Глава 11 Государственное регулирование рыночной экономики

11.1 Экономическое регулирование народного хозяйства

Теории экономической политики являются составной частью макроэкономической теории и объясняют необходимость государственного регулирования экономики. При этом речь идет, по меньшей мере, о следующих проявлениях.

1. Несостоятельность конкуренции, выражающаяся в том, что на некоторых отраслевых и региональных рынках могут возникать (и возникают) монополии, которые, если этому не противодействует государство, своим ценообразованием наносит ущерб благосостоянию общества.

2. Наличие многочисленных товаров, жизненно необходимых обществу, которые либо не предлагаются рынком, либо если и могли быть предложены, то в недостаточном количестве. Таких товаров (главным образом в форме услуг) много в сфере образования, здравоохранения, науки, культуры, обороны и др.

3. Внешние эффекты (экстерналии), типичный пример которых – загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам.

4. Неполные рынки, одним из типичных примеров которых является рынок страховых услуг, прежде всего медицинских и пенсионных.

5. Несовершенство информации, во многих отношениях представляющей собой общественный товар, который в более или менее достаточном количестве при соответствующем качестве не может быть произведен без активного участия государства.

6. Безработица, инфляция, экономическое неравновесие, особенно резко проявляющееся в периоды кризисов (рецессий) и депрессий.

7. Излишнее неравномерное распределение доходов, которое если государство не принимает мер для «социальной компенсации» малоимущим и обездоленным слоям населения, ставит под угрозу общественную стабильность.

8. Наличие необязательных товаров (например, начальное образование), потреблять которые общество может заставить только государство, но не рынок.

Государственное регулирование экономики (госрегулирование) – процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которой реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции). При этом для достижения поставленных целей используется определенный набор средств (инструментов) к которым относится:

- административно-правовые средства;

- государственные финансы;

- денежно-кредитный инструментарий;

- государственная собственность;

- внешнеэкономический инструментарий

Какие же цели преследует государство, регулируя экономику? И вообще, зачем ее регулировать, если рынок и есть саморегулирующая система? Ответы на эти вопросы следует искать в практике. Они свидетельствуют, что идеально в абсолютно заданном режиме не функционирует ни одна система, в том числе и экономическая. Рыночная система, которая представляет форму и содержание реализации экономической системы, так же не является в полном смысле саморегулирующей системой. Регулирование рыночным механизмом не исключает постоянного колебания, которое достигает критических точек, критического состояния, когда без вмешательства государства нельзя решить экономические проблемы.

Каждое государство осуществляет определенную экономическую политику, которую реализовать одной рыночной системой невозможно. Ведь от экономического состояния страны зависит благополучие людей, уровень их жизни, культуры, ее экономический рост. Но, помимо чисто экономических проблем, перед любым государством стоят проблемы социального порядка: защиты обездоленных членов общества, занятости, доступности образования, медицинского обслуживания, экологии и др. В рамках отдельных фирм, пусть даже самых крупных, если и могут решаться эти проблемы, то только по отношению к ограниченному количеству людей, так как фирма на все общество не распространяет свое влияние. Наряду с извечными проблемами государства, такими как расходы на оборону, содержание органов управления, обеспечение правопорядка появляются новые проблемы, которые являются следствием научно-технической революции и научно-технического прогресса. Среди них — охрана окружающей среды, экономической интеграции, ресурсов, ядерной безопасности, мирового океана и т. д. В конечном итоге, государство в своей экономической политике преследует цели стабильности, экономического роста, социальной защиты, обеспечения условий жизнедеятельности. Другое дело, что в экономических программах различных государств эти цели представляются не комплексно, не всегда отражают интересы общества, не достигается равновесия в решении извечных проблем человечества—бедности и богатства. Но объективный ход развития макроэкономического регулирования должен преследовать именно эти цели, ибо в противном случае экономические проблемы перерастают в проблемы политические, что влечет за собой социальные потрясения, социальную нестабильность, которая разрушает экономическую систему нации.

Поскольку рынок не является абсолютно идеальной системой, ему присущи черты индеферентности по отношению к социальным проблемам, уровню доходов продавцов и покупателей и их положению в обществе, основанном на конкуренции. Он обеспечивает экономический рост, но в то же время не исключает таких экономических спадов, которые отражаются на судьбах миллионов людей и целых государств.

Все это и определяет не только возможность, но и необходимость государственного регулирования рыночной экономики. Но следует иметь в виду, что само государственное регулирование, направленное на то, чтобы избавить рыночную систему от негативных явлений, может привести к не менее разрушительным для экономики последствиям, если это регулирование будет носить абсолютный характер. В таком случае все то, что имеется положительного в рыночной системе реализовать себя не может. Это приводит к гипертрофированию роли государства в экономике, к генезису модели командной экономики, неэффективность и бесперспективность которой подтвердилась практикой развития экономической системы целого ряда стран. Экономическая теория поэтому должна решать проблему поиска оптимального уровня государственного воздействия на национальную экономику. При этом, с одной стороны, необходимо устранение «провалов рынка», а с другой – обеспечить развитие позитивных явлений рыночной экономики. Достигается решение проблемы «рынок – государство» в процессе практического использования государством экономических функций.

Экономические функции государства

Государство в современных условиях выполняет самые различные экономические функции. Причем их количество изменяется в сторону увеличения, а с другой стороны, усложняется механизм реализации этих функций. Свою регулирующую функцию государство осуществляет через экономическую политику. Поэтому основные функции этого регулирования и содержатся в государственных экономических программах. Например, экономическая политика России в последние годы была направлена на обеспечение благосостояния и свободы граждан, экономическое возрождение страны и процветание отечественной экономики. Необходимым условием достижения этих целей является формирование полноценной рыночной экономики, требующей глубоких преобразований социальных институтов и изменения образа жизни большинства населения.

Программы экономического регулирования конкретны для каждой страны. Однако имеются экономические функции, которые являются универсальными и используются каждой страной в практической деятельности.

Одной из таких функций является создание и реализация правовых основ экономики. Экономическое законодательство направлено на то, чтобы юридически реализовать цели экономического регулирования государства. Если такого законодательства не будет, или оно не выполнится, то ни о какой целевой функции регулирования не может быть и речи. В экономической системе все процессы регламентируются правовыми актами, которые должны соблюдаться всеми ее субъектами. Но до тех пор, пока государство не овладеет искусством разработки экономического законодательства на научной основе, эффективно регулировать экономическую систему оно не сможет.

Одной из важнейших функций государства является функция определения экономических целей и на этой основе определения макроэкономических приоритетов. Если нам обратиться к экономической политике любого государства, то такая функция четко прослеживается. Ведь для того, чтобы реализовать любую целевую задачу, необходимы средства обеспечения ее реализации. Приоритетность экономических задач, которые представлены в рамках государственной политики, определяют и средства их достижения. Вне макроэкономического регулирования с учетом приоритетов достичь поставленных целей невозможно. Другими словами, определение цели государственной экономической политики влечет за собой необходимость определения средств их достижения, а это происходит посредством использования приоритетных направлений на макроэкономическом уровне.

К экономическим функциям государства относятся: реализация социальных ценностей, социальная направленность программ государственного регулирования экономики. Эти функции, вне зависимости от конкретных условий развития любой страны, должны быть составным элементом экономической политики государства. Поскольку экономика не осуществляется вне человека, она должна удовлетворять и его социальные потребности. Последние являются составным элементом экономической политики государства. Экономическая система, базирующаяся на рыночных отношениях, учитывает социальные факторы в той мере, в какой они способствуют достижению экономического интереса хозяйствующего субъекта. Локализация социальных факторов рамками этих субъектов порождает социальное неравенство, подрывает экономические стимулы к труду, создает социальную напряженность. Все это, в конечном итоге, подрывает экономическую стабильность и отрицательно сказывается на темпах экономического роста. Функция государства в экономической политике направлена на то, чтобы проблемы социального порядка решать не только на микроуровне, но и посредством макроэкономического регулирования. Создание механизма регулирования экономики также относится к функциям государства. Этот механизм не должен подменять собой рыночную систему регулирования экономики. В противном случае не будет ни рыночного, ни государственного экономического регулирования, а будет создана система командно-административного регулирования экономики. Пример недалекого прошлого нашей страны тому свидетельство. Государственное регулирование на макроэкономическом уровне обеспечивает регулирование пропорций на основе совокупного спроса и совокупного предложения и тем самым создает условия для функционирования рыночного механизма на уровне национальной экономики в целом.

Формы государственного регулирования самые различные, но все они отдают приоритет экономическим, а не административным методам регулирования. Государственная система налогообложения, государственная финансово-кредитная система, государственный бюджет — эти и другие регуляторы экономической жизни широко используются в динамической модели макроэкономического регулирования. Все свои экономические функции государство выполняет, используя рыночный механизм, не подменяя и не отрицая его. В противном случае они утрачивают свойства экономических функций и преобразуются в административные, в которых открываются широкие возможности субъективного подхода к экономике. Государство, прежде всего, регулирует совокупный спрос и совокупное предложение. Это позволяет экономически регулировать рыночные отношения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: