Русская культура в XVII веке. Для ХVII в. характерны светсткость культуры, разрыв связи между религиозным и эстетическим сознанием

Для ХVII в. характерны светсткость культуры, разрыв связи между религиозным и эстетическим сознанием. Церковная реформа Никона являлась отходом не только от средневековой культуры, но и от отечественной, традиционной.

В литературе это проявилось в формировании демократического, светского направления; в архитектуре – в сближении облика культовых и гражданских построек; в живописи – в постепенном преодолении устоявшихся канонов и появлении реалистических тенденций.

Основными учебными пособиями оставались книги религиозного содержания, но вышло в свет и несколько светских изданий: буквари Василия Бурцева, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина, азбуковники-словари иностранных слов. В Москве появились средние школы, где изучались иностранные языки и некоторые предметы, связанные с более широким характером образованности.

Научное знание сохраняло в России преимущественно практический, прикладной характер. Интенсификация торговли вызвала возрастание потребностей в прикладной математике. Накопление геометрических знаний происходило при землемерных работах и в строительстве. Практические знания в области механики, накопленные ранее широко использовались при строительных работах, на первых плавильных мануфактурах.

ХVII в. был временем заката древней формы исторических произведений-летописей. С возрастанием роли городов и казачества в социально-экономической и политической жизни страны расширился слой как создателей, так и потребителей исторических сочинений. С этим связано появление первого печатного исторического труда "Синопсиса".

Литература начинает интересоваться внутренней жизнью людей, решать задачи художественного обобщения. Героями литературных произведений впервые становятся не только героические и идеальные личности, но и обычные люди с их реальными бедами. Среди литераторов ХVII в.: Симеон Полоцкий (поэзия, драматургия, публицистика), протопоп Аввакум – автор мемуарно-публицистического "Жития протопопа Аввакума", Юрий Крижанич (политические трактаты). Появились бытовые и сатирические повести неизвестных авторов: "Повесть о горе-злосчастье", "Шемякин суд", "Повесть о Ерше Ершовиче".

В области архитектуры наиболее распространенным на Руси оставалось деревянное зодчество. Каменное строительство, прерванное в связи с иноземной интервенцией и хозяйственной разрухой начала ХVII в. возобновилось лишь в начале 20-х тт. К постройкам гражданского зодчества этого периода относятся Теремной дворец Московского Кремля, сооруженный для царских детей, купеческие Поганкины палаты в Пскове. Среди культовых построек шатровый храм Покрова в Медведкове, Зосимы и Савватия в Троице-Сергиевом монастыре, Иоанна Златоуста в Коровниках.

В 90-е гг. в русской архитектуре появился новый стиль. названный "нарышкинским"' или "московским барокко".

Первая половина ХVII в. ознаменовалась борьбой двух живописных направлений, унаследованных от предшествующей эпохи. Одно, "годуновская школа", тяготело к монументальным традициям прошлого. Другое художественное направление – "строгановская школа" явилось живой струей в живописи. Для икон этой школы характерны тонкая проработка деталей, многофигурные композиции. Выдающимся мастером этой школы был Прокопий Чирин.

С реалистическими приемами в иконописи второй половины века связано имя Симона Ушакова.

Яркое и противоречивое русское искусство ХУ11 в. – крупное художественное явление; завершившее более чем восьмивековую историю средневекового искусства. Кризис традиционной и становление новой культуры были выражением глубинных социально-экономических процессов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: