Трехмерная теория интерперсонального поведения В. Шутца

Принципиальной основой теории Шутца является положение фрейдизма о том, что социальная жизнь взрослого человека фатально предопределена опытом его детства. Отличие гештальт-подхода в этом вопросе заключается в том, что Перлз, признавая большую роль детства в формировании определенных паттернов поведения, игр и ролей личности, так же безусловно признавал за личностью право на изменение этих паттернов, свободу выбора и творческого приспособления.

Далее, Шутц постулирует наличие трех межличностных потребностей, характерных для каждого индивида: потребность включения, потребность в контроле и потребность в любви. По мнению Шутца, межличностные потребности во многих отношениях аналогичны биологически потребностям. Если биологические потребности регулируют отношения организма с физическим окружением, то межличностные устанавливают связь личности с ее человеческим окружением. Мы полагаем, что последние две фразы абсолютно совпадают с мнением Перлза. Он считал, что механизм действия человеческих потребностей един. Неважно, что именно является объектом их удовлетворения, они возникают, рассматриваются, удовлетворяются или не удовлетворяются одним и тем же путем – путем контакта с окружающим миром. При этом для Перлза характерен феноменологический подход к классификации потребностей, он не выделяет кластеров, объединяющих их. Определение потребности дает каждый конкретный клиент, отвечая на вопрос «Чего ты хочешь?». Поэтому, если бы Перлз взялся перечислять межличностные потребности, их получилось бы неизмеримо больше, нежели у Шутца.

Шутц считает, что индивид во взаимоотношениях с другими реализует опыт межличностных отношений своего детства. При этом человек может занимать только две позиции: родительскую (образец поведения родителей по отношению к нему) и детскую (образец собственного поведения в ответ на поведение родителей). Перлз считает любую позицию верной постольку, поскольку она применяется осознанно и в результате свободного выбора. Кроме того, в его теории наличествует и взрослая неродительская позиция, позиция общения с другими людьми как с равными.

Шутц выделяет ряд личностных особенностей поведения людей в зависимости от того, как удовлетворялись в детстве их межличностные потребности. Человек может замкнуться в себе или демонстративно требовать внимания, если не была удовлетворена потребность включения. Он может быть авторитарным или чрезмерно уступчивым, если неадекватно удовлетворялась потребность в контроле, имела место гиперопека, принуждение со стороны родителей, или, напротив, чрезмерная либеральность в отношениях. И, наконец, человек может избегать близких отношений или стремиться к близости со всеми окружающими людьми, если опыт детского удовлетворения потребности в любви оказался негативным. Во всех трех случаях возможны также нормальные варианты поведения, зависящие от позитивного детского опыта. Перлз связывал указанные Шутцем и многие другие нарушения со срывами контакта (прерываниями нормального цикла, когда человек бессознательно стремится уйти от удовлетворения потребности, потому что это по каким-то причинам представляется его Ид опасным, неприличным, неестественным и так далее) и полагал, что осознавание и проработка срывов методами гештальт-терапии вполне могут вернуть человека к нормальной жизни даже при наличии травмирующего детского опыта.

Следующий постулат Шутца связан с межличностной совместимостью. Он полагал, что люди в группе совместимы в трех случаях: если удовлетворяют потребности друг друга по принципу взаимного обмена; если один удовлетворяет потребность другого, тем самым одновременно удовлетворяя собственные по принципу комплементарности; если люди удовлетворяют одни и те же потребности сходным образом. Перлз не акцентирует внимание на этом вопросе, однако в некоторых его работах мы находим указание на то, что некоторые виды совместимости препятствуют прохождению нормального цикла контакта. Имеется в виду склонность к слиянию, когда отсутствуют границы индивидуальности и существует единое «Мы». Люди из этого «Мы», будь то диада или малая группа, прекрасно совместимы до тех пор, пока отдельные участники не проходят стадию отделения и не оказываются наедине с миром, требующим от них принятия ответственных решений.

И, наконец, Шутц считает, что группа в своем развитии проходит стадии включения, контроля и любви (решение, оставаться ли в этой группе – распределение ответственности и власти – эмоциональная интеграция). Перлз также проводит параллель между личностью и группой, выделяя в развитии взаимодействия с клиентом и взаимодействия с группой одни и те же стадии: предъявление социальных ролей; игра; тупик и ощущение творческого бессилия; взрыв изнутри (изменение внутреннего мира участника группы или клиента, появление новых размышлений, новых чувств, новых способов поведения), взрыв снаружи (творческое действие). При этом взрывы могут сопровождаться проявлениями агрессии – это нормальная реакция на глубокие изменения личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: