Ценообразование на предприятия

Значение себестоимости и пути ее снижения

Виды калькуляции

В зависимости от назначения калькуляция может быть:

¾ Плановой

¾ Сметной

¾ Нормативной

¾ Отчетной.

Плановая калькуляция предусматривает максимально допустимые затраты на изготовление продукции в планируемом периоде и составляется на все виды продукции, включенные в план.

Сметная калькуляция разрабатывается на разовые работы и производство изделий по заказам со стороны. Она является основой цены при расчетах с заказчиком.

Нормативная калькуляция – это расчет себестоимости по нормам расходы сырья, материалов, топлива, энергии, нормам и расценкам по зарплате. В отличие от плановой нормативная калькуляция отражает уровень себестоимости изделия на момент ее составления.

Отчетная калькуляция показывает фактическую себестоимость единицы продукции; ее составляют по тем же статьям затрат, что и плановую, но включают некоторые обоснованные потери и расходы, не предусмотренные в плане: например, потери от брака, затраты на гарантийный ремонт и обслуживание изделий, недостачи материальных ценностей и др.

Себестоимость оказывает существенное влияние на прибыль и конкурентоспособность продукции. Систематическое снижение издержек – основное средство повышения прибыльности предприятия. Основные направления снижения себестоимости:

1. Повышение технического уровня производства достигается путем:

  • Механизации и автоматизации
  • Разработки и применения прогрессивных технологий
  • Замены и модернизации устаревшего оборудования

2. Рациональное использование материальных ресурсов осуществляется с помощью следующих мер:

  • Применение ресурсосберегающих технологических процессов
  • Изменение конструкции изделия
  • Входной контроль поступающих сырья, материалов, комплектующих, полуфабрикатов
  • Внедрение новых, более дешевых видов материальных ресурсов
  • Сокращение потерь от брака

3. Улучшение организации производства, труда и управления достигается за счет:

  • Применения передовых методов и приемов труда
  • Повышения квалификации кадров
  • Совершенствования управления производства

Улучшения материально-технического снабжения.

Цена обеспечивает равновесие спроса и предложения и выступает связующим звеном между производителем и потребителем.

Цена – денежное выражение стоимости товара для потребителя.

На уровне предприятия цена выполняет учетную, стимулирующую и распределительную функцию.

1. В учетной функции цены отражаются общественно необходимые затраты на производство и реализацию продукции и размер прибыли.

2. Цена оказывает стимулирующее воздействие на производителя через величину заключенной в ней прибыли. Сущность стимулирующей функции выражается в поощрительном и сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов товаров.

3. Распределительная функция цены предусматривает распределение прибыли между государством, муниципалитетом и предприятием через учет в цене акцизов на отдельные товары, НДС, прибыли.

С помощью высоких розничных цен на предметы роскоши и престижные товары (ювелирные изделия, легковые автомобили и др.) обеспечивается перераспределение с помощью бюджета денежных средств населения с высоким уровнем доходов в целях формирования специальных фондов, используемых для социальной защиты малообеспеченных категорий населения.

Верхний предел цены определяется спросом на товар,

нижний – суммой постоянных и переменных затрат.

В зависимости от обслуживаемой сферы товарного обращения цены подразделяются на 3 вида:

1. Оптовая цена предприятия (отпускная цена) – цена изготовителя продукции, по которой предприятие продает произведенную продукцию потребителям, возмещая издержки производства и реализации и получая прибыль, которая позволила бы ему выжить в условиях рынка.

Оптовая (отпускная) цена предприятия состоит из себестоимости (издержек производства и реализации), прибыли и НДС.

2. Оптовая цена промышленности – цена, по которой предприятия оплачивают продукцию снабженческо – сбытовым (оптовым) организациям. Она включает в себя отпускную цену плюс затраты сбытовых организаций, прибыль и НДС.

3. Розничная цена – цена, по которой товар реализуется в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям. Она является конечной, по этой цене товар выбывает из сферы обращения и потребляется в домашнем хозяйстве или в производстве. Розничная цена включает оптовую цену промышленности, НДС и торговую надбавку, состоящую из издержек обращения торговых организаций и прибыли для продолжения их деятельности.

Процесс формирования розничной цены

Цопт.пр = Сп + ПР,

Цопт.пром. = Цопт.пр. + (Цопт.пр. – МЗ) * НДС + ТЗсб + ПРсб

Цроз. = Цопт.пром. + ТЗр + ПРр + НДС, где

Сп – полная себестоимость единицы продукции;

ПР – прибыль предприятия на единицу продукции;

МЗ – материальные затраты на единицу продукции;

НДС – налог на добавленную стоимость;

ТЗсб, ПРсб – затраты сбытовых организаций и прибыль;

ТЗр, ПРр - текущие издержки и прибыль розничных торговых организаций




double arrow
Сейчас читают про: