Государственное регулирование рынка труда

Сегментация рынка труда.

На рынке труда присутствуют различные виды и группы труда, каждый из кото­рых находится в своем сегменте, и поэтому они не могут конкурировать друг с дру­гом. Явление сегментации рынка труда было замечено более 100 лет назад.

Современный рынок труда в странах с развитой рыночной экономикой сегмен­тирован на несколько не конкурирующих рынков. Это рынки квалифицированных и неквалифицированных рабочих мест.

В особенности это относится к различию между интеллектуальным и физическим трудом. Высокооплачиваемые группы рабочей силы — специалисты с высшим образо­ванием, администраторы, высококвалифицированные рабочие - имеют высокий уро­вень квалификации, и поэтому получают определенные гарантии занятости.

Другой рынок, не требующий специальной подготовки и высокой квалификации, представляют некоторые категории служащих, неквалифицированные рабочие, уборщики, разнорабочие.

В рамках и интеллектуального, и физического труда существует огромное число специальностей, представители которых не могут переходить из одной области тру­да в другую без переквалификации (юрист и историк, слесарь и электрик).

Некоторые авторы отмечают формирование в наше время нового сегмента рын­ка труда, "основанного на смешанном профессионально-отраслевом делении рабо­чей силы":

а) рынок, охватывающий быстрорастущие наукоемкие производства и отрасли сферы услуг с гораздо меньшим средним уровнем концентрации и смешанной в квалификационном отношении рабочей силой;

б) рынок в старых, традиционных секторах экономики, бывших в недавнем прошлом главными.

Наличие широкой сегментации ослабляет конкуренцию работников на рынке труда.

Рынок труда становится полем действия групп рабочих (организованных профсоюзами) и государственного вмешательства и представляет собой сферу коллективных переговоров и коллективных действий.

Рынок труда в странах с рыночной экономикой регулируется государством по следующим направлениям:

1. Поддержание и развитие социального партнерства.

2. Реализация программ по стимулированию роста занятости и увеличению чис­ла рабочих мест в государственном секторе, в сфере малого и среднего бизнеса.

3. Осуществление программ по подготовке и переподготовке кадров.

4. Принятие программ содействия найму рабочей силы.

5. Выделение средств на программы по социальному страхованию от безрабо­тицы.

На первое место ставится социальное партнерство (снятие социальных напря­жений, защита прав работников), поскольку роль государства в урегулировании социальных конфликтов между работодателем и наемными работниками особенно неоценима

Принятием закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" от 23 ноября 1995 г. и других нормативных актов Российское государство положило начало реализации принципа социального партнерства, как особой формы соци­ально-трудовых отношений в условиях функционирования рынка труда, представ­ляющей собой такой тип и систему отношений между работодателями и работника­ми, при котором в рамках социального мира обеспечивается согласование их важ­нейших социально-трудовых интересов.

Другой программой, поддерживающей и развивающей принципы социального партнерства, является заключение Генерального соглашения по социально-экономическим вопросам между правительством РФ, общероссийскими объедине­ниями профсоюзов и общероссийскими объединениями предпринимателей, на от­раслевом уровне — отраслевых (тарифных) соглашений, на уровне территорий — специальных соглашений, на уровне предприятий, учреждений и организаций — коллективных договоров.

Обращаясь к российской практике применения коллективных соглашений и до­говоров можно утверждать, что, несмотря на обязательность их заключения, реаль­ная отдача от них существенно "девальвирована" и носит формальный характер. Это можно видеть на примере гарантируемого государством минимального разме­ра оплаты труда в России. МРОТ фактически означает отказ Государства от каких-либо требований к работодателю по уровню заработной платы работников и пере­нос всей тяжести решения этой проблемы на уровень предприятия. В 1992 г. МРОТ была включена в Генеральное соглашение между правительством, работодателями и профсоюзами на 1993 г. К 2000 г. ситуация осталась такой же как в 1992 г., а именно: отношение МРОТ к прожиточному минимуму находится на уровне 10-15%.

Принципы социального партнерства развиваются в России с использованием мирового опыта, накопленного Международной организацией труда. Ее основные постулаты:

— установление всеобщего и прочного общественного мира на основе социальной справедливости;

— предоставление работникам нормальных условий труда;

— признание и гарантия права на объединение;

— право всех людей на материальное благосостояние и духовное развитие в условиях свободы, достоинства и равных возможностей.

Не совпадающие интересы работодателей и работников возникают из-за изме­нения пропорций в распределении доходов на потребление и развитие производ­ства, определение источников создания фондов социальной защиты и их недостаточность. В свою очередь, это ведет к растущей социальной напряженности, кото­рую призваны снимать профсоюзы, выступающие как рабочая сторона в системе социального партнерства.

В системе социального партнерства государство исполняет роль независимого регулятора социально-трудовых отношений, гаранта основополагающих прав и сво­бод, организатора и координатора переговоров, арбитра при разрешении трудовых конфликтов. С этой целью оно формирует законодательную базу социального парт­нерства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: