Отклоняющееся поведение ребенка как следствие неправильного воспитания в семье

Неблагоприятная семейная атмосфера и жизненные условия, а также ошибки в семейном воспитании укрепляют противоречивое отношение ребенка к окружающему миру, что приводит к значительным отклонениям в формировании его личности. Такие отклонения, называемые личностными недостатками, внешне проявляются как нарушения поведения. Первоначально они не имеют ярко выраженного характера и не тревожат родителей. А замечая отрицательные проявления в поведении ребенка, родители не придают им значения, полагая, что ребенок еще мал и ничего не понимает. Подрастет – научится и исправится. При таком отношении к воспитанию создаются условия, когда на первый взгляд «безобидные» недостатки ребенка, повторяясь многократно, по мере его взросления перерастают в устойчивые привычки, проявляющиеся в виде различных отклонений в поведении. Происходящие в ребенке перемены родители начинают замечать только тогда, когда он становится неподатливым к педагогическим воздействиям не только в семье, но за ее пределами, т. е. становится трудновоспитуемым.

Существующие в психолого-педагогической литературе понятия «недостатки поведения», «отклонения в поведении», «антиобщественные поступки», «аморальное поведение», «правонарушения», «преступления» - не что иное, как различные характеристики трудновоспитуемости. Поэтому важно установить особенности ее развития на любой ступени, и наиболее эффективна эта работа на стадии возникновения первоначальных проявлений – личностных недостатков, которые обнаруживают себя в тех или иных формах неправильного поведения ребенка.

Естественно, что глубина и стойкость отклонений в поведении дошкольника, младшего школьника и подростка различны. Дело в том, что длительность накопления отрицательного опыта у подростка значительно больше, чем у младшего школьника, тем более у дошкольника. Поэтому отклонения в поведении подростка в процессе длительного и многократного повторения приобретают прочность, становятся привычными и преодолеваются труднее, чем у детей младшего возраста. Чем раньше у ребенка будут обнаружены отрицательные привычки, чем своевременнее они будут преодолеваться, тем вероятнее конструктивное исправление недостатков в поведении.

Нарушениями поведения, или социальной дезадаптацией называются такие состояния, в которых главная проблема заключается в появлении социально неодобряемых форм поведения. При этом разновидности отклоняющегося поведения детей следует различать в зависимости от их социальной опасности, а также от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребенка. Наиболее распространенными поведенческими нарушениями являются:

§ непослушание, выражающееся в шалостях, озорстве, проступках;

§ детские негативизм, упрямство, капризы, своеволие, недисциплинированность;

§ девиантно-делинквентные формы поведения в крайних своих проявлениях представляют собой уголовно наказуемые действия.

нарушение поведения у детей -

Поведение – это термин, указывающий на все внешние проявления у детей. С одной стороны, они могут рассматриваться как поверхностные, многозначные, а с другой – всегда выражают глубинные переживания у ребенка, отношение к его окружению, сущность.

Говоря о нарушении поведения у детей, имеется в виду те его изменения или проявления, которые осложняют, искажают или препятствуют свободному выражению себя: сковывают, ухудшают отношения в кругу друзей; наносят вред душевному и/или физическому здоровью ребенка; негативно сказываются на успеваемости в школе, адаптации к требованиям окружающего мира; ухудшают качество жизни.

Многие из подобных нарушений тесно связаны с другими сферами жизни (эмоциональной, волевой, межличностной и пр.), выделение их в отдельную группу имеет чисто практический смысл – упрощается распознавание серьезных затруднений в функционировании детской психики.

В широком смысле трудновоспитуемость - это понятие, объясняет случаи трудностей, с которыми сталкивается воспитатель при организации и воспитательного процесса. В узком смысле этот термин используется для обозначения приближенного к норме уровня отклонений в поведении ребенка (в отличие от правонарушений и патологии психической активности), который требует соответствующего внимания и специальных усилий воспитателя для преодоления его. Различают нормы биологические, принадлежащих к организму человека, социальные, относящиеся к его поведения среди других людей, и психологические, связанные с его индивидуально-типологическими проявлениями как личности и субъекта собственной жизнедеятельности. Детей и подростков, имеющих отклонения от общепринятых или статистически достоверных показателей нормы, но не демонстрируют признаков психической патологии, в педагогической практике обычно классифицируют как "трудных".

Трудновоспитуемость обусловливают определенные психофизиологические особенности ребенка (чрезмерная раздражительность, возбудимость нервной системы или, наоборот, - высокий уровень заторможенности реакций); недостаточная возрастная развитость мотивационной, аффективной и волевой сфер воспитанника, его психических процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление т.п.); социально-психологические пороки развития (снижена способность к волевой адаптации, неадекватная самооценка и уровень притязаний ребенка, неразвитость способности к эффективной коммуникации, низкая степень социализированности т.п.).

Впервые в научно-педагогический обиход понятие тяжелой в воспитательном смысле ребенка ввел в начале прошлого века

В. П. Кащенко, который считал, что в случае исключительной, дефективной ребенка (это тогдашние синонимы понятия ребенка "тяжелой") педагоги имеют дело с аномалиями, обусловленными отклонениями, вызванных неправильным образом жизни и воспитания ребенка, неблагоприятными условиями ее социального окружения на фоне первоначально нормальной психосоматической конституции. Неправильности в поведении, в отношениях с окружающими, в восприятии социальной информации могут быть вызваны избыточностью проявлений определенной особенности организма или какой-то стороной личности ребенка как ее характерологическим проявлением. Истоки важковиховуваности В. П. Кащенко видел в таких пороках характера, которые он разделял на основном эмоциональные и преимущественно активно-волевые.

К недостаткам характера, преимущественно эмоциональных, он относил:

• Неустойчивость, неравенство и противоречивость характера.

• Раздражительность, легкая и повышенная возбудимость аффекта ребенка.

• Сильная острота симпатии или антипатии к людям.

• Импульсивность поступков.

• Гневливость.

• Пугливость и болезненные страхи (фобии).

• Пессимизм или чрезмерная веселость.

• Равнодушие.

• Неряшливость или педантизм.

• Страстное чтения.

Обусловлены преимущественно активно-волевыми моментами недостатки характера как причины важковиховуваности В. П. Кащенко объединял в такие пятнадцать позиций:

1. Чрезмерно выраженное желание движения и деятельности.

2. Интенсивная болтливость.

3. Постоянное стремление к наслаждению.

4. Отсутствие определенной цели.

5. Несдержанность.

6. Рассеянность (рассеянность).

7. Бесцельная ложь.

8. Бессмысленное воровство.

9. Истязание животных.

10. Злорадство и издевательство над окружающих.

11. Негативизм.

12. Деспотизм.

13. Чрезмерная небрежность.

14. Замкнутость.

15. Бродяжничество.

Современные английские психологи Дж. ХЕВИТ и Р. Дженкинс вследствие исследования "трудных" детей также предлагают различать две категории трудновоспитуемых:

• Дети с "социализированными формами" антиобщественной поведения, которые достаточно эмоционально уравновешены, благодаря

развитым механизмам психологической адаптации достаточно легко приспосабливаются к социальным нормам внутри тех антиобщественных групп друзей или родственников, к которым они принадлежат.

• Дети с не социализированной антиобщественный агрессивным поведением, которые, как правило, находятся в плохих отношениях с другими детьми, членами своей семьи и имеют значительные эмоциональные расстройства, проявляющиеся в негативизме, агрессивности, дерзости и мстительности.

Известный психолог П. Скотт, развивая взгляды своих коллег, доказал, что категория социализированных "трудных" подростков распадается еще на две группы:

• Подростки, которые не усвоили никакой системы норм поведения.

• Подростки, усвоившие антиобщественные формы поведения. Он отмечает, что каждая из выделенных групп требует специального подхода. Для социализированных трудных подростков нужно только активное педагогическое воспитание. По второй группе, то она, по мнению автора, прежде всего нуждается чисто психологической коррекции, после которой эффективными станут и собственно воспитательные воздействия. Особенно продуктивными здесь специально организованные формы групповой психокоррекционной работы с такими детьми под руководством специалиста-психолога или социального педагога.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: