02.03.12
Основная цель экономики: непрерывное воспроизводство материальных благ
Воспроизводство – постоянно повторяющийся процесс производства.
Благо – нечто, что может удовлетворить потребность. (ограниченные и неограниченные(экономические), материальные и нематериальные и т.д.)
Экономка возникла тогда, когда люди поняли что блага ограниченны.
Ограниченные экономические блага:
o средства производства (ресурсы)
o предметы потребления.
Капитал – стоимость, позволяющая создавать новую увеличенную стоимость.
Экономисты рассматривали экономику как функциональную подсистему. Институционалисты вводят в экономику неэкономические категории (институты и др)
Институциональная экономика – научное направление современной экономической мысли, исследующее проблемы экономической теории и хозяйственной практики в их взаимообусловленности с институциональными изменениями.
Поведение хозяйствующих субъектов, действие законов спроса и предложения, динамика экономического роста, функционирование рыночных и административных механизмов и т.д. зависят от принятых в обществе институтов.
Институт – то, что координирует деятельность людей.
Без институтов социально-экономическая жизнь не возможна. Общество представляло бы собой множество несвязанных друг с другом сегментов, групп, индивидов. Развитие социально-экономических отношений должна сопровождаться развитием институтов. Игнорирование роли и значения институтов, несовместимость экономических реформ господствующей в обществе системой институтов изначально обрекает реформы на неудачу.
Переход в 90х гг от командной экономики к рыночной (у нас – квазиэкономика – вобрала в себя недостатки и плановой и рыночной экономики)
У нас переход – резкая либерализация.
Реформы необходимо было проводить, сначала сформировав институты. Людей нужно было подготовить, подготовить законы.
Проблемы современной экономики:
ü производство с низкой добавочной стоимостью (переработка)
ü сельское хозяйство (диспропорция в структуре)
ü дифференциация населения (85% населения живёт за чертой бедности)
ü вывоз капитала за границу
ü большая импортная зависимость
ü уровень здравоохранения, образования и тд
o демографические
o инфляция имеет и положительные, и отрицательные моменты (положительные – предприятие берет кредит – небольшая инфляция в экономике в связи с выпуском денег для кредита)
Виды институтов в экономике: собственности (ест), ипотеки, банкротства(и), налогообложения, розничной торговли, неформальных отношений (ест)(влияние при расстановке сил), бартера (ест) (товарного обмена), рынка в целом, биржи, выборных органов, парламента, самоуправления, взаимного кредитования, полиции, коррупции, демократии, контрактного найма на работу, ренты(ест), социальной политики, образовательные, приватизации, открытых акционерных обществ, права, здравоохранения, пенсий, пособий по безработице, промышленной политики и тд
Первичные и вторичные: для реализации первичного необходимо создать вторичный.
Первичные: а) социальная политика;
Вторичные: а) пенсии, пособия по безработице;
16.03.12
Сущность и классификации правил.
Правила – общепризнанные и защищённые предписания, которые запрещают или разрешают определённые виды действий одного индивида или группы людей при взаимодействии их с другими индивидами или группами.
Правила формируют институт, если они применяются более чем к 1 человеку
Ø любой институт определяется через правила, но не всякие правила будут институтами.
Правила, обеспечивающие структуризацию отношений между людьми принимают форму прав.
Права – продукт правил.
Ø Особенности правил определяют специфику прав.
Правила обладают свойством: распределительными последствиями: расширение или закрепление прав одного индивида обозначают ограничение прав другого.
Первая классификация правил – по уровню:
1. Коллективного действия (более высокого порядка – от них зависит порядок изменения и применения операциональных правил)
2. Операциональные (определяют взаимоотношения между людьми по поводу тем или иным редким ресурсов и распределения дохода)
В соответствии с этими правилами существуют права:
1. Операциональные - доступа и извлечения дохода
содержание этих прав определяются правами коллективного действия
2. Коллективные – управления, исключения, отчуждения
Право управления. Обладатель права управления может определять способ использования и трансформации ресурсов.
Право исключения. Даёт возможность ограничивать круг лиц, которые могут обладать правом доступа.
Право отчуждения. Позволяет передавать другому лицу все перечисленные полномочия. (право делегирования)
Вторая классификация правил – по степени формализации:
1. Формальные (обеспечены защитой со стороны государства)
2. Неформальные (защищены другими механизмами, отличными от государства)
Между собой данные правила связаны:
1) Неформальные правила являются источником формирования формальных
Пример: тип системы права, основанной на прецедентах. (уголовное право)
2) Неформальные правила могут быть расширениями и дополнениями формальных
Пример: в дореволюционное время не было стольких законом, регулирующих экономическую добросовестность, всё основывалось на репутации.(существуют, когда есть жизнеспособные нормы поведения)
3) Неформальные могут быть заменителем формальных
Пример: не продажа алкоголя детям (до принятия закона)
4) Формализация неформальных правил
Пример: Лоббирование интересов: организация лоббирует принятие законов, способствующих развитию организации
5) Неформальные могут противоречить формальным
Пример: кровная месть
Третья классификация – введённая Дугласом Нортом:
1. Конституционные (политические) правила, определяющие иерархическую структуру государства
2. Экономические, являющиеся основой возникновения прав собственности; определяют возможные формы организации хозяйственной деятельности, в рамках которой отдельные индивиды или отдельные группы кооперируются или конкурируют
3. Правила контрактации (от контракт) определяют способы, порядок и условия заключения и реализации контракта
Внутренние: устанавливают общие ограничения общего характера
Внешние: действуют извине.
23.03.12
Тема №6.
Нормы, привычки, рутины.
Старые и новые институционалисты понимали под институтами разные вещи.
В основе понимания институтов лежат правила, нормы, привычки.
Старые институционалисты: привычки и стереотипы мышления, разделяемые большим числом членов общества Веблен назвал институтами.
Привычки необходимы, чтобы иметь дело со сложностью повседневной жизни. Они обеспечивают индивидов определённой моделью поведения без привлечения глобальных рациональных расчётов с привлечением большого объема информации.
Рутины – установившееся практика, заведенный порядок деятельности.
Взаимосвязь привычек, рутин и институтов.
| общество |
| институты |
Общество институты
| Группа индивидов |
| рутины |
Группа рут
| привычки |
| индивиджд |
Старые институционалисты делают упор на культурные нормы и традиции, привычки и рутины. По их мнению институты не столько ограничивают, сколько направляют, поощряют и облегчают человеческую деятельность, они формируют связи между людьми и делают поведение других понятным и предсказуемым для других.
Новые институционалисты считают институтами новые институционалисты нормы экономического поведения, возникающие из взаимодействия индивидов – юридические (формальные) и неформальные нормы, образующие ограничения для деятельности.
Нормы.
Норма – это предписание определенного поведения, обязательное для выполнения и направленная на поддержание порядка. (обязательно присутствие хотя бы 2х сторон)
Элементы, которые входят в понятия нормы:
1) Атрибуты, определяющие группу людей, на которую распространяется норма
2) Фактор долженствования – может, должен, не должен
3) Цель (желаемый результат)
4) Условия, при которых действует норма
5) Санкции
В соответствии и этим выделяют 3 вида норм, их отличают разный состав и количество элементов.
1) Совместная стратегия: атрибут, цель, условие (пример: фокальная точка)
Рассмотрим пример: фокальная точка – место встречи при потере друг друга
Атрибут – факт потери людей, служит возникновением совместной стратегии
Цель – нахождение друг друга
Условие – наличие бросающихся в глаза известных примет, вблизи которого вероятнее встреча
2) Норма в узком смысле слова = соглашения(так как носят добровольный характер: атрибут, фактор долженствования, цель, условия
3) Правила: атрибуты, фактор долженствования, цель, условия, санкции
Хозяйство – это совместная деятельность, упорядоченная посредством институтов.
Нормы бывают:
1) Рефлексивные (внешние)
2) Этические (внутренние)
Отличая рефлексивной нормы от этической:
ü Рефлексивная – внешняя, то есть не предполагает, что исполняющий её человек следует внутренним побуждениям
ü Рефлексивной норме свойственна взаимность ожиданий. Этическая норма не предполагает ответную обязанность, то есть не дает оснований ожидать сходного поведения от других. Рефлексивные – порождают отношения, определяющие взаимные позиции участников в смысле их взаимных ожиданий.
Пример: правовые нормы: обязательство одного лица соответствует право требования на другой стороне (на стороне другого лица). Таким образом, институт – рефлексивная (внешняя) норма. И закрепление внешней нормы на практике называется институционализацией хозяйственной деятельности.
Тема №7.
Рациональность как норма поведения.
Выделяют 4 типа поведения: (Вебер)
2. Ценностно-рациональное поведение – использование условий и средств для достижения заданной цели. Цели при этом определены самодавлеющей ценности: религиозные, эстетические, идеологические. Связь только при наличии веры в эти ценности
3. Традиционное – в основе лежит длительная привычка или обычай и носит традиционный характер
4. Аффективное – цели и средства не выделяются. Поведение обусловлено эмоциональным состоянием индивида, его чувствами и ощущениями
Типы поведения можно представить как функции 2х переменных: когнитивные ограничения и степень полноты информации, используемой для принятия решений. По мере движения от аффективного поведения к целерациональному процедура принятия решения усложняется
информация
Графическая интерпретация различных типов поведения: Олейник стр. 61 рис. 4.2, 4.3. + лекция «Рациональность как форма поведения» - алгоритм Корнаи
Ø Чем более рационален индивид, тем сложнее процедура принятия решения
30.03.12






