double arrow
И девиантное поведение

VI. Ценностно-нормативный механизм социального контроля

Рассмотрим социокультурный механизм регуляции на основе ценностей принятых в обществе. Данный механизм представляет собой сложно организованную систему, в которой помимо ценностей,осуществляющих самую общую, стратегическую регуляцию поведения, имеются нормы, социальный контроль, санкции.

Нормы достаточно конкретно предписывают, какие поступки, какие действия должны совершать люди. Иначе говоря, это своеобразные правила поведения. Норма своим содержанием тесно связана с ценностью, вытекает из неё и обосновывается ею. Так, христианская норма – заповедь «Не убий!» обосновывается христианскими ценностями. По существу, норма это есть выражение той или иной ценности в системе чётких, однозначно интерпретируемых, адекватно применяемых и контролируемых формах. В норме та или иная культурная ценность предстаёт как желательный конкретный образец поведения. Поэтому нормы выражают специфику, своеобразие той культуры, в рамках которой они функционируют. Для одних норма – многожёнство, для других – многожёнство находится под строжайшим запретом.

Итак,социальные нормы – образцы, стандарты деятельности, правила поведения, выполнение которых ожидается от члена какой-либо группы или общества и поддерживается с помощью санкции.Нормы можно классифицировать по многим основаниям. По характеру деятельности, различают нормы хозяйственной и научной деятельности, нормы, характерные для военнослужащих. И нормы поведения деятелей искусства и культуры.




Особое значение имеет деление на моральные и правовые нормы. Правовые нормы выступают, прежде всего, в виде закона, контролируются государственной властью. Их несоблюдение влечёт за собой конкретные чёткие санкции, применяемые специальными людьми. Моральные же нормы опираются на силу общественного мнения, моральной ответственности личности, чувство долга, совести, стыд.

Могут быть также выделены нормы-правила и нормы-ожидания. Первые регулируют поведение человека в наиболее важных и ответственных узлах социальной жизни, обеспечивая гарантии целостности, устойчивости общества, социальной группы (нельзя делать то-то, следует делать так-то). Сюда входят наиболее значимые моральные и правовые нормы. Нормы-ожидания – это ожидание желательного поведения (хотелось бы, чтобы это было так-то, желательно, чтобы это выглядело так-то). Можно выделить нормы, запрещающие и нормы поощряющие.



Система регуляторов поведения людей включает в себя и механизм социального контроля за соблюдением приняты в данном обществе, социальной группе, семье ценностей и норм поведения. Здесь речь идёт, в узком смысле о контроле за проявлением животных инстинктов как значимой составляющей культуры (З. Фрейд). Но и более широко, каждая культура. Общество, его способность сохранить свою целостность, устойчивость зависит от того, что, как и насколько эффективно контролируется в рамках данной культуры, общества.

Механизмы социального контроля прежде всего включают в себя различные санкции – способы реагирования окружающих на поведение человека в виде воздания, поощрения (позитивные санкции) и наказания (негативные санкции) за соблюдение определённых норм поведения.

Своеобразие регулятивной функции санкций в том, что они применяются за уже осуществлённые действия, но ожидание применения санкции становится важнейшим элементом социальной регуляции поведения, его контроля. Санкции бывают формальными (административные, законодательные) и неформальными (сила морального осуждения и поощрения).

Учитывая важность влияния культуры на поведение людей, мы не должны вместе с тем преувеличивать её возможности. Способность культуры управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде всего небеспредельны биологические возможности человеческого организма. Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры.

Итак, механизмы социальной регуляции представляют собой сложно организованную систему, которая не только включает ценность как представление о желательном, норму как устойчивый образец поведения, принятый в данном обществе. При этом исторический опыт дополнил регуляцию социального взаимодействия более жёстким, более обязующим элементом – санкцией. Лишь во взаимодействии этих элементов обеспечивается воспроизводство нормального для данного общества порядка жизни, порядка связей между людьми. Но тенденция к утверждению нормального порядка взаимодействует с тенденцией к изменению, разнообразию. Без этого не было бы социального развития, социального прогресса.

Вопросы для повторения:

  1. Сущность социальной структуры общества.
  2. Общество как социальная система, её основные системные признаки.
  3. Социальные группы и общности. Виды социальных общностей.
  4. Социальная организация как объект изучения социологии.
  5. Личность как социальный тип и деятельностный субъект.
  6. Ценностно-нормативный механизм социального контроля и девиантное поведение.

Литература:

  1. Социология: Учебник для вузов. Под редакцией проф. В.Л. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998, с. 112-127, 180-195, 227-239.
  2. Социология: Курс лекций / А.А. Радугин, К.А. Радугин. – М.: Владос, 1995, с. 41-50, 77-104, 130-141.
  3. Кравченко А.И. Социология в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003, с. 88-97, 109-131, 138-165, 166-170.
  4. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М.: Прометей, 1994, с.123-134, 227-240.
  5. Фролов С.С. Основы социологии: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 1997, с. 143-169, 181-235.
  6. Харчева В. Основы социологии. Учебник для средних специальных учебных заведений. М.: «Логос», 1997, с. 121-145, 158-185, 207-215, 234-241.





Сейчас читают про: