Понятие и общая характеристика преступлений против порядка управления

Преступления против порядка управления.

ЛЕКЦИЯ 35.

План лекции:

35.1. Понятие и общая характеристика преступлений против порядка управления.

35.2. Виды преступлений против порядка управления.

Преступления против порядка управления по ряду признаков весьма близки к должностным преступлениям, поскольку и те и другие причиняют вред сфере управления - нормальному функционированию органов власти и управления. Однако следует иметь в виду, что должностные преступления причиняют вред отношениям управления, которые складываются между должностными лицами и органами, которые они представляют. Таким образом, нарушение нормальной деятельности органов власти и управления осуществляется как бы изнутри, одним из субъектов этой деятельности.

Преступления против порядка управления причиняют вред другой группе общественных отношений, составляющих понятие нормальной деятельности - отношениям между управляющими субъектами (должностными лицами, органами) и управляемыми (гражданами). Механизм причинения вреда здесь иной: нормальная деятельность нарушается в результате воздействия как бы снаружи от управляемых субъектов. Между тем, не следует забывать, что преступления против порядка управления противодействуют не только нормальной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, они могут привести также и к нарушениям прав и интересов граждан.

Для того, чтобы определить видовой объект рассматриваемых преступлений (глава 32), необходимо обратиться к анализу понятия "порядок управления". Если обратиться к буквальному толкованию данного понятия, то прежде всего следует определить, что такое порядок. Порядок - это прежде всего результат действия чего либо по установлению определенного правила. В частности, когда речь идет о порядке управления, имеется ввиду результат действия правовых норм - Законов и подзаконных актов, определяющих порядок образования, функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, прав и обязанностей их должностных лиц.

Таким образом, видовым объектом преступлений главы 32 являются общественные отношения, обеспечивающие нормальные условия управленческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц.

Управление - это целенаправленное воздействие. Для того, чтобы это воздействие было эффективным управляющие субъекты наделяются определенными функциями и полномочиями по отношению к гражданам. В свою очередь, граждане обязываются подчиняться законным распоряжениям и требованиям представителей власти. Как сказано в примечании к ст.318 УК, представителем власти в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Ответственность за нарушение порядка управления установлена не только уголовным законодательством, но и законодательством об административных правонарушениях. Однако следует иметь в виду, что уголовная ответственность наступает за наиболее опасные формы противодействия граждан нормальной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Непосредственный объект преступлений против порядка управления определяется в зависимости от того, какой конкретно управленческой деятельности может причинить ущерб данное преступление. Им может быть нормальная деятельность любого звена управленческого аппарата органов государственной власти или местного самоуправления. В качестве непосредственного объекта следует рассматривать и авторитет государственной власти в целом, и установленный порядок обращения с официальными документами. Данные непосредственные объекты являются основными и определяют деление всех преступлений главы 32 на группы, о чем будет сказано позже. Кроме того, рассматриваемым преступлениям присущи и дополнительные непосредственные объекты, в качестве которых могут выступать жизнь, здоровье, честь, достоинство должностных лиц органов государственной власти и местного управления или его близких, их собственность и т.п. Причем следует иметь в виду, что воздействие на основной непосредственный объект зачастую осуществляется посредством причинения вреда дополнительному объекту, в частности, причинение вреда жизни или здоровью в случае посягательства или применения насилия к должностным лицам правоохранительных или контролирующих органов.

Объективная сторона рассматриваемых преступлений, как правило, характеризуется совершением активных действий. Это обусловлено тем, что виновные противодействуют управленческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, заключающейся в целенаправленном воздействии на граждан, что невозможно осуществить путем бездействия. В то же время такое преступление, как уклонение от прохождения воинской или альтернативной гражданской службы совершается бездействием. По законодательной конструкции составы преступлений против порядка управления в основном формальные: как материальные сконструированы - самоуправство (ст.330 УК), похищение и повреждение документов штампов печатей (ст.325 УК). В иных составах преступлений данной главы законодатель использует последствия в качестве квалифицирующих признаков для усиления ответственности.

Субъективная сторона рассматриваемых преступлений характеризуется умышленной виной. УК предусматривает ответственность лишь за сознательное воспрепятствование нормальной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. В ряде случаев наступление ответственности связывается с определенной целью и мотивами поведения. Так, посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного или контролирующего органа осуществляется с целью воспрепятствования законной деятельности указанных лиц либо как месть за их деятельность.

Субъектами преступлений против порядка управления могут быть только частные лица, достигшие 16-ти лет. Если нормальной управленческой деятельности причиняется вред должностным лицом органа государственной власти или местного самоуправления с использованием им своих служебных полномочий, то содеянное квалифицируется по соответствующим статьям главы 30 УК как преступление против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. В случаях посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного или контролирующего органа лицом в возрасте от 14 до 16 лет содеянное следует квалифицировать как преступление против личности по п."б" ч.2 ст.105 УК.

В зависимости от непосредственного объекта рассматриваемых преступлений их делят на три группы:

1) Преступления, посягающие на нормальную деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления (ст.ст.317-321, 328, 330 УК);

2) Преступления, посягающие на авторитет государственной власти и неприкосновенность Государственной границы (ст.ст.322, 323, 329 УК);

3) Преступления, посягающие на установленный порядок ведения официальной документации (ст.ст.324-327 УК).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: