Антимонопольное регулирование
Теория Шумпетера — Гэлбрейта.
Традиционная точка зрения.
Очень часто фирмы-олигополисты действуют сообща, что приближает олигополию к чистой монополии, т.е. ее экономические последствия схожи с последней. Объем производства в условиях олигополии меньше оптимального, а цены выше, чем у фирмы, действующей в условиях совершенной конкуренции. Безусловно, в форме картелей олигополия крайне неэффективна фактически воспроизводится групповая монополия. Сложнее дело обстоит с другими моделями олигополии, где конкуренция все-таки существует, но и этим формам олигополии будут свойственны все недостатки несовершенной конкуренции. А из-за значительной рыночной власти, которая есть у олигополистов, эти недостатки будут выражены более ярко, чем при монополистической конкуренции.
Хотя при олигополии и не наблюдается эффективного распределения ресурсов (рх> МС), для экономистов остается открытым вопрос о степени эффективности олигополии с точки зрения чувствительности к научно-техническому прогрессу и внедрению новаций. Ряд экономистов считает, что только крупные фирмы-олигополисты, располагающие значительными финансовыми, техническими и интеллектуальными ресурсами, способны обеспечить научно-технический прогресс. Существование барьеров для вхождения в отрасль в условиях олигополии гарантирует последней получение прибыли в течение длительного промежутка времени, которая затем может быть направлена на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки). Однако конкретные примеры из реальной жизни показывают: очень многие изобретения, определяющие прогресс, были сделаны на мелких фирмах или даже изобретателями-одиночками.
|
|
Итак, на данный момент не сложилось единой точки зрения об эффективности такой рыночной структуры, как олигополия, поскольку можно выделить как положительные, так и отрицательные последствия функционирования данной рыночной структуры.
Очевидно, что при несовершенной конкуренции экономика теряет множество положительных черт и качеств, свойственных ей при конкуренции совершенной.
Существование рынков несовершенной конкуренции (в первую очередь монополий и олигополии) обуславливает и недопроизводство, и завышение цен, и неэффективное производство, и т. п. Так, по приблизительным оценкам, потери, связанные с деятельностью монополий и олигополии, составляют, например, для США порядка 0,5—2 % производимой в обществе продукции. Общие потери для общества от монополизации рынка соответствуют площади треугольника ABC.
|
|
SΔABС= SΔACE+ SΔBCE, где SΔBCE — потери излишка потребителя (ренты потребителя), которые возникают вследствие существования монополии, причем это прямые потери, которые никому не достаются — ни монополисту, ни потребителям. SΔACE — потери излишка производителя (ренты производителя, которая также никому не достается).
Кроме того, потребители монопольного продукта вынуждены мириться не только с высокими ценами, но в ряде случаев и с плохим качеством продукции, и прочим пренебрежением к своим интересам, что было бы невозможно в условиях конкурентного рынка. Серьезную опасность представляет собой монополии в том смысле, что их существование подавляет действие рыночного механизма саморегуляции.
Наличие отрицательных последствий функционирования монополий приводит к необходимости их сглаживания государством посредством регулирования деятельности этих компаний, ведь рыночные механизмы здесь не «работают» и не в состоянии решить данные проблемы. Антимонопольное регулирование направлено на ограничение рыночной власти монополий, на увеличение объема предложения монопольного продукта и снижение его цены. Подчеркнем, что в большинстве случаев речь идет не о борьбе с монополиями как таковыми, а именно об ограничении монополистических злоупотреблений.
К сведению. Здесь стоит сделать некоторые пояснения. Наиболее простым способом предотвращения негативных последствий монополий может показаться вариант простой демонополизации — путем принудительного дробления крупной компании на несколько мелких фирм. В этом случае монополизированная отрасль превращается в конкурентную. На самом деле такой вариант в большинстве случаев невозможно реализовать, поскольку подобным преобразованиям будет препятствовать положительный эффект масштаба производства. Иными словами, мелкие фирмы не смогут производить данный товар столь же эффективно (с наименьшими издержками), как это делает крупная компания (в данном случае речь идет об естественных монополиях).
Одной из основных мер антимонопольного регулирования становится принятие антимонопольного законодательства. Не случайно, что сегодня нет ни одной страны, где бы отсутствовало антимонопольное законодательство. Практика антимонопольного регулирования в каждой стране отличается определенной спецификой, тем не менее некоторые его общие черты выделить можно:
• обычно государство запрещает заключение договоров, направленных на ограничение производства и торговли каким-либо товаром;
• запрет соглашений о разделе рынка; контроль за слияниями фирм;
• запрещается так называемая ценовая дискриминация потребителей по какому-либо признаку;
• запреты на принудительные соглашения о комплексной покупке товаров, когда условием приобретения одного блага становится непременная покупка какого-либо другого;
• запрет на приобретение акций конкурентов, если это снижает уровень конкуренции в отрасли;
• запрет взаимного переплетения директоратов конкурирующих фирм, т. е. когда одни и те же лица управляют разными компаниями, конкурирующими на рынке (здесь речь идет о переплетении с конкурентами, носящее характер сговора);
• запрещается монополизация производства выше определенного уровня в руках одной фирмы;
• разнообразные штрафы за ненадлежащее рыночное поведение;
• прямая демонополизация, т. е. принудительное дробление Предприятия-монополиста на множество самостоятельных конкурирующих фирм (в случаях, когда это возможно сделать).
Применение тех или иных мер антимонопольной политики зависит от каждого конкретного случая. Если давать общую оценку, то заметны следующие закономерности. Обычно более строгая правоприменительная практика имеет место в случае завышения цен монополистами, а также при слияниях фирм, особенно если эти слияния горизонтального типа. Менее строгая — в случае слияний, основанных на вертикальной интеграции или же имеющих конгломератный характер.
|
|
Особо подчеркнем, что выше речь шла о формах государственного регулирования искусственных, или предпринимательских, монополий. Такая монополия возникает обычно в отраслях, где функционирует единственный производитель, не обладающий повышенной эффективностью по сравнению с конкурирующими фирмами.
К сведению. Сам термин «искусственная монополия» обычно предполагает достаточно широкую трактовку. Здесь имеется в виду не только рыночная власть одного единственного производителя в отрасли, но и преобладание на рынке нескольких в той или иной степени сотрудничающих фирм, т. е. олигополистические рыночные структуры.