Киевская Русь. Итак, как рассказывает Нестор, где-то в 850 году с севера пришли храбрые воинственные племена (варяги) из-за Балтийского моря и наложили дань на чудь

Становление государства

Призвание варягов

Итак, как рассказывает Нестор, где-то в 850 году с севера пришли храбрые воинственные племена (варяги) из-за Балтийского моря и наложили дань на чудь, славян ильменских, кривичей, мерю; через два года они были изгнаны. Начались раздоры и войны между племенами. Но славяне (Новгородцы), утомленные внутренними раздорами, в 862 г. по призыву новгородского старшины Гостомысла пригласили к себе трех братьев варяжских (норманнов) от племени «русь» якобы такими словами: «Велика наша Русь, но порядка в ней нет. Придите и властвуйте над нами». Вероятно, те два года, когда славяне находились под властью варягов, те вели себя довольно либерально, именно поэтому славяне и призвали варягов.

Братья – Рюрик, Синеус, Трувор обладающие большим авторитетом, приняли власть над славянами. Они прибыли с большой дружиной и семьями. Рюрик сел в Новгороде, Синеус на Белоозеро, Трувор – в Изборске, городе кривичей. Эта территория – часть нынешней Ленинградской области, Эстонии, Новгородской и Псковской областей и была названа Русью.

Через год с лишним оба брата умерли в одночастье (в 864 г.) Рюрик присоединил к Новгороду и основал (впервые) единоличную российскую монархию. Рюрик многие города отдал во владение своим родственникам или ближним дружинникам. Так на Руси утвердилась система феодальная, или удельная (поместная).

Дружинники Рюрика (?) Аскольд и Дир, вероятно, недовольные Рюриком, отправились из Новгорода в Византию «искать счастья». На высоком берегу Днепра они увидели городок и узнав, что городом не владеет никто и жители платят дань хазарам (южным племенам), овладели им и начали под именем россов господствовать в Киеве. По одним данным в 860 г., по другим – в 866 г. 200 русских ладей под предводительством Аскольда и Дира подошли к Константинополю (Царьграду). В течение недели русское войско осаждало город, но началась буря, разметавшая ладьи по морю. Несмотря на эту неудачу русских войск, греки пошли на то, чтобы давать льготы русским купцам.

Итак, варяги основали две самодержавные области: Рюрик на севере, Аскольд и Дир – на юге. Рюрик княжил в Новгороде единовластно 15 лет и умер в 879 г., оставив правление и своего малолетнего сына Игоря родственнику своему Олегу.

Став в 882 г. князем киевским, убив вероломно киевских правителей Аскольда и Дира, Олег прежде всего принял меры к укреплению своей власти. Он «нача города ставити», т. е. стал воздвигать крепости — опорные пункты для управления и собирания дани и для обороны рубежей Руси от врагов. Укрепив свое положение и обес­печив источники средств для содержания дружины, Олег приступил к подчинению Киеву других восточнославянских племен. В 883 г. он покорил древлян, в 884 г. — северян, в 885 г. — радимичей, воевал с уличами и тиверцами, но не мог подчинить их своей власти. Покоренные племена обязаны были платить Олегу дань и поставлять ему военную силу. Таким образом, Олег создал территорию от Киева до Новгорода, которую историки считают первым русским государством.

К началу Х в. русских купцов в Византии стали притеснять, что вызвало поход в 907 г. под руководством князя Олега. Половина русского войска шла по Днепру и морю в ладьях, половина — в конном строю по берегу Моря. Ладей было 2 тысячи. Греки преградили вход в Бос­фор цепями, но Олег поставил ладьи на колеса, и сила ветра, направленная в паруса, погнала их по суше, как по воде. Часть войска, шедшая по суше, опустошила ок­рестности Царьграда. Видя решимость русских довести дело до штурма, греки поспешили заключить мир с Оле­гом, заплатив ему огромную дань. В честь победы князь прибил на воротах Царьграда свой щит. Был заключен договор, гарантировавший русским купцам беспошлин­ную торговлю и бесплатное содержание на весь срок их пребывания в Царьграде. В 911 г. этот договор был перезаключен. После этой победы народ назвал Олега «вещим», или волхвом. Умер Олег в 912 г.

После смерти Олега киевским князем стал Игорь (912-945). Объединение восточнославянских племен вокруг Киева на первых порах было непрочным и держалось исключительно на силе оружия. При переходе власти от од­ного князя к другому отдельные племена, как правило, от­казывались повиноваться новому князю, и их снова нужно было завоевывать. Так, после смерти Олега древляне вос­стали против Киева, и Игорю пришлось снова покорить их. и наложить на них дань «больше Олеговой». В 940 г. после долгого сопротивления были покорены уличи и тиверцы.

В 940-м году греки перестали выполнять условия договора и снова начали притеснять русских купцов, что вынудило князя Игоря в 941 г. отправиться в поход. Собранный им флот в 10 000 ладей достиг Босфора. Византийский флот, применив «греческий огонь», уничтожил большую часть ладей. Остатки русского войска частями добиралась до Днепра. Торговля с греками прекратилась.

После неудачи похода 941 г. князь Игорь собрал ещё более многочисленное войско, призвал варяжские дружины, нанял печенежское конное войско. Византийский император Роман I направил навстречу Игорю посольство для переговоров о мире. Послы встретили русское войско уже на Дунае. После совета со своей дружиной князь, взяв с греков богатую дань, согласился прекратить поход и возвратился в Киев. Был заключен новый договор, устанавливавший некоторые ограничения для русских послов и купцов (беспошлинная торговля отменена и т. д.), обязывавший Русь не претендовать на Крым и не держать военной силы в устье Днепра.

Киевский князь не был, однако, самодержцем в букваль­ном смысле слова. Он управлял от имени своих ближай­ших родственников и ближайшего окружения — крупного боярства, формировавшегося из верхушки княжеской дружины и знати города Киева.

Материальной основой существования дружины в IX — первой половине X в. были, с одной стороны, военные походы и связанные с ними грабежи и торговля, с другой — так называемое «полюдье», представляемое регулярный, упорядоченный (очевидно, обычным правом и конкретными договорами) сбор дани в пользу княжеской дружины или дружины приближенных князя. Собиралась она натурой (мехами, медом, воском, рабами и т. д.) и потом сбывалась во время походов в чужие страны.

Великокняжеская власть вела борьбу с остатками мест­ной независимости. Наиболее показательный пример тому - история гибели князя Игоря и мести за нее его вдовы, княгини Ольги. Вернувшись из похода на Каспий, Игорь в 945 г. попытался вопреки договоренности с древлянами, заключенными в 914 г., дважды собрать с них дань, что закончилось восстанием последних во главе с их племенным князем Малом. Игорь был убит и часть дружины, с которой он пошел брать дань во второй раз, перебита.

После смерти Игоря держала Русь в своих руках его жена Ольга (скандинавское имя Хельга). Выйдя за Игоря замуж еще в 903 г., Ольга (ряд летописей сообщает, что у того были и другие жены) к 40-м годам X в. жила с киевским князем раздельно: Ольга — в Вышгороде, а Игорь — в Киеве. Однако она отвергла сватовство древлянского князя Мала и жестоко расправилась с мятежным племенем. Первых древлянских послов к ней она приказала живьем зарыть в землю, вторых — сожгла в бане. Пригласив верхушку древлян на поминки по мужу, она велела дружине перебить гостей на пиру. В 946 г. она осадила главный город древлян — Искоростень и через три месяца взяла его штурмом, уничтожив значительную часть населения.

Став правительницей Киева, Ольга проводила курс на еще большее подчинение славянских племен власти Кие­ва. В 947 г. она установила твердые размеры дани для древ­лян и новгородцев. Взимание дани было упорядочено. В дальнейшем установлены нормы дани для всех племен и народов, входивших в состав Руси, чтобы не повторилось истории, похожей на убийство Игоря. Были установлены нормы дани — «уроки» — и созданы центры административно-финансового управления. Этими центрами были «погосты» и «места» (сельбища). Здесь находились княжеские мужи, ведавшие сбором дани, судебных пошлин и творив­шие суд на основе «закона русского». Сюда привозилась дань населением прилегающей округи. Дань взималась с «дыма», или «рала» (плуга), т. е. с отдельного хозяйства. По сути дела этим мероприятием с середины X в. «полю­дье» было ликвидировано из быта Киевской Руси, по крайней мере для центральных земель, и заменено ранними фор­мами налога.

Ольга, названная в истории «устроительницей земли Рус­ской», сделала и другой решительный шаг в укреплении власти киевского князя. Она ликвидировала племенные кня­жения и насадила везде свою администрацию. Местные «светлые и великий князи» становились боярами киевского князя.

Ольга выделяется еще и тем, что в 957 г. она приняла христианство и впоследствии способствовала распространению этой религии на Руси. Однако широких слоев русского населения это движение не охватило, оно по-прежне­му в основной своей массе оставалось языческим. Сын Ольги, Святослав, став великим князем, не препятство­вал этим начинаниям матери, но при­нявших христианство своих дружин­ников высмеивал. Впоследствии за свою миссионерскую деятельность в языческой стране Ольга была причис­лена к лику русских святых. Умерла Ольга 11июля 969 г.

Литература: 1-й – раздел 1.6 – 1.8;

2-й – раздел 3.2.2

Лекция № 4

Русь во времена Святослава и Владимира Святого.

1. Великий князь Святослав;

2.Роль Владимира Красное Солнышко в укреплении государственности на Руси

3. Принятие христианства на Руси


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: