Искусство Франции

Искусство Испании.

Франсиско Гойя (1746-1828) открыл для Испании целую эпоху, положив начало развитию реалистической живописи нового времени. Его называют предтечей романтизма в Европе. Начало его творческого пути связано с работой на Королевской мануфактуре по производству гобелен (безворсовых ковров). Он выполнял эскизы сюжетов на картонах, называемых шпалерами («Махи с кавалерами»). Художнику чужда идеализация образов. На картине «Семья короля Карла IV» при парадности одежды проявилась правдивость в изображении лиц и характеров. Сатира на испанскую действительность представлена сериями офортов «Капричос», «Ужасы войны». Работы Гойи нравоучительны. Романтические находки мастера связаны с поисками в области цвета.

Будучи придворным художником короля Карла IV, Франсиско де Гойя-и-Лусиетес оставил галерею портретов знатных лиц мадридского двора, испанской аристократии, высоко образованного общества своего времени.

Кроме Гойи известный романтик Леонардо Алекса писал в свободной манере небольшие жанровые картины, портреты. Но в основном в архитектуре, скульптуре и живописи Испании начала XIX в. процветал академизм. По примеру Виоле ле Дюка в Испании начинается восстановление средневековых памятников архитектуры во второй половине XIX в. Эклектические тенденции выражены в скульптуре. Испания и всех европейских стран в XIX в. выделялась живописными произведениями исторического жанра. Эти картины – идеализация далекого прошлого (Эд. Росалес «Завещание Изабеллы»). Во второй половине XIXв. наблюдается обращение к темам повседневной жизни. Художник Фортуни изображает быт Испании XVIII в. («Любители гравюр», «Выбор модели»). В 90-е гг. сказывается воздействие импрессионизма.

С конца XVIII в. живопись обращается к республиканским идеям античности, к образцам мужественных борцов против тирании (Давид Ж.-Л.).

Жака Луи Давида (1748-1825) принято считать художником классицизма, но его картины революционных лет реалистичны. Они отличаются четким рисунком, строгой композицией («Клятва Горациев», «Смерть Марата»). Когда грянула Великая французская революция Давид – якобинец, член Конвента. Талантливый живописец привлек к себе внимание Наполеона, он сделал его придворным художником. Искусство Давида постетенно утратило революционную героику и стало более холодным («Коронация»).

Учеником Давида Был Жан Огюст Доменик Энгр (1780-1868) – художник академического классицизма. Что важнее: линия или цвет? Жан Огюст Доминик Энгр, самый влиятельный профессор Школы изобразительных искусств, решительно придерживался первого. Он считал рисунок самым честным выражением искусства, составляющим более трех четвертей живописи. «Если бы мне пришлось повесить над моей дверью вывеску, я бы написал «Школа рисунка» и уверен, что воспитал бы художников, так как красота формы передается прежде всего округлостью линий. Прекрасная форма наделена твердостью и полнотой чувств, и каждой форме нужно придать прочность».

Теодор Жерико (1791-1824) использовал резкие контрасты, густой мазок, коричневые и зеленоватые оттенки в изображении тел («Плот Медузы»). С его именем связано оформление нового направления в живописи – романтизма. Романтизм ставит под сомнение способность разума быть определяющим началом в искусстве. Художник должен руководствоваться чувственным восприятием окружающего. Романтики уделяют повышенное внимание колориту. Одна из первых картин, в которой отражен новый подход в живописи – «Офицер конных егирей императорской гвардии, идущий в атаку». Ни одна из картин Жерико при его жизни не была продана.

Виктор Эжен Делакруа (1798-1863), будучи в Лондоне, видел произведения Констебля и Тернера. Их картины произвели на художника сильное впечатление, и по возвращении во Францию он переписал некоторые свои картины в том же духе, что произвело сенсацию в парижском Салоне 1820 года. Всю свою жизнь Делакруа активно занимается проблемами цвета и его законами. В период зрелого творчества Делакруа берет сюжеты из литературы, истории, мифологии («Свобода на баррикадаз», «Резня на Хиосе»). Он воскрешает страницы Байрона, Шекспира, Вальтера Скотта, пишет на темы библейских мифов. Делакруа использует прием контрастных сопоставлений статических и динамических фигур, теплых и холодных тонов, описываемых состояний. Например, драматизм событий и спокойствие моря.

Жан Батист Симеон Шарден посвятил свое творчество изображению повседневной домашней жизни. Он уделяет одинаковое внимание и предметам, и персонажам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: