Эффективность управления во многом определяется применяемыми методами руководства, которые представляют собой совокупность способов воздействия на управляемый объект.
В управлении различают следующие методы:
1. Экономические методы руководства – проявляются в организации планирования, материального поощрения, финансирования затрат и кредита, политики ценообразования.
2. Административно-правовые методы – обусловлены необходимостью централизованного руководства, управление осуществляется путем издания административно-правовых актов, регулирующих производство, распределение и потребление. Административные метод заключаются в выдаче определенных заданий, распоряжений, установлении путей и методов выполнения этих заданий. Правовые методы выражаются в различного рода законодательных актов, инструкциях, положениях, приказах, распоряжениях, хозяйственных договорах.
3. Организационные методы – распространяются на определенные организационные структуры управленческого аппарата, установление круга прав и обязанностей, методы организационной работы (подбор и расстановку кадров, оперативный контроль и анализ и др.), определение системы управленческих решений.
4. Социально-психологические методы – связаны с изучением социальных состава и условий работы целых коллективов и индивидуальных особенностей работников. Метод выражается в создании коллектива, воспитания в нем благоприятной атмосферы, планировании социального развития, в постоянном совершенствовании стиля руководства.
Основные элементы системы управления организацией (компанией):
1. Цель – идеальный образ желаемого, возможного, необходимого и исторически приемлемого для компании;
2. Процесс управления – последовательность этапов формирования и осуществления воздействия для достижения цели;
3. Метод – способ воздействия на человека и коллектив, выбираются исходя из приоритетов потребностей и интересов человека или коллектива;
4. Коммуникация – процесс воздействия, взаимодействия или противодействия в системе: человек – человек, человек – компьютер по средствам передачи информации;
5. Задача – конкретная проблема, вытекающая из целей, требующая разрешения;
6. Закон – необходимое устойчивое отношение между явлениями;
7. Принцип – основное положение какой-либо теории, учения, мировоззрения;
8. Функция – порученная человеку работа, услуга, обязанность;
9. Технология – совокупность способов и процессов для выполнения заданной функции;
10. Решение – результативность мыслительной деятельности человека, приводящая к выводам или действиям;
11. Характеристики информационного обеспечения – параметры объема, ценности, достоверности, насыщенности и открытости информации;
12. Функциональные структуры – схемы взаимодействия функций, необходимых для успешной деятельности организации;
13. Организационные структуры – схема взаимодействия должностей, функций и подчиненности;
14. Организационные отношения – различные виды взаимодействий на человека со стороны другого человека (административные, функциональные, патронажные);
15. Система документооборота - принятый в организации порядок передвижения входящих, исходящих и внутренних документов.
Взаимосвязь элементов системы управления:
Средства и методы управления
| |
Разработка, реализация решений
| |
Компьютерная оргтехника, система документооборота, сети
| |
Организационная структура управления
| |
Схема организационных отношений
| |
Элементы системы управления Кайдзен:
ориентация на потребителя; канбан;
система TQS (всеобщий контроль повышение качества;
качества); точно, во время;
роботизация; ноль дефектов;
кружки качества; работа малых групп;
система предложений; отношения сотрудничества;
автоматизация; повышение производительности;
дисциплина на рабочем месте; разработка новой продукции.
всеобщий уход за оборудованием.