Значение себестоимости и пути ее снижения
Виды калькуляции
В зависимости от назначения калькуляция может быть:
¾ Плановой
¾ Сметной
¾ Нормативной
¾ Отчетной.
Плановая калькуляция предусматривает максимально допустимые затраты на изготовление продукции в планируемом периоде и составляется на все виды продукции, включенные в план.
Сметная калькуляция разрабатывается на разовые работы и производство изделий по заказам со стороны. Она является основой цены при расчетах с заказчиком.
Нормативная калькуляция – это расчет себестоимости по нормам расходы сырья, материалов, топлива, энергии, нормам и расценкам по зарплате. В отличие от плановой нормативная калькуляция отражает уровень себестоимости изделия на момент ее составления.
Отчетная калькуляция показывает фактическую себестоимость единицы продукции; ее составляют по тем же статьям затрат, что и плановую, но включают некоторые обоснованные потери и расходы, не предусмотренные в плане: например, потери от брака, затраты на гарантийный ремонт и обслуживание изделий, недостачи материальных ценностей и др.
Себестоимость оказывает существенное влияние на прибыль и конкурентоспособность продукции. Систематическое снижение издержек – основное средство повышения прибыльности предприятия. Основные направления снижения себестоимости:
1. Повышение технического уровня производства достигается путем:
- Механизации и автоматизации
- Разработки и применения прогрессивных технологий
- Замены и модернизации устаревшего оборудования
2. Рациональное использование материальных ресурсов осуществляется с помощью следующих мер:
- Применение ресурсосберегающих технологических процессов
- Изменение конструкции изделия
- Входной контроль поступающих сырья, материалов, комплектующих, полуфабрикатов
- Внедрение новых, более дешевых видов материальных ресурсов
- Сокращение потерь от брака
3. Улучшение организации производства, труда и управления достигается за счет:
- Применения передовых методов и приемов труда
- Повышения квалификации кадров
- Совершенствования управления производства
Улучшения материально-технического снабжения.
Цена обеспечивает равновесие спроса и предложения и выступает связующим звеном между производителем и потребителем.
Цена – денежное выражение стоимости товара для потребителя.
На уровне предприятия цена выполняет учетную, стимулирующую и распределительную функцию.
1. В учетной функции цены отражаются общественно необходимые затраты на производство и реализацию продукции и размер прибыли.
2. Цена оказывает стимулирующее воздействие на производителя через величину заключенной в ней прибыли. Сущность стимулирующей функции выражается в поощрительном и сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов товаров.
3. Распределительная функция цены предусматривает распределение прибыли между государством, муниципалитетом и предприятием через учет в цене акцизов на отдельные товары, НДС, прибыли.
С помощью высоких розничных цен на предметы роскоши и престижные товары (ювелирные изделия, легковые автомобили и др.) обеспечивается перераспределение с помощью бюджета денежных средств населения с высоким уровнем доходов в целях формирования специальных фондов, используемых для социальной защиты малообеспеченных категорий населения.
Верхний предел цены определяется спросом на товар,
нижний – суммой постоянных и переменных затрат.
В зависимости от обслуживаемой сферы товарного обращения цены подразделяются на 3 вида:
1. Оптовая цена предприятия (отпускная цена) – цена изготовителя продукции, по которой предприятие продает произведенную продукцию потребителям, возмещая издержки производства и реализации и получая прибыль, которая позволила бы ему выжить в условиях рынка.
Оптовая (отпускная) цена предприятия состоит из себестоимости (издержек производства и реализации), прибыли и НДС.
2. Оптовая цена промышленности – цена, по которой предприятия оплачивают продукцию снабженческо – сбытовым (оптовым) организациям. Она включает в себя отпускную цену плюс затраты сбытовых организаций, прибыль и НДС.
3. Розничная цена – цена, по которой товар реализуется в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям. Она является конечной, по этой цене товар выбывает из сферы обращения и потребляется в домашнем хозяйстве или в производстве. Розничная цена включает оптовую цену промышленности, НДС и торговую надбавку, состоящую из издержек обращения торговых организаций и прибыли для продолжения их деятельности.
Процесс формирования розничной цены
Цопт.пр = Сп + ПР,
Цопт.пром. = Цопт.пр. + (Цопт.пр. – МЗ) * НДС + ТЗсб + ПРсб
Цроз. = Цопт.пром. + ТЗр + ПРр + НДС, где
Сп – полная себестоимость единицы продукции;
ПР – прибыль предприятия на единицу продукции;
МЗ – материальные затраты на единицу продукции;
НДС – налог на добавленную стоимость;
ТЗсб, ПРсб – затраты сбытовых организаций и прибыль;
ТЗр, ПРр - текущие издержки и прибыль розничных торговых организаций






