Научная картина мира. – это целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественнонаучных

это целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественнонаучных понятий, принципов, методологических установок. Различают общенаучную картину мира, картины мира наук, близких по предмету исследования (например, естественнонаучная картина мира), картины мира отдельных наук (физическая, астрономическая, биологическая).

В структуре научной картины мира можно выделить два главных компонента – понятийный и чувственно-образный. Понятийный компонент представлен философскими категориями (материя, движение, пространство, время) и принципами (материального единства мира, всеобщей связи и взаимообусловленности явлений, детерминизма), общенаучными понятиями и законами (например, закон сохранения и превращения энергии), а также фундаментальными понятиями отдельных наук (поле, вещество, Вселенная, биологический вид, популяция).

Чувственно-образный компонент научной картины мира – это совокупность наглядных представлений о тех или иных объектах и их свойствах (например, планетарная модель атома, образ Метагалактики в виде расширяющейся сферы).

Главное отличие научной картины мира от ненаучных картин мира (например, религиозной) состоит в том, что она строится на основе определенной доказанной и обоснованной фундаментальной научной теории.

Построение новой картины мира требует трансформации философско-мировоззренческих оснований науки. Яркими примерами таких трансформаций являются перестройка философских оснований физики в период становления теории относительности и квантовой механики, изменение философско-мировоззренческих структур биологии в связи с формированием теории Дарвина.

Истории известны три основных этапа эволюции науки, ознаменованные соответствующим типом научных революций и переходом к новым научным картинам мира.

Классическая наука (XVI-XVIII вв.) оформляется с завершением становления классического естествознания, дивергенции (разделения) наук. Определяющее место в процессе формирования общенаучной картины мира при этом приобретают философия механицизма, наивный материализм и математика. Завершается этот этап со становлением дисциплинарно-организованной науки.

Неклассическая наука (XIX – первая половина XX в.) опирается на достижения в области прогрессирующих в это время областей естествознания – квантово-релятивистской физики, эволюционной космологии, некоторых других.

Постнеклассическая наука (вторая половина XX – начало XXI в.) исходит из революционного по духу характера изменения средств получения, сохранения и воспроизводства знаний, инициируемого научно-технической революцией в ее компьютерной стадии. В этот период начинают доминировать междисциплинарные проекты в рамках научно-исследовательских программ, проблематика глобального эволюционизма. Происходит активная эволюция средств научного познания, увеличиваются темпы прироста научного знания и совершенствуются технические системы.

Каждому из названных этапов эволюции науки соответствует свой уникальный тип научной рациональности.

Классический тип научной рациональности, центрируя внимание на объекте, стремился при теоретическом объяснении и описании элиминировать (исключить) все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования, на этом этапе, как и на всех остальных, были детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Но классическая наука не ставила своей задачей осмысление этих детерминаций.

Неклассический тип научной рациональности уже учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии.

Постнеклассический (современный) тип научной рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами.

Каждый новый тип научной рациональности характеризуется особыми, свойственными ему основаниями науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: