double arrow

Тема 3. Технологии, формы, методы и методики социальной работы

НАУКИ

Классификация наук

Тема 2. Научные основы социальной работы. Социальная работа как учебная дисциплина

Социальная работа как отрасль научного знания. Социальные явления, процессы и отношения. Предмет и закономерности социальной работы. Субъекты социальной работы: социальные работники, социальные педагоги; профессорско-преподавательский состав; исследователи; административно-управленческие кадры. Социальная работа по С. И. Григорьеву.

Наука - это определенная система знаний о какой-либо сфере реальности, изучающая объективные законы, действующие в этой сфере, т. е. такие, которые существуют независимо от нашего сознания.

Что такое объективный закон? Это такая причинно-следственная связь, которая действует везде, где есть реальные объекты, и действует всегда определенным образом (определенная причина вызывает только одно и строго определенное следствие) и не может изменяться.

Подчеркивая единство науки, Макс Планк писал, что наука представляет собой внутренне единое целое. Ее разделение на отдельные отрасли обусловлено не столько природой вещей, сколько ограниченностью способности человеческого познания. В действительности существует непрерывная цепь от физики и химии через биологию и антропологию к социальным наукам, цепь, которая ни в одном месте не может быть разорвана, разве лишь произвольно.

Каждая наука вычленяет из окружающей нас реальности определенную область, процессы и явления которой могут быть исследованы инструментарием данной науки. Процессы и явления такой области составляют объект науки.

Подобное понимание объекта позволяет условно подразделить всю совокупность наук на три большие группы - естественные, общественные (социальные, гуманитарные) и технические:

естественные общественные технические

Исследуя социальные явления, процессы и отношения и являясь В своей основе социальной (обществен-ной) наукой, социальная работа связана и с технически-ми, и (особенно) с естественными науками (физиологией, медициной, психологией, экологией), что подчеркивает ее интегрированный характер. Проводимые в ее рамках исследования зачастую носят междисциплинарный характер с точки зрения ее взаимосвязей с естественными и социальными науками (социологией, психологией, педагогикой, правоведением и др.).

Социально-гуманитарной по содержанию, междисциплинарной, интегративной по своему характеру, социальная работа как область научного знания несет в себе черты как общественных, так и естественных наук, с присущим для них теоретическим обобщением практики и широким использованием статистических и математических методов исследования.

По отношению к проблеме определения научного статуса социальной работы существует много подходов. Один из них предлагает рассматривать ее как прикладную дисциплину, ориентированную на изучение про-блем отдельной отрасли, сферы общественной науки социального развития. Другой ориентирует специали-стов на более сложное структурирование и статус социальной работы - как науки, включающей в себя фундаментальную и прикладную проблематику. Третий позволяет научное знание в области социальной работы структурировать по важнейшим проблемам и отраслям, имеющим отношение к поддержке жизненных сил человека: медицинское обслуживание, образование, обеспечение работой, охрана общественного порядка, пенсионное обслуживание, помощь малообеспеченным семьям и др. Есть подходы, говорящие о ненаучности социальной работы, неразвитости ее теорий ...

Социальная работа изучает закономерности и принципы функционирования и развития социальных процессов, их динамику под влиянием психолого-педагогических и управленческих факторов при защите гражданских прав и свобод личности в обществе.

Социальные явления и отношения являются объектом научного внимания не только социальной работы, но и многих других наук, таких как философия, история, социология, политология и т. д. Каждая конкретная наука изучает не весь объект, а лишь определенную его часть, своеобразный "срез", которому присущи свойства, отношения и закономерности определенного типа, что в совокупности и составляет предмет данной науки. Именно наличие предмета обусловливает содержание любой науки как самостоятельной области знания.

Самостоятельной наукой признается та область научного знания, которая имеет свой предмет исследования и преобразования действительности, а также специфику используемых ею методов научного анализа. По мере углубления понимания предмета, раскрытия все новых и новых его сторон происходит и изменение представлений о содержании важнейших разделов данной науки.

Социальная работа носит преимущественно прикладной характер. Она не сводится к теоретизированию, а органично включает в себя факты и данные конкретного практического опыта. Тесная связь с жизнью, с конкретными условиями жизнедеятельности различных групп и слоев населения - непременное условие повышения прикладной значимости научных исследований в области социальной работы.

Предметом социальной работы как науки являются социальные процессы и социальные явления, имеющие непосредственное отношение к жизнедеятельности личности, конкретной социальной группе или общности и тенденции их изменений под влиянием психолого-педагогических, экономических и управленческих факторов. Одним из важнейших системообразующих элементов социальной работы как науки являются закономерности, выражающие прочные, повторяющиеся, объективно обусловленные связи между сущностями явлений и процессов в социальной работе. Теоретическое обоснование и экспериментальное подтверждение закономерностей социальной работы - одна из основных задач современных ученых и исследователей.

В настоящее время можно говорить о следующих закономерностях:

1) социальная работа - специфический вид деятельности по воздействию на протекающие в обще-стве процессы в соответствии с потребностями людей, требованиями конкретной обстановки, служащий интересам всех людей, их духовному возвышению и обновлению общественных отношений, сохранению и реабилитации социального здоровья;

2) формирование индивида происходит по "социальной программе" - под воздействием общественной среды при определяющей роли активности самой личности в собственном развитии;

3) источники формирования и потребления социальных услуг носят социально-детерминированный (от лат. determino - определяю) характер, т. е. они обусловливаются потребностями общества и отражают тенденции его развития.

Субъектами социальной работы являются: 1) социальные работники, социальные педагоги, оказывающие социальную помощь; 2) профессорско-преподавательский состав, обучающий других социальной работе; 3) исследователи, фиксирующие состояние, развитие социальной работы, систематизирующие, обобщающие накопленный материал, прогнозирующие ее развитие; 4) административно-управленческие кадры, формирующие и осуществляющие социальную политику в стране.

Социальная работа по С.И. Григорьеву:

1. Заимствованные категории, которые не являются специфическими в социальной работе, а обозначаемые ими явления и процессы изучаются также другими науками. Например, социализация, социальная субъектность, социальная деятельность, социальная активность и др.

2. Общие категории, являющиеся прежде всего категориями социальной работы, но используемые и другими науками. Например, психосоциальная работа, структурная социальная работа, социальная реабилитация и т. д.

З. Специфические категории, выражающие сущностный аспект социальной работы (закономерности, принципы, цели, функции, содержание); отражающие конкретные способы проявления сущностного аспекта социальной работы (формы, методы, инструментарий, структура); характеризующие качественное состояние социальной работы (комплексность, системность, эффективность, направленность).

Приложение №2

Выводы по теме 2. Научные основы социальной работы. Социальная работа как учебная дисциплина

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анализ ситуации

Известно, что страстная Влюбленность - нормаль­ное явление в подростковом возрасте. Она npoxoдum так же неожиданно, как и зарождается. Объектом noдpоcm­ковой любви может быть певец, актер, спортсмен ... Как помочь" страдающим от такой любви деmям, poдume­лям? Почему образование "клубов фанатон", в которых активно участвуют и родиmели, является позитивным процессом? Какие конкретные мероприятия вы, будyчи социальным работником, пронесете с Верой и ее мамой?

А.Н. Карева, мать 14-летней Веры: "Моя дочь уже цельrй год ходит как в воду опущенная. Дело в том, что она влюблена. И влюблена не в кого-нибудь, а в самого Дмит­рия Маликова. Любовь очень серьезна: она не просто круглосуточно караулит его, как ее коллеги-фанатки, но и пишет ему каждый день письма и повторяет его имя во сне. Я пыталась переключить ее на другие увлечения, даже свозила за границу. Но ничего не помогло. Девочка серьезно, не по-детски страдает. Я уже подумывала, не пойти ли самой к этому певцу и не попросить ли его о свидании с моей дочерью? А может, моя дочь психически не здорова? Подскажите, кто и чем нам может помочь?"

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методы социальной работы: научно-исследовательские и преобразовательные. Комплекс научно-исследовательских методов и методик. Механизм педагогической регуляции духовно-нравственного состояния и поведения личности. Социальная терапия: функции, задачи. Классификация методов социальной работы. Методы социального диагноза. Технология решения социальных проблем. Классификации технологий социальной работы.

Методы - это совокупность приемов, операций и кратчайший путь достижения поставленной цели. В социальной работе - это способы достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи (научно-исследовательской или практической), для лучшего понимания методов социальной работы условно разделим их на две группы: научно-исследовательские и преобразовательные методы.

Научно-исследовательские или, точнее, методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые в дальнейшем для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Преобразовательные методы или, точнее, методы преобразования социальной действительности - это способы профессионального воздействия социального работника на клиента или социальное окружение с целью решения определенных задач.

Существуют разные основания для выделения от-дельных групп научно-исследовательских методов. Так, можно говорить о методах сбора информации и методах ее обработки; о методах эмпирического исследования и методах теоретического моделирования; об общенаучных методах и специфических методах конкретных наук и т. д. Некоторые методы чаще всего соотносятся с конкретными науками. Например, социометрию, групповую дискуссию, включенное наблюдение рассматривают преимущественно как социально-психологические методы исследования.

В социальной работе используется комплекс научно-исследовательских методов и методик. Можно выделить следующие подгруппы.

1. Общелогические методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение, моделирование, проектирование.

2. Общенаучные методы: анализ литературных источников; теоретический анализ и синтез социально-педагогических исследований; наблюдение (в естественных условиях, при моделировании сложных ситуаций, в процессе тестирования, совместных мероприятий и др.); изучение и обобщение опыта; эксперимент; метод экспертных оценок.

З. Исторические методы: сравнительно-исторический метод (для установления закономерности, по-вторяемости исторических процессов), генетический метод (выявление происхождения, причин и стадий

изучаемого явления), структурный метод (установление связей отдельных элементов со всей системой) и другие.

4. Социологические методы: анкетирование и интервью; социометрия; мониторинг (постоянное отслеживание социальных ситуаций в фокусе их изменения, с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу) .

5. Психологические методы (применение бланковых и аппаратурных тестов (индивидуальных и групповых).

6. Методы математической статистики. Источниками исследования, таким образом, выступают: документы, книги, журнальr, газеты; клиенты, социальные, научные работники, преподаватели, семьи и др.; технико-информационные системы - радио, телевидение, компьютерные сети; традиции учреждений, опыт работы социального работника и др.

Если основой для классификации преобразовательных методов социальной работы взять характеристику способов воздействия на состояние и поведение личности или социальной общности, то можно выделить три их основные группы: социально-экономические, организационно-распорядительные и психолого-педагогические. Группа социально-экономических методов объединяет все те способы, с помощью которых специалисты социальной работы оказывают воздействие на материальные и моральные, национальные, семейные и другие интересы и потребности клиентов. Методы воздействия на социальные и экономические потребности и интересы используются в форме натуральной и денежной помощи; установления льгот и единовременных пособий и компенсаций; патронажа и бытового обслуживания; морального поощрения и санкций и т. д.

Организационно-распорядительные методы ориентированы главным образом на такие мотивы поведения людей, как осознанная необходимость общественной и трудовой дисциплины, чувство долга и ответственности. Отличительной их чертой является прямой характер воздействия, поскольку опираются они прежде всего на регламентирующие, нормативно правовые акты. В данной группе методов можно выделить некоторое различие между организационными и распорядительными методами. Организационные методы, закрепляя права, полномочия, обязанности и ответственность различных звеньев в органах управления социальными службами, обеспечивают "упреждающее" управленческое воздействие на решение задач социальных служб. Распорядительные методы позволяют осуществлять оперативное уточнение задач, перераспределение сил и средств, решение эпизодически возникающих новых задач и своевременно устранять вскрытые недочеты. Будучи органически связаны с организационными методами, они придают системе органов управления социальной работой оперативность и динамичность.

Основными организационно-распорядительными методами являются: регламентирование, нормирование и инструктирование, подбор и расстановка кадров, метод требований, критики и самокритики, контроль, проверка исполнения и др.

Регламентирование представляет собой разработку и введение в действие организационных положений, обязательных для исполнения (приказы, типовые положения, должностные инструкции, штатное расписание и др.).

Нормирование заключается в установлении нормативов, которые служат ориентировкой в деятельности социального работника (нормативы численности обслуживаемых клиентов, нормативы времени обслуживания и др.).

Инструктирование заключается в разъяснении обстановки, задач, возможных трудностей и последствий неправомерных действий клиента, предостережении от возможных ошибок, совете по характеру действий и т. д. В социальной работе инструктирование обычно имеет форму консультационной, информационной и методической помощи клиенту, направленной на защиту его гражданских прав и свобод.

Группа психолого-педагогических методов характеризуется косвенным воздействием и влиянием на клиента через механизм регуляции его самочувствия и поведения. Поведение личности в значительной мере обусловливается социально-психологическими явлениями: общественным, групповым мнением, настроениями, вкусами, желаниями, увлечениями. Возникая как продукт общения, социально-психологические явления приобретают относительную самостоятельность и оказывают регулирующее влияние на поведение и поступки людей.

Механизм педагогической регуляции духовно-нравственного состояния и поведения личности (группы людей) предполагает целенаправленное воздействие на сознание человека в интересах формирования у него устойчивых взглядов, принципов И норм поведения в конкретных социальных условиях и обстоятельствах.

В группу психолого-педагогических входят методы: убеждение (реализуется в практике социальной работы в различных формах, и прежде всего в виде разъяснения, совета, аргументированной рекомендации, положительных примеров и образцов активной жизнедеятельности клиентов), социологические исследования, наблюдение, социально-психологический диагноз, внушение, информирование, гуманизация условий труда и быта, привлечение к труду и расширение возможностей для проявлений творческих возможностей личности, использование обычаев, традиций и др. Из этой группы рассмотрим методы: изучение результатов деятельности клиентов, социальная терапия (индивидуальная терапия, групповая терапия, трудовая терапия, терапия самовоспитания, дискуссионная терапия, психотерапия, семейная терапия, игровая терапия, социодрама, психодрама и др.), исповедальный метод.

Изучение результатов деятельности клиентов (" биографический метод"): в широком плане - изуче

ние последствий предпринятых усилий, внесенных изменений, реальных сдвигов в жизненных позициях, системе ценностных отношений. В узком - изучение результатов деятельности клиентов: планы и отчеты руководителей учреждений, дневники, журналы и другие документы; продукты (результаты) деятельности: сочинения, технические поделки, самодельные игрушки, наглядные пособия, кино-, видеофильмы, микро-фото-, ксерокопии (печатных, графических, рукописных материалов); справочные каталоги по теории и истории вопроса; тематические картотеки; звукозаписи бесед, докладов, дискуссий (удобно для анализа при повторном слушании); звукозаписи, перепечатанные на машинный текст; фотографии. Все это позволяет судить о достигнутых результатах, о выполнении постав-ленных задач.

Социальная терапия (терапия (греч.) - "забота, уход, лечение") - систематические, целенаправленные меры по оказанию помощи лицу или группе лиц в вопросах урегулирования чувств, импульсов, мыслей, от-ношений (по и.г. Зайнышеву). Терапия выполняет функции: лечебную (оказание помощи клиенту в решении его проблем совместно с медиками); социального развития (включение клиента в активную групповую деятельность, организация процесса "совместного развития", положительно влияющего на социальное здоровье клиента); отстаивания интересов (разъяснение нужды притесняемых или социально уязвимых людей обществу, организациям). Социальная терапия, таким образом, может рассматриваться как метод "социального лечения"; как метод влияния, связанный с обучением и профессиональной ориентацией; как инструмент социального контроля; как средство коммуникации.

Задачи социальной терапии: исправление, корректировка поведения; предупреждение дисфункций; обеспечение нормального развития; самоутверждение личности.

Индивидуальная терапия применяется к клиентам, раз решение проблем которых требует конфиденциальности (изнасилование, семейные неурядицы и т. п.), К тем, кто не желает участвовать в групповой терапии. Обычно после нескольких индивидуальных занятий клиент переводится на коллективную терапию, которая более эффективна.

Групповая терапия - стратегия воздействия, нацеленная на помощь людям в преодолении эмоциональных нарушений или социального неустройства с использованием групп (при руководстве социального работника или иного профессионального терапевта). Обычно в группе - 6 - 8 человек, продолжительность занятий - 90 минут в неделю. Выделяют группы: учебные (получение знаний, высказывание мнений, обсуждение личностных проблем); совместной деятельности (занятие одним делом:

спортом, посещение театра с последующим обсужденим и др.); родительские; мужские и женские. К психотерапевтическим процедурам относят: релаксацию, пантомимические сцены, "конструктивный спор", разыгрывание ролевых ситуаций, изложение биографий, обсуждение анонимной истории болезни, описание содержания сно-видений, фантазий и ассоциаций и т. д.

Семейная терапия - деятельность социального работника с группой членов семьи, которая рассматривается как целостная единица. Специалист стремится раскрыть роли, взаимные обязанности членов семьи, побудить их к более гибкому поведению. Используется не история семьи, а актуальные вербальные и не вербальные действия членов группы.

Трудовая терапия основана на тонизирующем и активизирующем воздействии труда на психофизическую сферу человека. Позволяет организовать совместную деятельность, облегчая при этом взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства, болезненные переживания.

Терапия самовоспитания включает самоизучение, самооценку; переоценку собственной личности; само-анализ, переоценку прошлого, выявление индивидуальных "психологических барьеров"; создание желаемого образа "Я"; использование приемов самоубеждения, самопоощрения и самовнушения; ситуации деятельно-сти и общения; использование полученных результатов в повседневной жизни и деятельности.

Дискуссионная терапия включает знакомство членов группы; обсуждение ожиданий клиентов, их опасений; переживание и обсуждение группового напряжения, связанного с рассогласованием между ожиданиями клиентов и групповой реальностью; нарастание сопро-тивления по отношению к руководителю группы; соот-ношение этого сопротивления с прошлым жизненным опытом, вскрытие проблем, связанных с отношением к руководителю группы, с самостоятельностью, ответственностью и активностью; формирование адекватно-

го отношения к проблеме, которую необходимо решить, активной мотивации к участию в группе, нормам и традициям группы; анализ динамики развития внутри-групповых отношений с выходом на проблематику от-дельного участника; коррекция отношений, закрепление достижений; обсуждение результатов терапии, подведение итогов; рефлексия.

Социодрама - метод коллективной, групповой терапии. Сущность его состоит в том, что проблема социальных групп и различные конфликтные отношения между группами представляются в стихийно организованных сценах. В результате происходит взаимное понимание проблем посредством открытого разбира-тельства, расследования и драматического изображения имеющихся социально-культурных различий.

Психодрама - техника, используемая в групповой терапии, когда человек выполняет различные роли, например, изображая себя в различных стрессовых ситуациях социального характера или играет роли своих антиподов. Это дает ему возможность влиять на свои переживания, преодолеть тревожность, лучше владеть собой в различных ситуациях, взглянуть на проблему с точки зрения иного лица.

Игровая терапия - форма психотерапии, используемая для облегчения общения. Участники пользуются игрушками для изображения ситуаций и конфликтов, которые невозможно или трудно вербализировать. Чаще всего игровая терапия применяется в работе с детьми, но в некоторых условиях она оказывается действенной и в работе со взрослыми.

Исповедальный метод - форма психотерапии, используемая с целью устранения психических стрессов, трудностей во взаимосвязях с социальной средой. Предполагает общение социального работника и клиента "один на один". Используемый на протяжении не одного столетия в большинстве религий, данный метод социальной работы доказал свою продуктивность, что подтверждено и результатами специальных научных исследований.

Групповая социальная работа - формы и способы социальной работы, при которых небольшая группа лиц с близкими интересами и общими проблемами регулярно собирается и включается в деятельность для достижения общих целей. В отличие от психотерапевтических групп, цели групповой социальной работы не обязательно заключаются в решении эмоциональных проблем.

В настоящее время к методам социального диагноза (социальной диагностики) относят (по И.Г. Зайнышеву):

- зондажно-информационное обследование: сбор сведений об инфраструктуре, численности, составе и динамике местного населения и т. д.;

- социально-историческое обследование: изучение истории заселения и освоения данной территории, изменения состава местного населения, исследование его занятий и традиций и т. д.;

- информационно-целевой анализ различных документов, статей из местной и центральной прессы, материалов электронных средств информации, писем и жалоб граждан и т. д.;

- социальное картографирование: анализ социально-пространственного распределения и динамики рождаемости и смертности населения, зависимость качества жизни от различных природных и социальных факторов.

Метод вмешательства в критических случаях (впер-вые применен в США в 1874 г., когда Церковь вмешалась в судьбу девочки, подвергавшейся жестокому обращению в семье, и по всей стране стали образовываться общества предотвращения жестокого отношения к детям) - используется в работе с отдельными людьми, семьями и группами, находящимися в ситуации острого кризиса, вызванного или переходным периодом, или жизненными обстоятельствами.

Метод работы в общине служит средством координации традиционных методов и рассматривается как социально-политическое средство удовлетворения интересов, потребностей, ожиданий граждан. При работе в общине ставится задача добиваться, чтобы клиент понимал тесную зависимость и взаимообусловленность личных и общественных проблем. Он должен принимать активное участие в солидарных действиях, направленных на решение конфликтных ситуаций. Используемые при этом методы включают выяснение сути и типа проблемы, анализ причин, разработку планов, стратегии, привлечение необходимых ресурсов, выявление и вовлечение лидеров, развитие отношений между членами общества для облегчения их усилий.

Метод работы на улицах - "открытый" метод социальной работы, ориентированный на проблемы улицы и включающий превентивные меры:

- предотвращение возникновения запущенной (маргинальной) молодежи, особенно уличных групп детей и подростков через установление "случайных" контактов с ними в периоды сборов и про ведения свободного времени;

- определение потребностей и особых проблем уличных групп молодежи и форм оказания им соответствующей помощи как индивидуальной, так и групповой;

- предотвращение численного увеличения групп, способствование их распаду и направление их активности в менее агрессивное русло;

- отбор особо тяжелых подростков из уличных групп с попыткой вовлечения их в молодежные группы, находящиеся под педагогической опекой социальных работников;

- поиск помещений для уличных групп молодежи и проведение с ними различных форм досуга и экскурсий с целью ускорения процесса их социализации или ресоциализации;

- установка контактов с наркоманами, определение их в соответствующие заведения;

- привлечение подростков к солидарной поддержки своих сверстников, т. е. формирование из их рядов добровольных помощников социального педагога и социального работника.

Технология решения социальных проблем проходит в три основных этапа (по и.г. Зайнышеву):

- теоретический этап предполагает формулирование целевой установки, определение предмета технологизации, выделение структурных элементов, при-чинно-следственных связей и отношений, в которые включен клиент;

- методический этап предполагает выбор источников, путей и способов получения, а также определение приемов и средств обработки и анализа информации о состоянии клиента, с выработкой конкретных рекомендаций для преобразовательной деятельности;

- процедурный этап предполагает решение задач, связанных с организацией практической деятельности по проверке выработанных рекомендаций, выявлением и устранением недостатков по использованию предложенных рекомендаций и установлением алгоритма действий.

Приложение №3

Выводы по теме 3. Технологии, формы, методы и методики социальной работы

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анализ ситуации

Ситуация№1
Ситуация произошла в школе (8 класс) в физкультурном зале на соревнованиях по футболу между классами. Между учениками параллельных классов возник какой-то конфликт. Учитель побежал разбираться, в чем дело (уже почти дошло до драки). Когда он подошел к мальчикам и попытался вмешаться, один из мальчиков послал учителя матом (он не понял, что это учитель). Когда же он осознал, что сотворил – отвернулся и продолжил спорить с другим мальчиком. Учитель добился того, чтобы встал вопрос об отчислении этого ученика из школы (но его не отчислили).

Вопрос: Какой способ борьбы с нецензурной лексикой вы бы предложили в данной ситуации?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ситуация№2
Ученица 7 класса, сидящая на третьей парте у окна, умудряется что-то есть во время урока истории. Учитель этого не замечает. В тот момент, когда ученица только откусила очередной кусок булочки и не успела его прожевать, учительница вызывает ее. Девочка встает и молчит. Учительница повторяет вопрос. Та же реакция: ученица низко опускает голову и, краснея, продолжает молчать.

Учительница начинает приходить в бешенство. С репликой на крике: «Ты хоть что-нибудь можешь сказать?» сажает девочку, у которой уже на глаза наворачиваются слезы, и ставит в журнал двойку.
Вопрос: Смог ли учитель правильно оценить конфликтную ситуацию и найти из нее выход?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Сейчас читают про: