Лекция 1. Введение в психогенетику

Предмет и задачи психогенетики. Место психогенетики в исследованиях индивидуальности человека. Проблема наследственности. Развитие психогенетики в мировой и отечественной науке (Ф.Гальтон, К.Штерн, К.Д.Ушинский, А.Ф.Лазурский, Н.П.Дубинин, В.П.Эфронмсон). Методы психогенетики (популяционный, генеалогический, метод приемных детей, метод близнецов).

  1. понятие, предмет, задачи и место ПГ в системе других наук.
  2. История ПГ:

А) ПГ мировая и отечественная.

Б) история генетики.

Психогенетика - наука, находящаяся на пересечении генетики и психологии (точнее – дифференциальной психологии), предметом исследования которой является соотношение наследственных и средовых детерминант в межиндивидуальной вариативности психологических и психофизиологических признаков.

Психогенетика – это отрасль психологии, изучающая соотношение и взаимовлияние наследственности и среды в формировании психических свойств человека (по Равич-Щербо).

Термин «психогенетика» используется в России и Германии.

Фогель и Мотульский считали, что к психогенетики применительно определение генетики человека – наука, изучающая наследственность и изменчивость у самых интересных живых организмов – человеческих существ.

Генетика – это наука о двух механизмах: изменчивости и наследственности.

Наследственность – это способность живых организмов передавать в ряду поколений совокупность признаков и свойств (консервативных и без изменений).

Изменчивость – способность живых организмов приобретать новые признаки.

Предмет психогенетики – это относительная роль и взаимодействие факторов наследственности и среды в формировании различий по психологическим и психофизиологическим признакам.

Двойственность целей определяется целями генетики и психологии.

Цели генетического исследования.

Конечной целью генетического исследования является идентификация гена или генов, нахождения гена на хромосомной карте, описание гена, описание продукта гена.

Цель психологического исследования.

Конечной целью психологического исследования является понимание этиологии и структуры анализируемого признака, выяснение факторов, влияющих на этот признак, выяснение тех характеристик среды, которые оказывают влияние на макро- и микрофункционирование этого признака.

Задачи психогенетики:

1. выяснение роли наследственности и среды в формировании различий между людьми по психологическим признакам.

2. определение набора сред, которые приводят к появлению одного и того же генотипа в разных фенотипах (найти маму, у которой родились 10-20 близняшек и поместить их в разные среды – в генетики, не выполнимо).

3. определение параметров среды, существенных для развития того или иного признака (что влияет на развитие IQ ребенка – например, чтение книг, компьютер, наличие книг).

Проблемы, которые решает психогенетика.

1. Этиология человеческой индивидуальности.

2. Уточнение структуры человеческой индивидуальности.

3. Уточнение структуры отдельных психических функций.

4. Выделение разных типов средовых воздействий.

5. Закономерности онтогенеза, выяснение динамики генотип-средовых соотношений.

Место среди других наук.

1. Антропогенез.

2. Дифференциальная психология.

2. Мировая психогенетика.

1 этап – до 1900г.

Фрэнсис Гальтон, Чарльз Дарвин.

Гальтон – тест, анкета, опрос; вклад в дактилоскопию; открыл антициклон. Две гипотезы:

- все мужчины умнее женщин (но оказалось, что по некоторым характеристикам женщины умнее).

- выдающиеся люди имеют одаренных детей, т.е. передают свои способности (но и низшие сословия имеют свои дарования).

Он первым исследовал роль наследственности и среды в интеллектуальных особенностях человека.

1865 – статья, книга «Наследственный талант и характер». Утверждал, что талант, психические свойства человека и физические признаки наследственны. Выдвинул идею о том, что можно изменить физический и духовный облик человека биологическими методами. Заложены основы новой науки евгеники (призванной улучшить качество популяции).

1876 – «Наследственный гений: исследование его законов и последствий». Представил данные о наследовании таланта в семьях выдающихся людей (военное дело, медицина, художники). Следовательно вероятность проявления одаренности в семьях выдающихся людей выше, чем в обществе в целом (415 семей – 1000 одаренных людей). Выделил три степени даровитости: высшая, средняя и низшая.

1876 – «История близнецов как критерий относительной силы, природы и воспитания» - близнецовый и генеалогический методы были введены для выяснения вопросов наследования таланта. Уже тогда понял, что есть монозиготные и дизиготные. Существует неизменная часть наследственности, а есть изменяемая.

«Очерк по евгенике» - дает определение этой науке (занимается всеми влияниями улучшающими качество расы). Необходимо проводить просвещение народа.

Этап качественных признаков.

2 этап. – 1900 -1930 (этап количественных признаков).

Работы Фишера, Райта и Пирсона совместно с Гальтоном дали начало этому этапу – генетики количественного признака.

Появляются статистические методы. Активно развивается психодиагностика. Появляются надежные способы диагностики зиготности близнецов. Появляется метод сравнения раздельно выросших монозиготных близнецов.

Начинают проводить исследования по генетики поведения животных.

3 этап – 1930 – 1960.

Психогенетика интеллекта.

Измерение психогенетического исследования умственных дефектов, психиатрических заболеваний.

Фаллер, Томпсон «Генетика поведения».

4 этап – 1960 – 90-е гг.

Смещение акцента с психогенетических исследований на исследования темперамента, особенностей личности, моторики и психофизиологических функций.

Обнаружились ограничения некоторых методов (особенно, в близнецовом методе).

Отечественная психогенетика.

1 этап – до 1917г.

Вольф – его заинтересовала коллекция уродов. Считал, что уроды красивые создания и созданы природой.

Уроды – крайние отклонения от нормы и понимая которые можно установить общие принципы всякого развития.

Два основных вопроса.

  1. Что может передаваться при рождении потомству?
  2. Могут ли передаваться внутренние и внешние усовершенствования, приобретаемые путем упражнения?

Может передаваться темперамент, почти все болезни, предрасположенность к болезням, человеческие добродетели, шестипалость.

У Вольфа было очень много ошибок. Не понимал, где хранится наследственная информация.

«+» он предвидел, что очень многое передается по наследству.

Что приобретается тоже передается по наследству.

2 этап – 1917 – 1930гг.

Филипченко Ю.А.

Первым получил докторскую степень по генетике.

Пытается ответить на вопросы (у Вольфа).

1916 – «Наследственность», какие признаки передаются по наследству, но ответ не дан. Уходит к евгенике (-то наука об улучшении человеческого рода), родоначальником которой считается Ф.Гальтон. «Евгеника наука хорошая и нужно поощрять рождение детей не только одаренных, но и всех». Каждый родитель должен решать сам, рождать им ребенка с дефектами. Они просвещали семьи, если у них есть отклонения и аномалии в прошлом.

3 этап – 1930 – 60-е гг.

Был разгром генетики и была запрещена наука педология. На несколько десятилетий отеч. Генетика прекратила существование.

Канаев «Близнецы»

Юдович, Лурия «Речь и развитие психических процессов у ребенка».

4 этап – с 1970г.

Начало систематических исследований по психогенетике.

Создается первая лаборатория – Равич – Щербо (заведовала до 1993). На базе лаборатории Теплова и Небылицына.

Популяционные исследования проводились на изоляторах Дагестана и в аулах Туркмении.

Эфроимсон «Этика этики и эстетики».

История генетики.

1 этап – 1900 – 1930

2 этап – 1930 – 1953

1-2 этапы – этапы классической генетики, неоклассицизм.

3 этап – 1953 – по наши дни – эпоха молекулярной (синтетической) генетики.

До 1900.

Г.И. Мендель (1865) – помогал родителям в огородстве, садоводстве.

С 10 лет отдали учиться в гимназию (уходил и приходил снова из-за нехватки денег). Начал давать уроки и зарабатывать.

Университет не закончил (из-за денег). Сестра отдала свои деньги (на замужество).

В монастыре проводил свои опыты (сначала скрещивал кроликов, но пришлось отказаться и стал заниматься горохом – в течение 8 лет, искусственно опылял цветки, считал в ручную – в результате открыл законы наследственности. Его никто не понял.

На пшенице ничего не получилось.

1 этап

1901 – 1903 – теория мутации Фриза.

1902 – 1907 – Вильсон, Боверн – обосновали хромосомную теорию наследственности.

1906 – Бетсон – ввел название генетики.

1909 – Иогансен – ввел понятие; ген, генотип, фенотип.

1910 – 1925 – создана хромосомная теория наследственности. Вавилов предлагает и создает банк генов.

2 этап

- развитие отечественной генетики приостановлено.

1941 – несовместимость матери и плода по резус-фактору.

1940 – 1953 – решение проблем генетики человека.

1953 – открытие пространственной модели структуры ДНК (Уотсон, Криг, Уилкинс).

3 этап

1954 – доказательство роли инфекционных заболеваний в формировании генофонда человека.

1956 – установлено, что хромосом – 46 (Тио, Леван)

1959 – установлена причина синдрома Дауна, а также роль у-хромосомы в определении пола.

1970 – появились все методы дифференциального окрашивания хромосом.

1972 – развитие получает новая отрасль – генная инженерия.

В западной литературе в большинстве работ используется термин «генетика поведения», а в русской терминологии термин «психогенетика» более адекватен, т.к., во-первых, единицей анализа поведения является поступок (С.Л. Рубинштейн, 1956 и др.), что не является признаком в генетическом понимании этого слова, и, во-вторых, исследуемые в психогенетике признаки (баллы IQ, характеристики темперамента и т.д.) не являются собственно «поведением».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: