Проблема предмета экономической теории

Научные методы

В любой науке используется множество методов, научных приемов исследования, проникновения в природу явлений. Некоторые из них были описаны ещё древнегреческим ученым Аристотелем (384 – 322 гг. до н.э.). Например, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, сравнение. Анализ предполагает расчленение целого на части и познание частей. Синтез основан на соединении частей, изученных в ходе анализа, в единое целое. Индукция – метод познания от частного к общему. Дедукций означает умозаключение от общего к частному. Аналогия предполагает перенос свойств известного явления или процесса на неизвестное.

Однако знание методов исследования не делает человека мыслителем. Настоящего ученого отличает умение выделить главное в исследуемом объекте. На языке науки такой метод называется научной абстракцией. Абстрагирование бывает двух видов. Всем хорошо известно математическое абстрагирование. В конечном счете, оно приводит к абстрагированию от объекта исследования, конструированию абстрактных логических схем, моделей. Однако возможен иной способ абстрагирования – выделение в исследуемом объекте наиболее важного при «прочих равных условиях», т.е. когда остальные характеристики объекта являются нормальными. Такой способ абстрагирования необходим при анализе живого объекта. Изучая в нём любой орган, мы предполагаем, что весь организм нормально функционирует.

В зависимости от того, каким методом абстрагирования пользуется ученый, у него складываются различные представления о предмете экономической науки, который она изучает. В тоже время метод абстрагирования связан с развитием личности ученого, его мировоззрением, наличием у него чисто научного интереса.

Предметом экономической теории называют то, что она должна изучать. На вопрос о предмете специалисты не дают однозначного ответа. Экономисты-теоретики различных направлений и школ высказывают противоречащие друг другу взгляды.

Рассмотрим причины такого расхождения. Во-первых, экономика как объект анализа с течением времени существенно меняется, на смену одной стадии производства приходит другая. Эти различные стадии существуют одновременно в разных странах. Другая причина связана с присущим ученым разнообразием методов, определяемым мировоззрением, методом абстрагирования, пониманием объекта исследования, признанием естественных законов в экономике.

Проблема предмета отличается от определения объекта исследования. При определении предмета ставят целью показать отличие предмета науки от предметов других наук. Для объекта исследования это не обязательно. Объект может быть общим для нескольких наук. Кроме того, существуют науки, не имеющие объекта исследования, например, математика или философия.

Можно выделить заметно отличающиеся подходы к формулированию предмета экономической теории. Существовало представление, что она изучает создание и использование материальных благ. Такое понимание присуще основоположнику экономической науки Адаму Смиту и отражено в высказывании Альфреда Маршалла: «Экономическая наука изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием и использованием материальных основ благосостояния».

В наше время получил распространение подход к формулированию предмета экономической науки, основанный на ограниченности ресурсов. Согласно этому подходу, главная задача экономической науки состоит в анализе возможных (альтернативных) способов использования ограниченных экономических ресурсов, необходимых для достижения определенных целей, позволяющем выбрать лучшую альтернативу.

Наиболее полным выглядит определение предмета экономической науки, как науки, изучающей деятельность, связанную с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг.

Многогранность, многоаспектность экономической науки побуждает ученых к перечислительным определениям ее предмета. Американский ученый Пол Самуэльсон привёл следующие возможные определения предмета экономической теории: 1. Наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми; 2. Наука об использовании людьми редких и ограниченных ресурсов для производства различных товаров и распределения их между членами общества в целях потребления; 3. Наука о повседневной деловой деятельности людей, получении ими средств к существованию и использовании этих средств; 4. Наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства; 5. Наука о богатстве.

Соединяя эти определения, Самуэльсон приходит к следующему определению предмета: «Экономическая теория – это наука о том, как люди, общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевое назначение, для того, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различных индивидов и групп общества».

Таким образом, предмет науки является продуктом её развития, и тесно связан с пониманием метода. А метод обусловлен мировоззрением ученого, складом его ума, его научностью. Поэтому целесообразно рассматривать предмет науки как результат метода, отражающего мировоззрение ученого. Личность ученого в любом случае играет определяющую роль. Многое зависит от того, как он понимает экономику и причины ее развития, что является источником развития экономики и должен ли предмет науки включать в себя этот источник.
Раздел II Основополагающие предпосылки формирования и развития рыночных отношений




double arrow
Сейчас читают про: