double arrow

Государственный строй Древнерусского государства

Древнерусское государство представляло собой совокупность Киевского и местныхфеодальных княжеств, которые находились в вассальной зависимости от великого князя. Киевская Русь не была централизованным государством. Как и другие государства этого периода, Русь была «лоскутным» государством. Местные князья обязаны были участвовать со своей ратью в походах киевских князей.

Государственное единство Киевской Руси держалось на системе сюзеренитета-вассалитета. Вся структура государства покоилась на лестнице феодальной иерархии. Вассал зависел от своего сеньора, тот - от более крупного сеньора или верховного сюзерена. Вассалы обязаны были помогать своему сеньору (платить ему дань, участвовать в его военных экспедициях). В свою очередь сеньор обязан был защищать вассала от посягательств соседей и прочих притеснений.

С укреплением феодального землевладения местные княжества усиливаются и все в меньшей степени нуждаются в помощи великого князя. К середине XI в. новые политические центры настолько усилились, что единое древнерусское государство распалось на ряд самостоятельных княжеств. Но это будет в XII веке. Пока же, врассматриваемый нами период (X - XI вв.), Древнерусское государство по форме правления было типичной раннефеодальной монархией. Во главе его стоял великий князь. Ему принадлежала верховная законодательная власть. Известны крупные законы, изданные великими князьями и носящие их имена: Устав Владимира, Правда Ярослава и др. Великий князь киевский сосредоточил в своих руках и исполнительную власть, будучи главой администрации. Он возглавлял всю военную организацию древнерусского государства. Основу военной организации составляла великокняжеская дружина, дружины местных князей, а также ополчение. Князь Владимир Мономах вспоминал в конце жизни о своих 83 больших походах. Внешние функции государства великие князья выполняли не только силой оружия, но и дипломатическим путем. Древняя Русь стояла на европейском уровне дипломатического искусства. Дипломатические переговоры вели сами князья, они же иногда возглавляли посольства, направляемые в другие страны. Выполняли князья и судебные функции.

Фигура князя возникла в результате эволюции власти, принадлежавшей племенному вождю. Князья периода военной демократии были выборными, великий киевский князь передает свою власть по наследству, по прямой нисходящей линии от отца к сыну.

Великий князь хотя и был монархом, но не мог обойтись без Совета крупных феодалов. Юридически он никак не был оформлен, но имел серьезное влияние на князя. В Совет входили приближенные великого князя, верхушка его дружины, т. е. княжьи мужи. Иногда в древнерусском государстве созывались феодальные съезды, в которых принимали участие крупные феодалы. Съезды решали междукняжеские споры, вопросы о войне. На одном из съездов была принята Правда Ярославичей - важная составная часть Русской Правды.

Существовало в древнерусском государстве и вече, выросшее из древнего народного собрания. Особенно была высока его активность в Новгороде.

Первоначально в Киевской Руси применялась десятичная система управления (осталась от прежней военной организации). При ней десятские, сотские, тысяцкие имели функции государственного управления (тысяцкий выполнял функции военачальника),

Со временем десятичная система уступает место дворцово-вотчинной, которая вырастает из идеи соединения управления великокняжеским дворцом с государственным управлением.

Раннефеодальное государство не различало органов государственного управления и управления княжеским двором, его хозяйством.

Государственный аппарат как бы совпадал с аппаратом управления княжеским доменом! В хозяйстве великого князя имелись разного рода слуги, ведавшие отдельными его отраслями (дворецкие, конюшие и т.д.) Со временем князья стали поручать им вести определенные дела в масштабах всего государства. В подчинении этих высших княжеских чинов находились различные слуги - тиуны.

Управление государством, ведение войн, удовлетворение личных потребностей великого князя и его окружения требовали немалых средств. Дань собиралась путем полюдья, когда князья (раз в год) объезжали подвластные им земли и собирали доходы со своих подданных. Без конфликтов не обходилось. Известна печальная судьба великого князя Игоря, убитого древлянами за чрезмерные поборы. Это заставило его вдову княгиню Ольгу упорядочить налогообложение. Ею была проведена «налоговая» реформа, т. е. она учредила погосты (пункты) и сроки сбора дани, регламентировала размеры дани.

Судебных органов как особых учреждений в Древней Руси не существовало. Судебные функции выполняли представители администрации, включая самого князя. Судебные функции выполняла церковь, а также отдельные феодалы, наделенные иммунными грамотами, давшими им такое право.

Существовали специальные должностные лица, помогавшие в отправлении правосудия. Так можно назвать вирников, которые собирали уголовные штрафы за убийство.

Местными органами управления были посадники (наместники) в городах и волостели в сельской местности. Они являлись представителями князя в городе или волости: собирали дань, судили, устанавливали и взимали штрафы.

Вместо жалованья за службу они имели право сбора «корма» с населения. Размер корма определялся в грамотах. Эта система управления называлась системой кормления.

Великокняжеские наместники и волостели посылались не во все земли Древнерусского государства, а лишь на территорию домена великого князя. На землях местных князей суд и управление находились в руках посылаемых ими наместников и волостелей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: