По мере развития рыночной экономики, развития производства и общества возникали и обострялись экономические и социальные проблемы такого масштаба, которые не могли быть разрешены рыночной экономикой автоматически, в порядке саморегулирования.
Государственное вмешательство в рыночную экономику необходимо для обеспечения экономической и социальной стабильности в обществе, для снижения риска или преодоления негативных последствий деятельности отдельных экономических субъектов или блоков экономической системы.
Объектами государственного воздействия на экономику должны быть сферы, отрасли и условия, где возникают ситуации и проблемы, не решаемые рыночными методами. Основными среди них являются:
· экономический цикл и отдельные его фазы;
· секторальная. отраслевая и региональная структуры рынка;
· условия накопления капитала;
· занятость;
· денежное обращение;
· научные исследования и поисковые работы;;
· условия конкуренции;
· социальные отношения в обществе и социальное обеспечение;
· обучение и переподготовка кадров;
· окружающая среда;
· внешнеэкономические связи.
Государственная политика по преодолению негативных последствий циклического развития рыночной экономики состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость.с этой целью капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъема экономики могут возникнуть иные угрозы: рассасывание товарных запасрв, рост импорта и ухудшение платежного баланса страны, превышение спроса на рабочую силу над предложением, и отсюда - чрезмерный рост заработной платы и цен (инфляция). в такой ситуации задача государственного регулирования - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства. В перспективе это позволит уменьшить глубину и продолжительность очередного спада производства, инвестиций и занятости.
Регулирование отраслевой и территориальной структуры также осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений. При этом такая поддержка может оказываться отраслям и территориальным единицам, находящимся в затяжном кризисе, в других случаях - поощряется и поддерживается становление и развитие перспективных отраслей и видов производств - носителей научно-технического прогресса, в третьих - могут напрямую поддерживаться отрасли изначально нерентабельные, но социально важные.
Важнейшим объектом государственного регулирования является накопление капитала. Производство и капитализация прибыли всегда являлись главной целью в рыночной экономике, и государство заинтересовано в поощрении накопления. Это приводит к росту национального дохода и экономического потенциала страны, стимулирует инвестиции, соответствует экономическим интересам субъектов хозяйствования. Возрастают экономические ресурсы, которые могут задействоваться для более успешного регулирования экономического цикла и влияния на структуру производства.
Регулирование занятости населения понимается как поддержание нормального с точки зрения рыночных пропорций соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Это соотношение должно удовлетворять потребности экономики в квалифицированных работниках, заработная плата которых является достаточной мотивацией к труду. Принципиально важно, чтобы соотношение между спросом и предложением не вело к чрезмерному росту заработной платы, который может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательно и резкое снижение занятости, ведущее к быстрому росту численности безработных, снижению потребительского спроса, снижению поступлений налогов, росту расходов на пособия и серьезным социальным последствиям.
По способам воздействия государства на участников рыночных отношений все инструменты государственного вмешательства можно разделить на административные и экономические.. Использование государством административных или экономических способов отличается по отдельным странам и в разные периоды экономического развития.
Там, где уровень экономического развития высокий, необходимая степень регулирования рынка может быть достигнута только экономическими средствами. И наоборот, где степень развитости экономической системы невысока, где имеются искажения в рыночной системе, более эффективным является административное (юридическое, властное) вмешательство государства в рыночные отношения.
Общий перечень возможных направлений государственного вмешательства в экономику является довольно развернутым. Это следующие напраления:
· навязывание "правил игры" субъектам экономических отношений;
· создание государственного сектора экономики и управление им;
· перераспределение доходов;
· разработка и реализация программ развития экономики;
· борьба с искусственной монополией и регулирование естественных монополий;
· контроль над ценами и заработной платой;
· регулирование учетной ставки;
· установление сроков, норм и методов амортизации;
· регулирование налогов;
· эмиссионная деятельность;
· стимулирование внешнеэкономической деятельности фирм и компаний;
· защита интересов национального капитала (таможенная политика, льготы, гарантии, квоты)..
Таким образом, государство, являясь важным субъектом рыночных отношений, одновременно выступает и регулятором функционирования экономической системы. Это придает рыночной системе дополнительную устойчивость, делает ее социально более безопасной, а зачастую и более эффективной..