Теория поля» К. Левина - важнейший источник когнитивистской ориентации в социальной психологии

Когнитивный подход С.Аша, Д. Креча, Р. Крачфилда

Когнитивистская ориентация

Когнитивная психология возникла в середине шестидесятых годов в США и была направлена против бихевиористской трактовки поведения чело-века, игнорирующей роль познавательных процессов и познавательного развития.

Когнитивная психология - одно из современных направлений исследований в психологии, объясняющее поведение человека на основе знаний и изучающее процесс и динамику их формирования. Сущность когнитивистского подхода сводится к стремлению объяснить социальное поведение через систему познавательных процессов и установление баланса когнитивных структур. Данные структуры (аттитюды, идеи, ожидания и т.п.) выступают регуляторами социального поведения. На их основе происходит отнесение воспринимаемого объекта, явления к определенному классу явлений (категоризация). В рамках когнитивистского подхода изучаются следующие проблемы:

а) социальной перцепции;

б) аттракции (эмоциональное переживание другого);

в) формирование и изменение аттитюдов.

В данном реферате освещаются социально-психологические теории, имеющие когнитивистскую ориентацию.

К когнитивным теориям в социальной психологии относятся: теории когнитивного соответствия: структурного баланса (Ф. Хайдер); коммуникативных актов (Т. Ньюком); когнитивного диссонанса (Л. Фестингер); конгруэнтности (Ч. Осгуд, П. Танненбаум).

1) Общее для данных теорий: личность стремится убрать внутренний дисбаланс, а группа - максимизировать внутреннее соответствие межличностных отношений.

2) Когнитивный подход С. Аша, Д. Креча, Р. Крачфилда.

Теория поля К. Левина объясняла человеческое поведение, исходя не только из когнитивных структур, но и мотивации человека. Автор теории - Курт Левин - представитель немецкой школы гештальтпсихологии.

Основные положения «теории поля».

1) Движущей силой человеческого поведения являются потребности. Потребность - динамическое состояние (активность), возникающее у человека при осуществлении какого-нибудь намерения, действия. Потребности разделяются на следующие виды:

а) истинные - потребность к труду, самоутверждению и т.п.;

б) квазипотребности - возникают у человека в данный момент, в данной ситуации; они - порождение динамически заряженной системы. Удовлетворе-ние квазипотребностей состоит в разрядке их динамического напряжения. Способ удовлетворения потребностей у каждого человека носит гибкий характер ввиду их разнообразного содержания.

2) Удовлетворение потребности может приобрести характер замещающего действия. Это зависит от степени напряженности системы и от степени достижимости цели. Замещения бывают следующих типов:

а) эквивалентные замещения - реальная цель (достигается, но другим путем);

б) замещения «часть вместо целого» - выполнение деятельности идет в направлении первоначальной цели, но останавливается;

в) нереальные символические решения - человек при помощи воображения совершает идентичное требуемому действие с достижением цели.

К. Левин различал внутреннюю и внешнюю цель деятельности. При этом эффективность замещения связана с достижением именно внутренней цели.

3) Понятие психологического поля.

Для К. Левина поле - это структура, в которой совершается и факторами которого детерминируется поведение. Вокруг нас существует мир предметов, которые обладают определенной валентностью. Поэтому нужно говорить не отдельно о субъекте и психологическом окружении, а о включающем и то и другое жизненном пространстве индивида, в котором реализация возможнос-тей человека определяется как поведение. Факторами, включенными в жизненное пространство, являются все физические и социальные факторы по мере их воздействия на человека. Их позитивная валентность обеспечивает устремление индивида в определенный район этого поля, негативная валентность - в противоположную от него сторону.

К. Левин различает волевое поведение, обусловленное целями самого человека и поведение полевое. Поведение полевое - преобладающая ориентация субъекта на ситуативно значимые объекты воспринимаемого окружения в отличие от ориентации на принятую цель деятельности.

4) Понятие цели.

Цель образуется у человека на основе выбора заданий в некотором наличном предметном поле. Это поле представлено набором задач различной трудности, которые предъявляются испытуемому извне. Тенденция к решению задач выступает в качестве средств при достижении внутренних целей субъекта, связанных с его достаточно высокими притязаниями в отношении результатов деятельности. За выбором заданий стоит особый процесс - образование цели. В качестве механизма целеобразования рассматривается процесс анализа и оценки заданий по параметрам валентности и вероятности успеха. Основная проблема ситуации целеобразования состоит в существовании несоответствия между тенденцией ставить все более высокие цели и желанием избегать неудач.

В результате экспериментов, проведенных совместно со своими сотрудниками, К. Левин пришел к следующим выводам:

1) Для каждого задания существует иерархия целей, которая определяется отношением реальной и идеальной целей.

2) Для разрядки квазипотребности решающим является достижение внутренней цели, а не объективной цели задания.

3) Изменение уровня притязаний связано с конфликтом между тенденцией приближения к идеальной цели и страхом перед неудачей, а не с фиксацией удачи или неудачи.

4) Величина переживания неудачи равна нулю на уровнях самой большой трудности и достигает максимума в области относительно легких заданий. Затем она в области слишком легких заданий перестает приниматься во внимание. Иными словами, только тогда, когда речь идет о цели, которая лежит в границах зоны возможностей данного субъекта, могут возникать переживания успеха или неудачи.

В американский период деятельности К. Левин занимался проблемами социальной психологии. Большое внимание он уделял проблеме групповых структур. Изучал типы лидерства (демократическое, анархическое, авторитарное) и отвечающие им групповые атмосферы. Внутригрупповые отношения различал на:

а) неформальные - изначально присущие группе (симпатия, антипатия, покровительство и др.), которым принадлежит ведущая роль;

б) отношения конкретной деятельности, в которую включается группа и которые лишь накладываются на неформальные.

Разработал теорию «структурированности психологического окружения». Ее суть сводится к тому, что окружение личности имеет дифференцированную структуру и разделяется на отдельные области, определяющие эмоциональные и познавательные процессы. Это окружение переструктурируется при переходе, например, человека из одного возрастного периода в другой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: