Искусство Двуречья

Искусство Передней Азии. Искусство Двуречья. Ассирия Нововавилонское искусство. Искусство Ахеменидского Ирана.

Передней Азией называется территория, которая находится между Каспийским, Черным, Средиземным морями и персидским заливом. Земли, расположенные в долинах рек Тигр и Ефрат, впадающих в Персидский залив, называются Двуречьем.

Первые письменные документы, найденные на территории Двуречья относятся к IV-III тыс до н.э. Это клинопись на глиняных досках.

Стало известно, что территория между реками в III тыс до н.э. была покрыта сетьб мелких городов-государств, враждующих между собой, среди которых можно выделить древние государства Шумер и Аккад.

Одни из самых ранних произведений шумерской культуры – Ансамбль в Телль-Ахмаре, храм Абу-Шахрайна, статуэтки богов и адорантов из храма Аб-У. Храм Абу-Шахрайна III тыс до н.э.построен на возвышенном месте, с двух сторон к храму ведут лестницы, святилище прямоугольной формы. До начала III тыс до н.э. вход в святилище был свободный.

В конце III тыс до н.э. строятся храмы на нескольких платформах, называемые зиккуратами (зиккурат в Уре). Строительный материал – кирпич-сырец. Первоначально зиккураты имеют три яруса-платформы разного цвета. Первый ярус – черный (обмазка битумом), второй ярус – красный (облицовка обожженым кирпичом), третий ярус – белый (побелка известью). Возможно, иногда террасы озеленялись. В более позднее время стали строить семиярусные зиккураты. В зиккуратах сохранились элементы раннего шумерского храма – лестницы, ведущие к центральному святилищу, открытый внутренний дворик, членение наружных объемов чередующимися нишами и выступами. С середины III тыс до н.э. правители Двуречья начали строить себе дворцы со многими внутренними дворами (дворец А в Каше), стены украшались мозаиками из раковин (боевые сцены).

Вокруг храма или дворца формировалась жилая застройка, которая носила стихийный характер, поэтому возникали узкие, кривые, часто тупиковые улицы. Жилые дома были прямоугольные в плане, без окон, с внутренними двориками, с глинобитными стенами.

В Двуречье почти не использовалась колонна, криволинейные линии.

Рельефы и живопись отличались повествовательностью изображений, членением изображений по регистрам (уровням), чтение сюжета снизу вверх (в самом нижнем регистре – фон, выше – действия). Любимая тема – охота на хищников. Постепенно складывается канон изображения.

Позднее центром культуры Двуречья становятся Аккады. В конце III – начале II тыс до н.э. аккадская династия уничтожена. Происходит смешение культур Шумер и Аккад, население становится аккадоязычным. Последним шумерским периодом истории Двуречья было время III династии Ура (около 2112-1997гг. до н.э.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: