СПРОС
Спрос – количество продукции, которое потребители желают и могут купить по определенной цене в определенный момент времени (совпадение желаний и возможности).

цена.
| P | |||||
| QD |

Кривая спроса.
Обратно пропорциональная зависимость между ценой на товар и количество получаемого товара называется законом спроса.
Основные факторы или детерминанты спроса:
1. Вкусы и предпочтения потребителей;
В зависимости от доходов выделяют нормальные товары и товары низкого качества. К нормальным относятся те, на которые растет спрос при увеличении дохода, а к товарам низкого качества, на которые спрос уменьшается при увеличении дохода (независимо от сорта);
3. Цены на взаимосвязанные товары:
1. Товары – компоненты – взаимодополняющие товары (машина – бензин);
2. Товары – субституты – взаимозаменяющие товары (кофе, чай).
4. Число потребителей
5. Ожидание потребностей.
Все факторы не ценовые. Кроме изменение спроса выделяют изменение величины спроса, которое отражается перемещением по кривой и вызвано изменением цены на товар.
Предложение
Предложение – количество продукции, которое производители готовы произвести и поставить на рынок по определенной цене, в определенный момент времени.
, Р – цена, Т – налоги, N – технологии…

| P | |||||
| QS |
Кривая предложения.
Прямо пропорциональная зависимость между ценой и поставленным товаром называется законом предложения. Изменение предложения отражается смещение кривой предложения.
Основные факторы или детерминанты предложения:
1. Цена на ресурсы;
2. Используемые технологии;
3. Налоги и дотации;
4. Цены на сопряженные товары;
5. Число производителей;
6. Ожидание производителей.
Изменение величины предложения (по кривой) – ценовой фактор.
В результате взаимодействия спроса и предложения на рынке устанавливается равновесие, когда определяется количество товаров продается по определенной цене (
).
Крест Маршалла (1890 г). С помощью креста Маршалла демонстрируется возможность достижения рыночного равновесия без государственного вмешательства.
К административным методам регулирования рынка относят:
Административное установление цен и ограничение доступа к товару: выделение групп потребителей, очередь.






