ФУНКЦИИ НАЛОГОВ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ
Установление режима природопользования;
Социально-экономическая сущность и функции налогов определяются тем, что для обеспечения функций государства и существования государственного аппарата, реализующего эти функции, необходимы материальные средства. Эти средства образуются путём изъятия части собственности граждан и организаций и называются налогами.
Главным доходом государства остаются налоги. Бюджеты развитых стран, в том числе и России, состоят из налоговых поступлений на 80 – 90%.
Налоговой нагрузкой называется отношение общей суммы налогов налогоплательщика за определённый период к сумме его доходов за тот же период. Чем меньше налоговая нагрузка на бизнес, тем успешнее он развивается при условии обеспечения прав, свобод и соответствующей инфраструктуры.
Собираемость налогов определяет соотношение суммы действительных налоговых поступлений к тому, что налогоплательщики должны были заплатить. Есть государства, где собираемость налогов составляет 90 – 92% расчётной суммы. В некоторых европейских и латиноамериканских странах этот показатель намного ниже.
Фискальная функция (фиск - государственная казна) состоит в бюджетном финансировании:
· правоохранительных органов;
· государственного аппарата;
· обороноспособности;
· обслуживания внешнего и внутреннего долга страны;
· природоохранных мероприятий;
· создания инфраструктуры и благоустройства территорий;
· социальных нужд населения.
Регулирующая функция заключается в стимулировании развития или принудительном сдерживании отдельных отраслей экономики и регионов государства. Путём изменения налогового законодательства государство влияет на экономическую активность налогоплательщиков.
Регулирующая функция проявляется через:
· изменение ставок налогов;
· установление льгот для отдельных категорий налогоплательщиков.
Регулирующая функция влияет на:
· условия развития бизнеса;
· внешнеэкономическую деятельность;
· инфляцию;
· привлечение капитала в отсталые регионы;
· вытеснение промышленного производства из мегаполисов;
· демографическую ситуацию.
Социальная функция с остоит в перераспределении общественных доходов между обеспеченными и малообеспеченными слоями населения, для поддержания гарантий социальной стабильности общества.
Налоговая политика обеспечивает выполнение налоговых функций.
Налоговая политика представляет собой систему мероприятий государства в области налогов и является составной частью финансовой политики.
Задачи налоговой политики:
1) обеспечение государства финансовыми ресурсами;
2) создание условий для регулирования экономики;
3) сглаживание условий доходов населения.
Типы налоговой политики.
1) Максимальные налоги. Приводят к стагнации производства и, как следствие, доходы бюджета государства не растут.
2) Разумные налоги. Способствуют развитию предпринимательства и невозможны без ограничения социальных программ.
3) Высокий уровень налогов и высокий уровень социальной защиты. Рост производства возможен только при развитых общественных отношениях и достижении консенсуса между различными классами государства.
Существует предельный уровень налогообложения (по некоторым оценкам не более 40% от дохода), превышение которого фактически подрывает производственно-хозяйственную деятельность предприятий, сужает налогооблагаемую базу.
Российская федерация (РФ) относится к категории стран с развивающейся налоговой политикой. За короткое время существования РФ на различных этапах строительства государства использовались все основные виды налоговой политики и их комбинации.
В РФ налоговую политику осуществляют Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти.
Органом, ответственным за проведение единой налоговой политики на территории РФ, является Минфин РФ, а за её выработку и осуществление – Министерство по налогам и сборам РФ (далее МНС РФ).
Основные направления развития налоговой политики в РФ:
· снижение налоговой нагрузки путём отмены неэффективных налогов;
· выравнивание условий налогообложения путём отмены всех необоснованных льгот, устранение деформаций в правилах определения налоговой базы по отдельным налогам;
· упрощение налоговой системы и сокращение количества налогов.
Налоговая политика в РФ будет изменяться вслед за изменением государственных приоритетов стимулирования отдельных видов деятельности, производства, экспорта и импорта продукции. Функции налогов можно успешно реализовать только при соответствующем построении налоговой системы.