Дополнительная. Категория рода имен существительных

Основная

Категория рода имен существительных.

Существительное. Лексико-грамматические разряды существительных.

Именные части речи..

Классификация частей речи М.В. Ломоносова

ЧАСТИ РЕЧИ. Имя существительное.

План:

Литература

Совре­менный русский язык. Ч.1,2. Под ред. Д.Э. Розенталя. М., «Высшая школа», 1979.

Совре­менный русский язык. Анализ языковых единиц. В трех частях. Под ред. Е.И. Дибровой. М., «Просвещение» * «Владос», 1995.

Совре­менный русский язык. Под ред. П.А. Леканта. М., «Дрофа», 2000

Рахманова Л.И.,Суздальцева В.Н. Современный русский язык. — М., 2003.

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. — М., 1995.

Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка. — М., 1981.

Впервые классификацию частей речи в русском языке дал М.В. Ломоносов в своей «Российской грамматике» (он выделяет 8 основных классов слов: имя, глагол, причастие, артикль, местоимение, предлог, наречие, союз). Терминология, используемая Ломоносовым, очень близка к современной лингвистической терминологии. Грамматика Ломоносова почти на столетие определила характер развития русской лингвистической науки. Идеи Ломоносова развивались А.Х. Востоковым, который заменил в классификации Ломоносова причастие прилагательным. Позднее в систему частей речи Ф.И. Буслаев и Г. Павский ввели имя числительное, а в XIX в. грамматисты ввели частицы. После этого сложилась десятичленная система частей речи.

Исследователи заметили, что язык объединяет слова с разными функциями. Одни слова что-то называют (книга, белый, бежать), другие только соединяют слова, третьи вносят дополнительные оттенки в сообщаемое, четвертые выражают эмоции говорящего и т.д. Эти различия свойственны не отдельным словам, а целым группам или классам, которые выявляют между собой и общие признаки. Эти наблюдения и привели к выделению понятия частей речи.

Части речи – это грамматические классы слов, наделенные общими признаками. При выделении частей речи традиционно учитывают 3 принципа:

1) Семантический. Учитывается общая грамматическая семантика слова – его категориальное значение. Общеграмматическое значение выделяется в результате обобщения частных лексических значений:

- цветок, чтение, гордость, город, друзья – каждое из этих слов имеет свое индивидуальное лексическое значение. Но все эти слова называют предметы в широком смысле слова (имеют значение предметности). Предметность – категориальное значение всех имен существительных, которое заключается в том, что существительные служат, по словам А.А. Шахматова, выражением «независимых представлений, которые мыслятся самостоятельно и отдельно от других представлений». Эти слова называют все как независимые понятия. Значение предметности выявляется при помощи вопросов кто? что?

- жить, цвести, радоваться, думать. Этим словам свойственно общее значение действия (процесса), которое выявляется при помощи вопроса что (с)делать?

При объединении слов в части речи учитывается их грамматическое значение.

2) Морфологический (формально-грамматический). Учитывается, как слово изменяется, какими категориями обладает и в каких грамматических формах выражаются эти категории, т.е. какую они имеют парадигму.

Осмелеть – смелый – смелость – разные части речи, т.к. 1)различны по общеграмматическому (категориальному) значению; 2)различны по формально-грамматическим признакам. Глаголы изменяются по лицам, временам, числам, наклонениям, родам. Обладают категорией вида, залога и т.д. Прилагательные – категориями рода, числа и падежа. Существительные – категориями числа, падежа и рода.

3) Синтаксический. Учитывается основная синтаксическая функция слова и его способность сочетаться с другими словами.

Решить – решение (глагол выполняет в предложении функцию сказуемого, существительное – подлежащего, дополнения).

Названные принципы по-разному использовались при выделении частей речи. В зависимости от того, какой принцип считался ведущим, строились разные системы частей речи.

В XIX в. ведущим был формально-грамматический принцип (Ф.Ф. Фортунатов и его школа). Фортунатов определял части речи как морфологические классы слов. Это означает, что в основу классификации были положены только особенности изменения слова. Учитывалось, изменяется слово или нет, какую парадигму имеет. Поэтому в системе частей речи, предложенной Фортунатовым, выделялись в качестве отдельных частей речи инфинитив, причастие, деепричастие, но не было местоимений и числительных, т.к. они не имеют собственного морфологического лица. И таким образом они оказались разбросанными по различным частям речи в зависимости от характера изменяемости. В самостоятельные части речи Фортунатовым выделялись только знаменательные слова.

У А.А. Шахматова подход к частям речи был синтаксическим: части речи рассматривались как синтаксические категории. Он учитывал только синтаксические свойства слов.

Т.о., в XIX в. системы частей речи строились с учетом одного из принципов классификации.

Третий подход связан с именем Л.В. Щербы, который ввел понятие части речи как лексико-грамматического класса слов. Это значит, что части речи выделяются на основе трех признаков (и семантики, и грамматических особенностей: морфологических и синтаксических). Щерба определил комплексный подход к выделению частей речи. В статье «О частях речи в русском языке» он не дает строгой системы частей речи, а анализирует все части речи с позиции трех признаков. Щерба выявляет много слов промежуточного характера, которые не подходят ни под одну из известных категорий: он предлагает выделение слов категории состояния.

Такой подход оказался наиболее продуктивным, позволил отойти от чисто формального подхода к изучению языка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: