Лекция 2
Полное и своевременное удовлетворение населения страны в перевозках — основная задача работы железнодорожного транспорта. Основой этому является перспективное и оперативное планирование объема пассажирских перевозок по всем видам перевозок, что позволяет определять потребные мощности транспорта с учетом неравномерности пассажиропотоков по сезонам года и месяцам, а пригородных, кроме того,— по дням недели и часам суток.
На сети железных дорог насчитывается около 10 тыс. станций, ежесуточно отправляющих более десяти миллионов пассажиров, из них около миллиона в дальнем сообщении. В пригородном сообщении ежесуточно курсирует 8800 электропоездов, а в летнее время на отдельных двухпутных пригородных линиях, например в Московском узле, ежесуточно следует около 350 пар поездов. Массовость перевозок требует непрерывного внимания к обслуживанию пассажиров на вокзалах и в пути следования, обеспечения высоких скоростей и безопасности движения на основе построения графиков движения поездов.
|
|
Повышение скоростей движения пассажирских поездов — одна из важнейших задач подъема уровня обслуживания пассажиров. Этим в значительной степени определяется высокий уровень комплексного развития технической вооруженности Железных дорог с учетом максимальной автоматизации и механизации производственных процессов.
Эффективное использование технической оснащенности железнодорожного транспорта, повышение производительности труда во многом зависят от перспективного и оперативного планирования пассажирских перевозок, что в первую очередь сказывается на использовании подвижного состава, пропускной способности железных дорог, пассажирских станций и вокзалов.
Рациональная организация перевозочного процесса, в том числе и пассажирских перевозок, предусматривает такую схему управления. Главное пассажирское управление Министерства путей сообщения определяет для сети дорог объем пассажирских перевозок в текущих условиях и на дальнюю перспективу в соответствии с планами развития народного хозяйства СССР. Планом пассажирских перевозок задается не только их объем, но и густота пассажиропотоков на отдельных направлениях или полигонах сети, что позволяет установить потребность дорог в технических средствах и штате. Одновременно с этим МПС задает дорогам и эксплуатационные показатели пассажирских перевозок.
При составлении графика движения пассажирских поездов определяются нормы технической и маршрутной скоростей движения. Центральная комиссия Министерства путей сообщения после составления графика утверждает его нормативы. Централизованного же нормирования работы подвижного состава в пассажирском движении нет. Ежегодно дороги получают задания с разбивкой по кварталам только по пассажирообороту (пассажиро-км).
|
|
Показатели, характеризующие работу подвижного состава и его использование, определяются по действующему графику. В пригородном сообщении основной показатель — производительность вагона в пассажиро-километрах.
Для станций дорогой планируются количество отправленных пассажиров и переработанных тонн багажа, а также местные доходы, доходы от перевозок, плановая прибыль, рентабельность, себестоимость, производительность труда (количество отправленных поездов на одного работника). При анализе работы на дороге или отделении дороги используется показатель — количество отправленных поездов.
Действующие в современных условиях эксплуатационные показатели для пассажирского движения могли бы полнее отражать многогранную работу пассажирских перевозок, если бы по аналогии с техническим нормированием для грузовых перевозок они детализировались. Это позволило бы значительно улучшить экономические показатели работы железнодорожного транспорта, что особенно важно в условиях планирования и экономического стимулирования работы.
На дорогах пассажирскими перевозками руководят пассажирские службы. В условиях текущей эксплуатации они реализуют задания МПС и определяют потребность в подвижном составе и других технических средствах для обслуживания пассажирских перевозок. На ряде отделений дорог организованы пассажирские отделы, которые контролируют оперативную деятельность пассажирских станций и вокзалов. Пассажирская станция, а на остальных станциях вокзал — первичное звено в осуществлении пассажирских перевозок.