Эксплуатация и угнетение

Методы производства прибавочной стоимости

В экономической теории различают три метода: а) производство абсолютной прибавочной стоимости; в) производство относительной прибавочной стоимости; с) добавочную прибавочную стоимость. Рассмотрим их последовательно.

а) Производство абсолютной прибавочной стоимости

Увеличение производимой прибавочной стоимости за счет создания новой стоимости путем увеличения расходования рабочей силы называется производством абсолютной прибавочной стоимости. При неизменной интенсивности труда это возможно путем увеличения продолжительности рабочего дня. Производство абсолютной прибавочной стоимости при нормальном воспроизводстве рабочей силы возможно, если рабочий день не превышает некоторую величину Тopt. Если рабочий день превышает оптимальную величину, то увеличение прибавочной стоимости М возможно только при недовоспроизводстве рабочей силы при нарушении эквивалентности обмена.

Необходимо различать эксплуатацию при эквивалентном обмене, когда рабочая сила нормально воспроизводится, и угнетение, когда прибавочная стоимость производится при недовоспроизводстве рабочей силы. Угнетение рабочей силы происходит когда получаемая рабочим заработная плата не позволяет приобрести товары и услуги необходимые для нормального воспроизводства рабочей силы. Отсутствие угнетения или соответствие заработной платы стоимости рабочей силы не означает отсутствия производства прибавочной стоимости, а лишь нормальное воспроизводство общественной рабочей силы. В этом случае можно определить норму эксплуатации:

m¢= M/V = (W–V)/V.

Однако норма эксплуатации не показывает остроты социальной напряженности в обществе, которая определяется угнетением, недовоспроизводством рабочей силы. Если угнетения общественной рабочей силы нет, то общество развивается устойчиво.

б) Производство относительной прибавочной стоимости

Производство относительной прибавочной стоимости – это увеличение производимой прибавочной стоимости за счет уменьшения стоимости рабочей силы.

Если рабочий день не меняется, то прибавочную стоимость можно увеличить за счет уменьшения стоимости рабочей силы. Для этого необходимо уменьшить стоимость товаров и услуг, потребление которых воспроизводит рабочую силу. Это возможно, если увеличить производительность труда в отраслях, производящих товары массового потребления, приобретаемых на заработную плату.

Методы относительной прибавочной стоимости должны уменьшать стоимость рабочей силы, удешевлять рабочего посредством внедрения машин, роста производительности труда в отраслях производящих предметы массового потребления. Но удешевление рабочего препятствует внедрению новых технологий, замещению живого труда.

В связи с этим важное значение приобретают методы производства прибавочной стоимости без снижения стоимости рабочей силы.

Методы производства относительной и абсолютной прибавочной стоимости активно используются в процессе индустриализации, создания индустриальной экономики. При этом прибавочная стоимость, производимая каждым рабочим максимизируется, а стоимость часа труда (отношение V/Тopt) минимизируется, что и показано на рисунке.

в) Добавочная прибавочная стоимость.

В развитой рыночной экономике невозможно произвести добавочную прибавочную стоимость ни за счет увеличения затрат рабочей силы, ни за счет снижения стоимости рабочей силы.

Добавочную прибавочную стоимость присваивают те предприниматели, которые увеличивают производительность труда и уменьшают индивидуальную стоимость продукции. При этом прибавочную стоимость рабочие производят так же, как и на любом другом предприятии, поскольку интенсивность труда, продолжительность рабочего дня и стоимость рабочей силы одинаковы во всей экономике. Однако рынок перераспределяет производимую стоимость. Допустим, в отрасли работают три предприятия различных по производительности и индивидуальной стоимости продукции, производящие соответствующее количество продукции N.

Тогда на рынке стоимость товара будет определяться по формуле:

wр = (w1N1+w2N2+w3N3)/(N1+N2+N3)

Если wp=w2, то после реализации произведенного товара первый производитель увеличит свою прибавочную стоимость на величину N1(wp–w1), равную площади заштрихованного прямоугольника. Производители товаров с индивидуальной стоимостью w3 недополучат часть произведенной ими стоимости равную N3(w3–wp).

Рынок создает впечатление, что с ростом производительности труда увеличивается создаваемая стоимость и прибавочная стоимость. Это порождает иллюзию создания стоимости факторами, увеличивающими производительность труда. Если предприниматель использует новое, более производительное орудие труда и уменьшает, поэтому индивидуальную стоимость своей продукции, он получает после реализации на рынке своей продукции по рыночной стоимости добавочную прибавочную стоимость и может считать, что она произведена его новым капиталом. Если производительность труда возрастает за счет плодородия земли, то появляется основание утверждать, что земля создала добавочную прибавочную стоимость. Если предприниматель сумел лучше организовать производство и уменьшить индивидуальную стоимость своей продукции, то создается впечатление, что он своим организаторским талантом создал добавочную прибавочную стоимость. Так рынок порождает иллюзию создания стоимости различными факторами производства.
Тема 8. Ценообразование на основе издержек и факторов производства

Мы рассмотрели, как в развитой рыночной экономике создается стоимость товара. Она равна затратам живого труда во всех отраслях экономике при производстве каждого товара: wi = W(N)/N = IRT/PT.

Однако в отличие от создания стоимости процесс ценообразования происходит на микроуровне. Изменение точки зрения приводит к иному восприятию экономических процессов. С точки зрения кругооборота индивидуального капитала стоимость товара образуется из двух различных составляющих: стоимости средств производства и вновь созданной стоимости рабочей силой.

СП

Д … П … Т¢ – Д¢

РС

Денежный капитал, который авансируется на приобретение средств производства и равен стоимости этих товаров должен входить в стоимость продукта без изменений своей стоимости. Поэтому эту часть авансированного капитала Маркс назвал постоянным капиталом и обозначил латинской буквой «С».

Другая часть авансированного капитала, расходуемая на рабочую силу, в процессе кругооборота индивидуального капитала будет меняться. Рабочая сила в процессе труда расходуется и создает новую стоимость. Таким образом можно записать: Т¢= С+W

Поскольку вновь созданная стоимость W связана с авансированием капитала на рабочую силу, эту часть авансируемого капитала Маркс назвал переменным капиталом и обозначил латинской буквой «V». Таким образом: Д = С + V.

Изменение переменного капитала можно показать графически:

Вновь создаваемая стоимость W распадается на две части – стоимость рабочей силы V, которую капиталист выплачивает рабочему в виде заработной платы, и прибавочную стоимость m. В результате стоимость произведенного товара равна: Т¢= С + V + m.

Так определяется стоимость товара с точки зрения кругооборота индивидуального капитала. Однако с точки зрения капиталиста процесс выглядит иначе и в этом различии заключается особенность процесса ценообразования в отличие от создания стоимости. Капиталист авансирует деньги на факторы производства в расчете получить прибыль «р» или увеличение количества денег после реализации продукции. Поскольку р = Д¢ – Д, то капиталист рассматривает авансирование капитала как издержки, которые целесообразно уменьшать для увеличения прибыли, независимо от того расходуются ли эти деньги на средства производства или на рабочую силу. В рыночной экономике капиталист не может получить большую прибыль за счет увеличения расходов на рабочую силу и создания большей индивидуальной стоимости своей продукции, поскольку рынок не позволит ему реализовать эту вновь созданную стоимость, превратить ее в прибыль. Капиталист не видит, что стоимость и прибавочная стоимость создается только затратами рабочей силы, поскольку после реализации товаров на рынке он может или недополучить часть произведенной его рабочими стоимости или напротив присвоить прибавочную стоимость произведенную рабочими других предприятий. Таким образом, механизм получения добавочной прибавочной стоимости уравнивает в сознании капиталиста все издержки и он не различает постоянный и переменный капитал.

Стимулирование рынком роста производительности труда создает впечатление, что добавочная прибавочная стоимость создается факторами увеличившими производительность труда и убеждает в том, что сама производительность фактора приносит доход. Эта иллюзия укрепила теорию факторов производства как создателей различных видов дохода. Эти доходы (заработную плату, прибыль или процент, ренту) получали основные классы капиталистического общества – наемные рабочие, капиталисты и земельные собственники. Сложившаяся в обществе ситуация с получением доходов была непосредственно отображена в теории факторов производства, которые приносят своим владельцам доход. Возникла так называемая триединая формула, связывающая факторы, участвующие в производстве, и виды доходов различных классов: «Труд – заработная плата; капитал – прибыль или процент; земля – рента». Альфред Маршалл усовершенствовал теорию факторов, включив четвертый фактор – организацию.

Присвоение добавочной прибавочной стоимости укрепляет иллюзию непосредственного создания доходов различными факторами производства. В соответствии с этим цена товара складывается из издержек, которые капиталист должен выплачивать собственникам факторов производства, в том числе и себе за организацию производства.

Невозможность объяснить производство доходов факторами производства привела к возникновению принципа вменения, в соответствии с которым получаемый доход просто вменяется соответствующему фактору. Таким образом фактам обыденной жизни без научного анализа придается характер естественного закона, по которому цены конечной продукции определяют стоимость факторов производства. При этом процесс ценообразования представляется как создание стоимости факторов производства.

Тема 9. Полезность ценность и цена.
Теория потребительского выбора

Наряду с трудовой теорией стоимости в экономической в экономической науке всегда существовали концепции объяснявшие пропорции обмена товаров их полезностью для покупателей, способностью удовлетворять потребности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: