Человеческая деятельность всегда сопровождается выработкой знания различного характера. В связи с этим возникает вопрос о тех основаниях, которые позволяют выделить из всего комплекса накопленных человеком знаний именно научные, а из всего многообразия человеческой деятельности – научно-исследовательскую.
Под основанием науки понимают систему различных регулятивов, детерминирующих цель и способы получения научного познания, представления о действительности, а также формы и степени обоснованности научного знания и его включения в человеческую культуру
Структура оснований науки: цель и способы научного познания определяются идеалами, нормами и критериями, обобщенное представление и понимание реальности воплощается в научной картине мира, формы и степень обоснованности научного знания обеспечивают философские основания.
Идеалы науки (обоснованность, объективность, истинность, системность, универсальность, полнота и т.д.) и способы их получения определяют нормы научного исследования, в совокупности которых нужно различать логико-эпистемологические ориентиры и нормативы (познавательные и социокультурные)
|
|
Логико-эпистемологические нормативы науки:
- описание- выявление совокупности данных о свойствах и отношениях изучаемых объектов;
- объяснение – выработка понимания сущности возникновения, развития и функционирования изучаемого явления;
- системность – анализ и соотнесение полученных данных по ранее установленным типам и классам объектов, а также выведение новых типов и классов объектов;
- доказательность и обоснованность – соответствие логическим принципам и законам;
- эвристичность – способность предсказывать новые свойства и отношения исследуемой реальности, открытие новых уровней организации мира и новых типов объекта.
К социокультурным нормам науки относятся:
- прагматическую – способность применения полученных знаний в различных сферах жизни общества;
- прогностическую – анализ перспектив развития общества, создание футурологических моделей, выработка рекомендаций на будущее;
- экспертную – анализ и оценка осуществимости различных проектов и программ в различных сферах культуры, в том числе и самой науки.
Основные критерии научности:
- теоретичность научного познания – получение знания ради самого знания;
- обоснованность научного познания – проведение ряда логико-эпистемологических процедур (как теоретических, так и эмпирических) при определенных условиях;
- системность – определенная форма научного знания, реализуемое в виде систем (гипотез, картина мира и т.д.);
|
|
- рациональность как и самой познавательной деятельности, так и результата этой деятельности – научных знаний;
- проверяемость научных знаний.
Формой систематизации и обобщения научного знания является научная картина мира (НМК). НКМ – система общих представлений о свойствах и закономерностях мира, возникающая и развивающаяся на основе обобщения и синтеза основных научных фактов, понятий и принципов.
НКМ состоит из 2 постоянных компонентов:
- концептуального включает философские принципы и категории (принцип детерминизма, понятие материи) и общенаучные положения и понятия (принцип относительности, понятие массы).
- чувственно-образный – совокупность наглядных представлений о мировых явлениях и процессах в виде моделей объектов научного познания, их изображений, описания и т.д.
Современная НКМ состоит их трех относительно самостоятельных блока: естественнонаучного, технического и социально-гуманитарного, единство которых обеспечивают фундаментальные философские принципы и категории.
НКМ отличается от картины мира – общего представления человека о мире, которые вырабатываются различными сферами культуры – философии, религии, искусства и т.д. В античности – натурфилософская картина мира, в средневековье – религиозная картина мира, в Новое время появилась НКМ (16-17 вв.). Главное отличие НКМ от донаучной (натурфилософской) и вненаучной (религиозной и т.д.) – она создается на основе определенной научной теории (теорий) и фундаментальных принципов и категорий философии.
Виды НКМ: общенаучная картина мира (НКМ), картина мира определенной области науки (естественнонаучная картина мира), картина мира отдельного комплекса наук (биологическая, астрономическая картина мира и т.д.).
Первые три общенаучные картины мира (1. механическая, 2. электро-динамическая, 3. квантово-полевая) формировались и развивались на основе фундаментальных физических теорий. Центральное понятие этих картин – понятие материи. Суммарный период функционирования 1 и 2 картины мира характеризует классическую науку как первый этап ее развития. Период формирования и функционирования 3 картины мира позволяет говорить о 2 этапе ее развития – неклассической науки. В последней четверти 20 в. в науке начала формироваться новая картина мира – эволюционно-синергетическая, отсюда новый этап науки - постнеклассический.
В системной организации философских оснований научного знания, обосновывающих обоснование научных знаний, можно выделить 2 подсистемы:
- онтологическую;
- эпистемологическую.
Детерминизм (утверждение всеобщей закономерной взаимосвязи явлений, процессов действительности) – основание необходимости научного знания. Античные мыслители связывали необходимость знания с отражением причинности, которая существует и действует объективно. Развитие принципов детерминизма происходит и в Новое время. Бэкон и Декарт придавали принципу причинности решающее значение в научном познании. В последующем детерминизм развивался Локком, Гоббсом, Спинозой, Гоббсом. При этом образцом для них служила классическая механика. Опираясь на механику, Лаплас сформировал свою версию детерминизма: мир устроен таким образом, что из нынешнего его состояния можно вывести все, что было в прошлом и предвидеть все, что будет в будущем. Причинность оказывается внутри этой системы законов. Вплоть до создания квантовой теории ученые стремились придать своей научной деятельности форму абсолютной необходимости, т.е. абсолютного детерминизма. С открытием принципа неопределенности Гейзенбергом наука стала постепенно понимать относительность детерминизма и универсальность неопределенности. Стали больше говорить о вероятностной причинности, а некоторые отказались от принципа детерминизма - возник индетерминизм. Но любой индетерминизм ведет к отказу от представления о закономерности вообще, а следовательно, к уничтожению самого предмета научного познания. Так произошло изменение понимания детерминизма – от абсолютного (лапласовский) к относительному (вероятностному).