ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЛОГИСТИКЕ
Тема 11 ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА
Важнейшим элементом логистических систем является информация, которая разворачивается в сложную информационную систему, состоящую из различных подсистем, представляющих собой упорядоченную взаимосвязь элементов, обладающих некоторой совокупностью интегративных качеств. Информационные системы подразделяют на две подсистемы: функциональную и обеспечивающую.
Функциональная подсистема состоит из совокупности решаемых задач, сгруппированных по признаку цели.
Обеспечивающая подсистема включает в себя следующие элементы:
- техническое обеспечение (совокупность технических средств, обеспечивающих обработку и передачу информационных потоков);
- информационное обеспечение (различные справочники, классификаторы, кодификаторы, средства формализованного описания данных);
- математическое обеспечение (совокупность методов, программ и средств программирования для решения функциональных задач).
В отличие от традиционных информационных систем информационные системы в логистике должны обеспечивать всестороннюю интеграцию всех элементов управления материальным потоком, их оперативное и надежное взаимодействие. Информационно-техническое обеспечение логистических систем отличается не характером информации и набором технических средств, используемых для их обработки, а методами и принципами, используемыми для их построения.
Логистические информационные системы подразделяют на три группы:
- плановые,
- диспозитивные (или диспетчерские),
- исполнительные (или оперативные).
Рассмотрим специфику отдельных информационных систем на функциональном уровне.
Плановые информационные системы создаются на административном уровне управления, служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера и решают следующие задачи:
- создание и оптимизация звеньев логистической цепи;
- управление условно-постоянными, т.е. мало изменяющимися данными;
- планирование производства;
- общее управление запасами;
- управление резервами и др. задачи.
Диспозитивные информационные системы создаются на уровне управления складом или цехом, служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем и решают следующие задачи:
- детальное управление запасами (местами складирования);
- распоряжение внутрискладским (или внутризаводским) транспортом;
- отбор грузов по заказам и их комплектование, учет отправляемых грузов и др. задачи.
Исполнительные информационные системы создаются на уровне административного или оперативного управления. Обработка информации в этих системах производится в реальном масштабе времени, который позволяет получать необходимую информацию о движении грузов в текущий момент времени и своевременно выдавать соответствующие административные и управляющие воздействия на объект управления. При этом решаются разнообразные задачи, связанные с контролем материальных потоков, оперативным управлением обслуживания производства, управлением перемещениями и т.п.
На уровне обеспечивающих подсистем остановимся подробнее на характерных особенностях программного обеспечения плановых, диспозитивных и исполнительных информационных систем.
Создание многоуровневых автоматизированных систем управления материальными потоками связано со значительными затратами в области разработки программного обеспечения, которое, с одной стороны, должно обеспечить многофункциональность системы, а с другой - высокую степень ее интеграции. В связи с этим при создании автоматизированных систем управления в сфере логистики должна исследоваться возможность использования сравнительно недорогого стандартного программного обеспечения, с его адаптацией к местным условиям.
В настоящее время создаются достаточно совершенные пакеты программ, применение которых зависит от уровня стандартизации решаемых при управлении материальными потоками задач.
Наиболее высок уровень стандартизации при решении задач в плановых информационных системах, что позволяет с наименьшими трудностями адаптировать здесь стандартное программное обеспечение. В диспозитивных информационных системах возможность приспособить стандартный пакет программ ниже. Это вызвано рядом причин, например:
- производственный процесс на предприятиях складывается исторически и трудно поддается существенным изменениям во имя стандартизации;
- структура обрабатываемых данных существенно различается у разных пользователей.
В исполнительных информационных системах на оперативном уровне управления применяют, как правило, индивидуальное (специальное) программное обеспечение.