Влияние факторов на положение кривой предложения
Неценовые
Ценовые
Факторы, влияющие на предложение
Формы отображения предложения
Предложение и факторы на него влияющие
Влияние факторов на положение кривой спроса.
Неценовые
Ценовые
На объем спроса действую 2 группы факторов
Закон спроса
Спрос и факторы на него влияющие
Спрос – это:
- Форма выражения потребностей, которые являются представленными на рынке и платежеспособными
- Желание и возможность покупателей приобретать товар на рынке
Величина спроса – определенное количество товаров и услуг, которое потребитель может и хочет купить по определенной цене за определенный промежуток времени.
Спрос может быть представлен в 3 формах:
- Аналитическая: Qd=f(P, x1, x2, …, xn) Количество спроса – зависимость от цены и неценовых факторов.
- Табличная (шкала спроса)
- Графическая.
При прочих равных условиях увеличение цены товара приводит к снижению величины спроса.
|
|
Закон спроса не действует на:
- товары первой необходимости (величина спроса не изменяется с увеличением цены)
- эксклюзивные товары, произведения искусства (величина спроса растет с увеличением цены)
- Цены
- Мода, реклама, потребительские предпочтения
- Количество потребителей
- Изменение цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары
- Доход: исключение: товары Гиффена: низкокачественные, дешевые торвары
- Ожидание изменения цен
- Сезонность (не универсален, не действует на все товары)
Изменение ценового фактора – движение по точкам вдоль кривой. При изменении неценовых факторов – параллельный сдвиг вправо или влево.
Предложение – желание и возможность производителей поставлять товар на рынок.
Величина предложения – определенное количество товаров и услуг, которое производитель может и хочет поставить на рынок по определенной цене за определенный промежуток времени.
Закон предложения
При прочих равных условиях увеличение цены товара приведет к увеличению объема предложения.
- Аналитическая Qs=f(P, y1, y2, …, yn)
- Табличная (шкала предложения)
- Графическая
- Цена
- Стоимость ресурсов
- Технологии производства
- Количество производителей
- Государственное вмешательство (налоги и дотации)
- Ожидание изменения цен
- Цены на товары смежных отраслей
- Объем производства «первичной продукции»
- Изменение ценовых факторов – движение по кривой.
- Изменение неценовых факторов – параллельный перенос вправо/влево.
На рынке может возникать 3 ситуации:
- Qd>Qs – дефицит
- Qs>Qd – перенасыщение, профицит
- Qd=Qs
E – точка рыночного равновесия
|
|
Pe – равновесная цена
Qe – равновесное количество
При дефиците цены повышают потребители в ходе конкуренции. Продукт получает тот, кто предложит высшую цену. При перенасыщении производители снижают цену.