговоренных ситуациях при определенных условиях.

3. Подготовить инструментарий наблюдения, в который входят:

- дневник наблюдения, где будут фиксироваться его результаты, а также действия наблюдателя и реакции наблюдаемых;

карточки для регистрации единиц наблюдения в строго формализованном и закодированном виде;

протокол наблюдения – методический документ, обобщающий данные всех карточек;

– классификатор анализа дневниковых и протокольных записей;

аудиовизуальные технические средства фиксации единиц наблюдения;

программа обработки данных наблюдения.

4. Апробировать инструментарий, внести в него, если это потребуются, должные коррективы, размножить его в необходимом количестве экземпляров.

5. Составить план или график выполнения наблюдения (кто, где, когда его проводит).

6. Разработать инструкцию наблюдателям, провести их обучение и инструктаж.

7. Осуществить комплекс операций непосредственного наблюдения.

Наблюдение имеет ряд преимуществ в сравнении с другими методами: непосредственная связь исследователя с объектом его изучения, отсутствие опосредствующих звеньев, оперативность получения информации. Недостатки: наблюдатель вольно или невольно влияет на изучаемый процесс. Этот метод субъективный, личностные качества наблюдателя неизбежно сказываются на его результатах. Поэтому его подлежат обязательной перепроверке другими методами.

II. Различают следующие разновидности наблюдения:

невключенное и включенное наблюдение, подразделяя последнее на скрытое и открытое;

лабораторное и полевое наблюдение;

стандартизированное и нестандартизированное наблюдение;

систематические и случайные наблюдения.

Невключенным называют наблюдение, предназначенное для фиксации актов традиционного (обычного, привычного) и открытого (нескрываемого от других) поведения. Осуществляя его, наблюдатель обязан находиться вне изучаемого объекта, воспринимать этот объект со стороны, не вмешиваясь в естественный ход событий, в том числе, не задавая наблюдаемым никаких вопросов. Наблюдателю надлежит вести себя так, чтобы на него обращали как можно меньше внимания, ему противопоказана яркая одежда, экстравагантность манер поведения, излишняя демонстрация своей заинтересованности изучаемыми событиями. Он должен иметь устойчивую психику, флегматичный темперамент, способность сохранять самообладание при резких изменениях ситуации, терпение и устойчивость в сохранении своей позиции стороннего наблюдателя.

Включенное наблюдение зовется так потому, что наблюдатель преднамеренно включается (внедряется) в изучаемый объект, принимает участие в происходящих в нем процессах. Открытому варианту включенного наблюдения свойственно то, что наблюдаемые знают о факте нахождения среди них исследователя и имеют представление о целях его деятельности. Такому наблюдателю потребуется умение быстро и эффективно налаживать контакты с незнакомыми людьми, общительность, доброжелательность, тактичность, сдержанность и толерантность (терпимость к другим людям).

Лабораторные наблюдения - те, которые проводятся в искусственно созданных условиях. П олевые наблюдения - осуществляемые в обычной социальной жизни и дающих более объективную информацию.

Стандартизированное наблюдение, которому свойственны четко формализованные процедуры и инструменты, осуществляется после нескольких нестандартизированных наблюдений. Программа такого наблюдения состоит из определения целей и задач, объекта и предмета наблюдения, формулировки гипотез, стандартизации фактов наблюдений, условий проведения наблюдения. Нестандартизированное наблюдение применяется в случае недостатка информации о проблеме исследования, процедура такого наблюдения детально не формализована.

Случайные, не предусмотренные исследовательской программой, наблюдения, при которых единицы наблюдения жестко не регламентированы, могут стать эвристически ценными лишь при условии развитости теоретического мышления, научного воображения и интуиции социолога. Но эти качества необязательны в систематическом наблюдении, нацеленном на регулярную фиксацию (по строгому графику и в четко регламентированных методических документах) единиц наблюдения, определенных не самим наблюдателем, а научным руководителем исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: