Социально-психологические знания в медицине

Наиболее значимыми исследованиями для медицины являются исследования группового взаимодействия людей, так как отношения в коллективе могут являются патогенным для здоровья членов коллектива фактором, также важным является изучение процесса социализации человека и влияющих на это факторов, в том числе и связанных с состоянием здоровья человека. Но не только социально-психологические знания важны для изучения определенных закономерностей развития человека и состояния его здоровья, также важно изучать влияние состояния здоровья человека на процессы социальной адаптации и реадаптации, влияние состояние индивидуального здоровья на процессы общения.

Применение социально-психологических знаний применяется при формировании терапевтических групп и групп поддержки для пациентов с различными заболеваниями.

Изучение социальной психологии является неотъемлемой частью изучения человека. Знание определенных закономерностей социального развития человека, формирования групп и коллективов позволяет наиболее оптимально создавать лечебно-профилактические программы, а также позволяет наиболее полноценно проводить реабилитацию больных. Знание особенностей развития коллектива и принципы решения конфликтных ситуаций позволяют избегать социально-психологической напряженности в учебной и профессиональной деятельности, что приводить к повышению уровня социально-психологической адаптации и повышению уровня продуктивности обучения и профессиональной деятельности.

Сущность понятия «общение»

Социальная психология исследует закономерности человеческого поведения и деятельности, обусловленные фактом включения людей в реальные социальные группы. И первый эмпирический факт, с которым имеет дело социальная психология, — это факт общения и взаимодействия людей. Содержание понятия «общение» раскрывается в двух взаимосвя­занных аспектах, — это как две стороны одной медали: как процесс, не направленный на изменение психологического состояния партнера; как процесс, направленный на изменение психологического состояния партнера.

В первом случае общение — это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый пот­ребностями в совместной деятельности. Он включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.

Во втором случае общение — это осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями сов­местной деятельности и направленное на значимое изменение в сос­тоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

В самом общем виде общение выступает как форма и способ су­ществования социума. Социальный смысл общения — передача форм культуры и социального опыта.

Специфика общения состоит в том, что в его процессе субъек­тивный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется в многообразии своих индивидуальных психологических особенностей.

Общение рассматривается как форма деятельности, осуществляе­мая между людьми и приводящая или не приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями и характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь людей.

Общение — сложный и многогранный процесс, выступающий как:

— взаимодействие людей;

— вид самостоятельной человеческой деятельности;

— атрибут других видов человеческой деятельности;

— информационный процесс;

— отношение людей друг к другу;

— взаимовлияние людей;

— взаимное переживание;

— взаимное понимание.

Общение выступает как социальный и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личностные отношения, но и установки на социальные нормы. Вместе с тем, общение — это и социальный процесс, через который общество влияет на индивида. Справедливо рассматривать общение и как условие любой дея­тельности человека.

Выступая важнейшей социальной потребностью, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности, общение как диалектический процесс представляет собой единство двух противоположных тенденций:

— к кооперации, сотрудничеству и интеграции;

— к конкуренции, борьбе и дифференциации.

Существует несколько иная трактовка понятия «общение», которое представляется «формой деятельности, осуществляемой между людьми как равными партнерами и приводящей к возникновению психического контакта», «взаимодействием равноправных субъектов»

Здесь можно говорить о некотором сужении понимания общения.

Во-первых, партнеры по общению могут быть равными и нерав­ными, свободными по отношению друг к другу и зависимыми один от другого. Общаются друг с другом начальник и подчиненный, друзья, товарищи и приятели, недоброжелатели и враги, совершенно незнакомые между собой попутчики в общественном транспорте и т.д.

Во-вторых, общение может приводить к возникновению психи­ческого контакта, а может и не приводить к таковому.

В-третьих, общение — не просто форма деятельности, но и сама по себе деятельность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: