Целерациональное

02.03.12

Основная цель экономики: непрерывное воспроизводство материальных благ

Воспроизводство – постоянно повторяющийся процесс производства.

Благо – нечто, что может удовлетворить потребность. (ограниченные и неограниченные(экономические), материальные и нематериальные и т.д.)

Экономка возникла тогда, когда люди поняли что блага ограниченны.

Ограниченные экономические блага:

o средства производства (ресурсы)

o предметы потребления.

Капитал – стоимость, позволяющая создавать новую увеличенную стоимость.

Экономисты рассматривали экономику как функциональную подсистему. Институционалисты вводят в экономику неэкономические категории (институты и др)

Институциональная экономика – научное направление современной экономической мысли, исследующее проблемы экономической теории и хозяйственной практики в их взаимообусловленности с институциональными изменениями.

Поведение хозяйствующих субъектов, действие законов спроса и предложения, динамика экономического роста, функционирование рыночных и административных механизмов и т.д. зависят от принятых в обществе институтов.

Институт – то, что координирует деятельность людей.

Без институтов социально-экономическая жизнь не возможна. Общество представляло бы собой множество несвязанных друг с другом сегментов, групп, индивидов. Развитие социально-экономических отношений должна сопровождаться развитием институтов. Игнорирование роли и значения институтов, несовместимость экономических реформ господствующей в обществе системой институтов изначально обрекает реформы на неудачу.

Переход в 90х гг от командной экономики к рыночной (у нас – квазиэкономика – вобрала в себя недостатки и плановой и рыночной экономики)

У нас переход – резкая либерализация.

Реформы необходимо было проводить, сначала сформировав институты. Людей нужно было подготовить, подготовить законы.

Проблемы современной экономики:

ü производство с низкой добавочной стоимостью (переработка)

ü сельское хозяйство (диспропорция в структуре)

ü дифференциация населения (85% населения живёт за чертой бедности)

ü вывоз капитала за границу

ü большая импортная зависимость

ü уровень здравоохранения, образования и тд

o демографические

o инфляция имеет и положительные, и отрицательные моменты (положительные – предприятие берет кредит – небольшая инфляция в экономике в связи с выпуском денег для кредита)

Виды институтов в экономике: собственности (ест), ипотеки, банкротства(и), налогообложения, розничной торговли, неформальных отношений (ест)(влияние при расстановке сил), бартера (ест) (товарного обмена), рынка в целом, биржи, выборных органов, парламента, самоуправления, взаимного кредитования, полиции, коррупции, демократии, контрактного найма на работу, ренты(ест), социальной политики, образовательные, приватизации, открытых акционерных обществ, права, здравоохранения, пенсий, пособий по безработице, промышленной политики и тд

Первичные и вторичные: для реализации первичного необходимо создать вторичный.

Первичные: а) социальная политика;

Вторичные: а) пенсии, пособия по безработице;

16.03.12

Сущность и классификации правил.

Правилаобщепризнанные и защищённые предписания, которые запрещают или разрешают определённые виды действий одного индивида или группы людей при взаимодействии их с другими индивидами или группами.

Правила формируют институт, если они применяются более чем к 1 человеку

Ø любой институт определяется через правила, но не всякие правила будут институтами.

Правила, обеспечивающие структуризацию отношений между людьми принимают форму прав.

Права – продукт правил.

Ø Особенности правил определяют специфику прав.

Правила обладают свойством: распределительными последствиями: расширение или закрепление прав одного индивида обозначают ограничение прав другого.

Первая классификация правилпо уровню:

1. Коллективного действия (более высокого порядка – от них зависит порядок изменения и применения операциональных правил)

2. Операциональные (определяют взаимоотношения между людьми по поводу тем или иным редким ресурсов и распределения дохода)

В соответствии с этими правилами существуют права:

1. Операциональные - доступа и извлечения дохода
содержание этих прав определяются правами коллективного действия

2. Коллективные – управления, исключения, отчуждения

Право управления. Обладатель права управления может определять способ использования и трансформации ресурсов.

Право исключения. Даёт возможность ограничивать круг лиц, которые могут обладать правом доступа.

Право отчуждения. Позволяет передавать другому лицу все перечисленные полномочия. (право делегирования)

Вторая классификация правил – по степени формализации:

1. Формальные (обеспечены защитой со стороны государства)

2. Неформальные (защищены другими механизмами, отличными от государства)

Между собой данные правила связаны:

1) Неформальные правила являются источником формирования формальных
Пример: тип системы права, основанной на прецедентах. (уголовное право)

2) Неформальные правила могут быть расширениями и дополнениями формальных

Пример: в дореволюционное время не было стольких законом, регулирующих экономическую добросовестность, всё основывалось на репутации.(существуют, когда есть жизнеспособные нормы поведения)

3) Неформальные могут быть заменителем формальных

Пример: не продажа алкоголя детям (до принятия закона)

4) Формализация неформальных правил

Пример: Лоббирование интересов: организация лоббирует принятие законов, способствующих развитию организации

5) Неформальные могут противоречить формальным

Пример: кровная месть

Третья классификация – введённая Дугласом Нортом:

1. Конституционные (политические) правила, определяющие иерархическую структуру государства

2. Экономические, являющиеся основой возникновения прав собственности; определяют возможные формы организации хозяйственной деятельности, в рамках которой отдельные индивиды или отдельные группы кооперируются или конкурируют

3. Правила контрактации (от контракт) определяют способы, порядок и условия заключения и реализации контракта

Внутренние: устанавливают общие ограничения общего характера

Внешние: действуют извине.

23.03.12

Тема №6.

Нормы, привычки, рутины.

Старые и новые институционалисты понимали под институтами разные вещи.

В основе понимания институтов лежат правила, нормы, привычки.

Старые институционалисты: привычки и стереотипы мышления, разделяемые большим числом членов общества Веблен назвал институтами.

Привычки необходимы, чтобы иметь дело со сложностью повседневной жизни. Они обеспечивают индивидов определённой моделью поведения без привлечения глобальных рациональных расчётов с привлечением большого объема информации.

Рутины – установившееся практика, заведенный порядок деятельности.

Взаимосвязь привычек, рутин и институтов.

общество
институты


Общество институты

Группа индивидов
рутины


Группа рут

привычки


индивиджд
Индивид привычки

Старые институционалисты делают упор на культурные нормы и традиции, привычки и рутины. По их мнению институты не столько ограничивают, сколько направляют, поощряют и облегчают человеческую деятельность, они формируют связи между людьми и делают поведение других понятным и предсказуемым для других.

Новые институционалисты считают институтами новые институционалисты нормы экономического поведения, возникающие из взаимодействия индивидов – юридические (формальные) и неформальные нормы, образующие ограничения для деятельности.

Нормы.

Норма – это предписание определенного поведения, обязательное для выполнения и направленная на поддержание порядка. (обязательно присутствие хотя бы 2х сторон)

Элементы, которые входят в понятия нормы:

1) Атрибуты, определяющие группу людей, на которую распространяется норма

2) Фактор долженствования – может, должен, не должен

3) Цель (желаемый результат)

4) Условия, при которых действует норма

5) Санкции

В соответствии и этим выделяют 3 вида норм, их отличают разный состав и количество элементов.

1) Совместная стратегия: атрибут, цель, условие (пример: фокальная точка)

Рассмотрим пример: фокальная точка – место встречи при потере друг друга

Атрибут – факт потери людей, служит возникновением совместной стратегии

Цель – нахождение друг друга

Условие – наличие бросающихся в глаза известных примет, вблизи которого вероятнее встреча

2) Норма в узком смысле слова = соглашения(так как носят добровольный характер: атрибут, фактор долженствования, цель, условия

3) Правила: атрибуты, фактор долженствования, цель, условия, санкции

Хозяйство – это совместная деятельность, упорядоченная посредством институтов.

Нормы бывают:

1) Рефлексивные (внешние)

2) Этические (внутренние)

Отличая рефлексивной нормы от этической:

ü Рефлексивная – внешняя, то есть не предполагает, что исполняющий её человек следует внутренним побуждениям

ü Рефлексивной норме свойственна взаимность ожиданий. Этическая норма не предполагает ответную обязанность, то есть не дает оснований ожидать сходного поведения от других. Рефлексивные – порождают отношения, определяющие взаимные позиции участников в смысле их взаимных ожиданий.

Пример: правовые нормы: обязательство одного лица соответствует право требования на другой стороне (на стороне другого лица). Таким образом, институт – рефлексивная (внешняя) норма. И закрепление внешней нормы на практике называется институционализацией хозяйственной деятельности.

Тема №7.

Рациональность как норма поведения.

Выделяют 4 типа поведения: (Вебер)

2. Ценностно-рациональное поведение – использование условий и средств для достижения заданной цели. Цели при этом определены самодавлеющей ценности: религиозные, эстетические, идеологические. Связь только при наличии веры в эти ценности

3. Традиционное – в основе лежит длительная привычка или обычай и носит традиционный характер

4. Аффективное – цели и средства не выделяются. Поведение обусловлено эмоциональным состоянием индивида, его чувствами и ощущениями

Типы поведения можно представить как функции 2х переменных: когнитивные ограничения и степень полноты информации, используемой для принятия решений. По мере движения от аффективного поведения к целерациональному процедура принятия решения усложняется

 
 
когнитивные способности

 
 


информация

Графическая интерпретация различных типов поведения: Олейник стр. 61 рис. 4.2, 4.3. + лекция «Рациональность как форма поведения» - алгоритм Корнаи

Ø Чем более рационален индивид, тем сложнее процедура принятия решения

30.03.12




double arrow
Сейчас читают про: