Полит режимы и ф-мы гос-ва
Ф-мы гос-ва
Признаки гос-ва
Функции гос-ва
Важные напр-я гос-ва
Причины возникновения гос-ва
А). экономические
1). Переход от собирательства к производству.
2). Общ-ое разд-е труда.
а). отделение скотоводства от земледелия.
б). отделение ремесла.
в). Появл купцов
3). Рост производ-ти труда и появл-е излишков
4). Частная собств-ть.
Б). соц-е
1). Зарожд семьи
2). Появл неравенства и антогонизмов
3). Раскол общества на классы.
1). Базис- произв-е отн-я
2). Надстройка – идеолог-е отн-я, религия, филос-я и гос-во.
1). Внутренние
А). Регулят-я
Б). охранительная
2). Внешние
А). оборонка
Б). междунар-ое сотр-во
В). внешнепол-е и внешнеэк-ие отношения.
- Публ-я власть
- Территория
- Население
- Суверинитет
- Нал-я сис-ма
А). Ф-мы правления
- Монархия
- Республика
-презид-е
-парламент
-презид-ко-пар-е
- Демократич
- Антидемократ
- Федеративные
- Унитарные
- Конфедерация
Возникновение права.
Учения о происх-ии права:
1.) Теологическая
|
|
Исходит из общественного происхожд-я как вечного Она связала право с добром, справедл-ю и гуманностью.
2.)Естественного права.
Есть много мнений. Её суть – право вытекает из природы чел-ка. Чел-к наделён естеств правом, данным ему природой.
3.)Нормативистская теория права
Её создатели вывод теорию права из самого права. Они считали «Право не подчинено причинности. Оно берёт силу и действ в сомом себе, т.е. исходит из самого права»
4.)Психологическая теория
Суть - причины правообр-я связаны с психикой людей. Создатели концепции считали «Право – сложные, эмоцианальные и интеллек-психол процессы».
5.)Марксистская теория
Суть – корни лежат в эк-ке гос-ва. Создатели считали «Право не м.б. выше экономики. Оно иллюзионно без эконом гарантий.»
Право – совокупность устанавливаемой и охраняемой гос-ом соц норм и правил поведения.
Тесная связь права с гос-ом - основное отличие прав от др. соц норм. (морали, поведения).
Виды соц норм права
1). Соц-техническая. (как чел-к должен обращаться с орудиями и ср-ами произв-ва, машинами и как реагир на возд сил природы).
2). Соц нормы:
- Юрид нормы (правила гос-ва)
- Нормы морали (правила добра)
- Обычаи (традиции)
- Корпоративные (в юрид орг-ях)
- Смеш-ого хар-ра (морал+корпорат)
Взаимод-е морали и права- сложный и многогранный процесс.
Общие черты права и морали
- Имеют нормат содержание и служат регул-ом общ-ых отн-ий
- Экономическая, полит-я и соц база
Отличительные черты права и морали
- Время возникновения
- Право состоит из норм, а мораль включает чувства, предст-я и взгляды.
- Исторические судьбы
Признаки права
- Право исходит от гос-ва, а не от общ-ва
- Нормы права общеобязательны в силу предупр-я
- Общий хар-р
- Оформ и закл в письм ф-ме, содерж в системат виде
Правовая норма имеет 3-ёх членную структуру:
|
|
- Гипотеза
- Диспозиция (указание на правила поведения, к-м должны подчиняться субъекты деяния)
- Санкция
В теории права выдел-ся источники права
- Нормат-правовой акт
- Юрид прецидент (решение по делу)
- Правовой обычай (охр-ое гос-ом правило поведения, сложившееся в рез-те длит-ого примиения)
- Нормат договор (соглашение)
- Др источники права
Система права
Право состоит из отдельных юрид норм. Они сведены в сис-му и подразд на части. В основе каждой части положен мат-ый критерий, хар-р общ-ых отношенй.
Выдел след части
- Отросли (группа правовых норм, объединённых общностью регул отн-ий). В отраслях выдел подотросли /В гражд- 2 группы общ-ых отношений: имуш и личные/.
- Институты (группы правовых норм, регул в рамках отрасли права стороны общ отн-ий /защиты, мены/).
Деление законодательства:
Законы – нормат-правовой акт, облад высшей юрид силой и приним в строго определ порядке. На территории РФ, конституция, ФЗ, кодексы, основы законодат-ва.
Подзаконные акты - нормат-правовой акт президента, прав-ва, министров, гос комитетов и исполнительно-распоряд органов субъектов РФ. Они многообр-ны по хар-ру: указы пост-я, приказы и инструкции. Приним на основе и во исполнение законов. Обязательны на территории РФ.
В случае их противоречия конституции и ФЗ указом президента мб отклонены.
Среди подзаконных актов большое место отв-ся нормат актам, приним министерствами, фед службой и гос комитетами – это приказы, решения, инстр-ии, письма.
Акты местного самоупр-я сост-ют самост группу, они примен-ся только по конкр вопросам.
Основы конст права
КП одно из самых основных ведущих отраслей в системе права РФ. Оно предст собой сов-ть норм, хар-ся:
- Внутренним единством и опред общими признаками
- Конституц от др норм права
Оно регулирует отн-я во всех сферах жизни общества: полит, эк-ой, соц-ой, дух-ой и культ. Другие отрасли права регул-ют общ-е отн-я, к-ые склад-ся в одной сфере жизнедеят-ти общ-ва: труд, семейное, междунар-е и др.
КП регулирует общественные отношения след рода
1. КП нормы, опред-е устр-во гос-ва
2. КП связ-ее гос-во со своими граждпнами чз принятие гражданства
3. КП опред свободы, права и обязанности граждан
4. Констит основы гос органов
5. КП местного самоупр-я
КП нормы по сравнению с др нормами отраслей права отлич своим содержанием, источником в к-ои они изложены, своеобр-ем видов норм (регулят, охранит, эконом), особенностями стр-ры, особым мех-ом реализ.
Предмет КП охват 2 осн-е ф-мы общ-ых отн-ий
1. Охрана прав и свобод, их гарантия со стороны гос-ва.
2. Устр-во гос-ва и гос власти
Констиц и гос право исп-ся во многих странах, это зав от традиций.
Как наука КП изучает отрасли КП, к-я явл-ся сост-ой частью всей правовой сис-мы.
Источники КП
- Конституция
- ФЗ и декларации
- Деп-ты палат ГД и СФ
- Договора и сообщ-я
- Указы през-та
- Пост прав-ва
- Судебные решения
- Акты органов местного самоупр-я
Конституция РФ – установление гос органов власти. Определяет общ-ый и гос устрой, избират сис-му, принципы орг-ии и Дей-ти органов гос власти.
1 к- 1918
2 к- 1922
3 к- 1936
Проект конст 1993 отлич рядом спорных отн-ий:
- Короткий срок обсуждения проекта конституции
- Явка 54,8% на прин-е конституции
Конституц устроуство
1). Наличие проекта не означает, что устан конст строй. Для этого надо исполнение наиб важных принципов
- Участие народа взаконодат органах власти
- Приоритет прав и свобод чел-ка и гражданина
- Разделение властей
Конст строй предусматривает ряд принципов
- Народовластие
- Гос суверенитет
- Единство экономического права
- Светский и соц хар-р гос-ва
- Местное самоуправление
По конст Россия (ст. 1) – демократ гос-во, плюрализм мнений, разделение властей, нал-е местного самоуправления, правовое гос-во.
|
|
Идея правового гос-ва имеет многовековую историю и корнями уходит в античное общество. Сущностью явл-ся демократизм, суверенитет, подчинение гос-ва обществу и разделение властей.
Принципы
1. Господство права
2. Связность закона с гос-ом
3. Взаимоотв-ть гос-ва иличности
4. Эфф контроль и надзор за исполнением законов и др актов
5. Единство прав и обязанностей граждан
6. Нал-е гражд-ого общ-ва
Гражд общество – совокупность самост, независ от гос-ва общ институтов. Оно охват сов-ть правовых, моральных, эконом-их, полит отн-ий, вкл. труд, предприним дей-ть, Дей-ть общественных объединений, сферу образ и воспит-я, науки, культуры и дух-ти, СМИ, нормы этики и эстетики, чел-ого пов-я, а так же нормы полит режимов.
Сущность ГО
- ГО как рез-т демократии, рыночных отношений
- ГО существ в усл-ях верх-ва закона равного и обязат для всех
- ГО включает экономич, правовые, нравств, религ и др отн-я
- В ГО гос-во и его органы должны нах под контролем граждан
Ст1к – Россия – республика президентско-парламентская
Ст4к – Россия – суверенное гос-во
Ст5к – Россия – федерат гос-во
Ст65к – определяет группы суверенных субъектов
- Республика как сувер объекты со своими презид правлением и своей конст
- Края
- Области
- Города фед значения
- Автомом обл
- Авт округа
РФ имеет ряд черт, к-ые хар-ет её как федерат гос-во
- Гос территория целостная и неприкосновенная, вкл территорию всех сувер субъектов
- Конст России и конст республик
- Федерат органы гос власти
- Единство граждан РФ,единый гос язык, единые вооруж силы, ден сис-ма
- Гос символика
Ст7к – Россия – соц гос-во. Пол-ка гос-ва, которого напр-на на созд условий, кот-е обеспеч дост жизнь.
Ст14к – Россия светское гос-во. Никакая религия не мб установлена в кач-ве гос-ой, все религ объед-я отделены от гос-ва, но равны перед законом.
Ст6к – Рос гр-во – устойчиво-прав связь граждан с гос-ом, к-ое выраж в сов-ти взаимных прав, обязанностей, отв-ти, основанной на признании и уважении др граждан.
|
|
Все рождённые на территории РФ имеют гражданство.
Причины отказа в гражданстве.
- Если лица выступ за нас-ое изменение конст строя
- Лица сост-е в париях или др орг-ях, Дей-ть к-ых несовмест с принципами гос-ва и конст
- Если чел-к осужд на длит срок или на пож закл-е
Ст17к – Права и свободы граждан.
Правовой статус личн-ти опред-ся всей сов-ю прав и свобод чел-ка и гр-на.
Выдел 3 группы прав и свобод чел-ка
- Личные права и свободы граждан.
Ст20к. основное право – право на жизнь, оно предусматривает отказ от военных действий и нац конфл-ов и предусм-ет должное мед обслуживание
- Право на неприкосновенность личности, жилища, тайна частн жизни, перепис и почт сообщ, тел разговоров, кроме тех орг, к-ые имеют право на просл.
Ст22к-25к – свобода передвижения по тер РФ и право опред свою нац принадл.
Ст29к-34к – право избирать и быть избранным (необходим опред возраст: 21г-гос органы, 35 - през)
Создавать общ-ые партии и объедин-я
Создавать комм структуры
Ст35к-44к – Соц экономические права
Свобода предприним Дей-ти
Право на труд и отдых
Право на пол-е жилья
Право на соц обслуживание (с60 лет муж, с 50-жен)
Конституция предусм-ет обязанности граждан
Круг обязанностей формируется в связи обладания лица опред статуса: рабочий, интеллигенция, студенты и тд.
Обязанности
- Соблюдение конст строя РФ
- Обязан сообщать о своих доходах и своевременно платить налоги
- Охрана окружающей среды
- Защита рубежей РФ
РФ осуществляет свою деятельность посредством гос. Органов власти – один из каналов, через к-ые народ осущ свою власть.
Гос органы власти характериз-ся чертами:
1. Каждый гос орган наделён гос-но-властными полн-ми, к-ые дают ему право решать опред вопросы
2. Каждый орган власти устан-ся в опред конст порядке (порядок избрания президента – ст 80, ФС – ст 94).
3. Каждый орган власти уполномочен гос-ом вып-ть свои ф-ии на данной территории.
4. Каждый гос орган явл-ся составной частью единой сис-мы гос органов власти
5. все органы власти избираются
Порядок избрания опред-ся конст-правовыми нормами, к-ые в своей совок-ти образ избират право.
Избират сис-ма и избират право взаимосвязаны.
Различают акт избират право (право избирать, участв в избират компании) и пассивное (право избираться и быть избранным).
Президент
Он решает 3 осн-ые задачи:
- Охрана конст строя РФ
- Поддержание гражд мира и нац согласия
- Охрана прав и свобод ч-ка и гражданина
Правовой статус президента определён ст80. Избирается на 4 года, не более 2-ух раз, не моложе 35 лет, не менее 10 лет прож-я на территории РФ.
В компетенцию пр-да входит решение след задач и вопросов:
- Кадровая пол-ка (рек на назн председ-ля верх суда, ген прок-ра, ФС)
- Явл-ся верховным главнокоманд РФ, назнач и освобожд от должн высшее военное командование).
- Организует и формирует гос органы и совместно с ними раб-т как глава законод и испо-ой власти
- Защита граждан и пред-е полит убеж-ща
- Нагр-е орденами и медалями, вручение вверит грамот
- Издание указов
Ст93. Устранение президента от должности
Можно отстранить на основании обвинений ГД, в измене Родины или совершении тяжкого уголовного преступления, подтвержд закл в верх суде.
Федеральное собрание (законодат орган)
Состой из 2-ух палат
- Утверждение изм-я границ РФв случае выхода суб или присоед др гос-ва.
- Утв. Указов през-та о введении военного и ЧП на территории РФ.
- Решение вопроса о возм-ти использования ВС РФ за пределами территории РФ.
- Кадровая пол-ка (канд рек-ые през-ом РФ).
- Назначение в выборах отчуждения през-та от должности
Гос дума
Гос дума состоит из 450 чел. Половина по парт спискам, остальные по мандатным округам.
1. Согласие на назн-е пред-ля прав-ва
2. О доверии прав-ву
3. Назнач и освобожд от должности кандит, предл-ых през-ом
4. Объявление амнистии
5. Объявление обвинения в адрес президента для его отстран от должности
6. Назнач и освобожд от долж-ти уполном по правам чел-ка.
Главная задача ФС – разраб и принятие законов.
Совет федерации
- Комитет по законодат-ву
- Ком по аграр пол-ке
- Ком по делам СНГ
- Ком по вопр без-ти и обороне страны
Гос дума
- Комитет по труду и соц вопросов
- Ком по охране здоровья
- Ком по науке и образ-ю
- Ком по экологии
Задачи СФ и ГД
- Фед бюджет
- Фед налоги и сборы
- Фин кредит-тамож регил-е
- Ден эмиссия
- Ратификация междунар договороввопросы войны и мира
Ст110-114 Исполнит орган власти (прав-во РФ):
Структура за последние годы усложнилась.
Председ-ль прав-ва:
- Первый вице-президент
- Два зама
- Мин-ры
Компетенция прав-ва
- Раз-ка и утверж бюджета
Доходная часть – прибыли отналогов и сборо, от внеш торговли, от гос предприятий, от внутр рынка.
Расходная часть – оборна, правоохран органы, фед аппарат упр-я, бюд сфера.
- Ответственность за фин страны
- Раз-ка единого долгоср плана в обл экономики
- Упр-е фед собственностью
- Зак-ть правопорядка
Конст суд, Верх суд, Высший арбитр суд.
Административное право.
Оно рег-ет управление отношениями, к-ые существ в сфере гос упр-ия. Они связаны с функц и разв-ем орг-ов исп-ой власти.
Исполнит власть имеет в своём расп-ии все наиб важные атриб гос власти
1. Фин сис-ма
2. Армия, милиция
3. Службы внутр и внешн без-ти
4. Исправ учрежд
5. СМИ
В упр-их отношениях участвует соц субъект, т.е. органы исполнит власти.
АП выполнят ф-ии
- Правотворческую
- Правоприменительную
- Правоохран-ую
Субъектами АП явл-ся
1).Органы исполн власти
- Федеральные
- Исполнит-распоряд власти субъектов РФ
2).Органы местного самоупр-я
- Города рай типа
- Пос гор типа
- Посёлки
- Деревни
3).Физ лица
4).Юрид лица
- Коммерч
- Некоммерч
5).Гос служащие
В гос органах власти образ гос должности:
1. Кат А (президент, предс-ль прав-ва, пред-ль двух палат)
2. Кат Б (зам пред-ля пра-ва, администр аппарат през-та)
3. Кат В (помощнику и обслуга)
Гос должности и их перечень опред-ся в реестре гос должн-ей РФ.
Они делятся на классы
- Действ гос советники 1,2,3 класса
- Гос советники РФ
- Референты гос службы (1,2,3 класса – младшие должности)
Гос служащие дел-ся на опред группы:
- Должн лица, участв в издании нормат актов и примен меры взыскания
- Представ администр власти (ОВД, МЧС, спец отряды)
- Операт состав (юристы, мин-ры,соц-и и пол-ги)
- Вспомогат состав (созд усл-я для работы высшего звена)
Виды администрат ответ-ти
По объекту правонарушения:
1). Препятствие, возник в избират компании
- Проведение запр агитации
- Распр-е ложных сведений
2). Проступки против гос собств-ти
- Наруш прав гос собственности на недра, леса, воды
- Расхищ гос собств-ти
- Уклон от возм-я ущерба
3). В обл. окруж среды
- Самов кошение и выгул скота
- Уничт межевых знаков
- Засорение лесов
- Нар-е правил охраны окр среды
4). В обл пром-ти
- Наруш без-ти
- Наруш правил польз электр-ом
- Небр-ое отн-е ТС, проезд без билета
5). В обл торговли
- Продажа без док-ов
- Торговля с рук
- Обман пок-ей
- Откл-е от подачи декл-ии
6). Правонар-я посяг на уст порядок упр-я
- Неповин-е милиции
- Неуваж прок-ры и суда
- Самоуправство
- Наруш зак-ва РФ
7). Посяг на общ-ый порядок
- Меокое хул-во
- Расп алк в общ местах
- Занятие простит-ей
- Неисп род-ми повоспит детей
Органы и должн лица:
- Администр коммисия
- Исполнит ком-ты
- Ком-я по делам несов-их
- ОВД
- Органы гос инспекций
Администрат отв-ть
Подразд на
- Предупр в письм ф-ме
- Штраф
- Конфискация
- Исправ работы
- Выдвор за границу нелегалов
ГП и гражд законодат-во
ГП – одна из осн-ых и фундам дисцплин.
При переходе к рынку и реформировании соц отн-ий в обществе возраст роль ГП, как рег-ра тов-ден отношений, склад-ся в обществе.
Термин ГП возник давно, со времён древнеримского права. Он получил дальн распр-е и употребл-ся во многих сис-ах права (трудовом, семейном и тд).
Нек-ые пол-я и их содерж мен-ся в связи с изменением полит-их, эк-их, соц условий в жизни общ-ва (только 2 понятия ост-ся неизм-ми: вопр собств-ти, догов отн-я)
Под ГП поним-ся сис-ма правовых норм, регул-их общ-ые отн-я опред вида.
Основные задачи ГП
- Верно уловить новые тенденции раз-я оющ-ва при перех к рынку (развит предприним, ЧС, разв-е фин-во-кред-ых, там-ых отношений).
- Основная задача ГП – ликвидация препядствий, меш-их разв-ю рыноч-ой экон-ке)
Функции ГП
- Воспит хар-ра – регламент конкр-ое пов-е людей, заним предприн Дей-ю
- Предупр-я проотн-ий, примин-их меры принуд хар-ра
- Результативная – выступ как рег-р тамож, кредитн, тов-ден и др. отношений
- Охранит-я (охрана жизни здоровья)
Принципы ГП
- Правовое закрепление многообр-я ф-м собст-ти (гос, муницип, коллект, общ ф-мы собств-ти, кот распад на совм и дошлевые)
- Правовая охрана собств-ти и иных вещных прав
- Принц юр рав-ва субъектов граждан прав-я
- Принц свободы договора
- Принц своб перемещ товаров и услуг, фин ср-тв по территории РФ
- Принц невмеш-ва в частные, коммерч дела предпр-я
ГП регул-ет 2 вида отн-ий
Имущественные. Они связ с принадл имущ-ва опр-м лицам, коллект лиц и переход имущ от одного лица к др.
Имущ отн-я – вещи, к-ые окруж нас, нах у опред лиц с правом их передачи, продажи и т.д.
Имущ отн-я облад стоимостью и ценой.
· Вещные
· Договорные
Личные неимущ отн-я. Хар-ся
· Нет экон сод-я
· Предметом их отн-ий явл-ся все немат блага (честь, дост-во, имя, авторство)
· Они возник как немат блага, но не отделены
Выдел 2 группы личных неимущ отн-ий
1. Отн-я, возник по поводу авторства произ-я, по поводу присв предпр-ю пром знака или фирм наимен-я.
2. Защ чести и дост-ва и репут граждан
Ст1ГК РФ рассм-ет основные начала гражд зак-ва. Оно основыв-ся на признании рав-ва всех суб-ов, на неприкосн-ти собств-ти, свободе догов-ых отношений, обеспечение наруш прав гр-ан и их суд защита
Ст2ГК РФ отношения, регул-е гражд законодат-ом. Уст-ет отн-я м.у. предприним, исходя из того, что предприним-во – самост и осущ-я на свой стар и риск комм дей-ть. Предприним-ям разрешён наём раб силы.
Учит многообр-е сферы гражд отн-ий в зак-ве вспомогат ист-ом призн обычай дел-ого оборота – предприним-во, к-е не зафикс законодат-но, а сущ как правило поведения. (Ст5ГК РФ).
ГЗ предусм-ет гражд правоотн-я – отн-я урегул нормой гражд права. Выдел субъекты и объекты гражд правоотн-я.
Субъекты – участники. Они имен как граждане, юрид лица, субъекты РФ и муниц обр-я (Ст2ГК РФ)
Объект – то на что напр-но данное правоотн-е, т.е. пов-е субъектов (Ст17ГК РФ). Правоспособность наступ при рождении и зак-ся при смерти. С 18 лет правоспос-ый гражд-н может измен фамилию, псевдоним и двойн фам-ю.
Ст21ГК РФ – дееспос-ть граждан. Дееспос-ть – способность приобрет и осущ гражд права и созд для себя обязанности. В отл-ии от правоспос-ти для дееспос-ти необх-мы возраст и псих сост-е
Выдел след виды дееспос-ти
1.Полная (18 лет)
2.Неполная (16-18 лет редко 14). Несоверш летний может приобр-ти полную деесп-ть в 2-ух случаях
· Получ работы
· Закл брака
3 Частичная (6-16 лет иногда 14)
С част нельзя соверш крупные сделки. В РФ много недеспос-ых. Под набл-ем 5млн, нужд в лечении >15млн.
Ст23ГК РФ предусм, что граж-н в праве заним предприн дей-ю без образ юрид лица с момента его регистрации в кач-ве ИП.
Ст49ГК РФ даёт понятие юрид лица. Юрид лицо – орг-я собств-ю,обособл имуществом. Оно может владеть, польз-ся и приобр-ть это имущ-во, нести обяз-ти, быть исцом и ответчиком в суде.
Виды юрид лиц: (Ст50ГК РФ)
· Коммерч орг-ии (хоз тов-ва, хоз общества, КООП, в гос секторе)
· Некоммерч орг-ии (благотвор фонды, религиозн орг-ии и потреб КООП)
Правоспос-ть ЮЛ определено зак-ом. Для больш комм орг-ии предусм общая правоспос-ть. Для некоммерч тоже. Для МУП – спец правоспособ-ть. МУП должны не закл-ть сделки, противореч уставу.
ГЗ предусм лицензирование.
Виды лицензий
· Банковские
· Транспортные
· Медицинские
· Общепит
· Строительные
· ВУЗЫ
ГЗ предусм регистр юрид лиц
1. Разрешит сис-ма регистрации
2. Явочная сис-иа регистр-ии
3. Нормат-явочная (новое ЮЛ регистр на основе и порядке, опред-ым нормат прав-ми актами).
Ст100ГК РФ уменьш, увелич уставного кап-ла. Объекты гражд прав рассм во 2-ой части ГК РФ 1996г.
Объектом явл-ся то по поводу чего возникло правоотн-е (мат, немат благ).
К ним отн-ся вещи, ценные бумаги и деньги, информация, рез-т интеллект дей-ти и все немат блага.
ГК делит объекты на
· Оборотоспособные
· Огранич оборотоспос-ти
· Изъятые из оборота
ГЗ предусм-ет и вопросыправоспос-ти
Ст209-212ГК РФ рассм вопр правоспос-ти. Правоспос-ть предст собой сис-му прав норм, установл гос-ом и регул-ет порядок распр-я средств произв-ва и предметов потр-я
Ф-мы правоспособности
· Личная
· Государственная
· Муниципальная
Общая ф-ма собственности (Ст244ГК РФ) имущ-я в использовании 2-ух или более лиц
Она подразд на
- Долевую (Ст245ГК РФ)
- Совместную (созд-я в случаях предусм законом: супругов и крест ферм хоз-в)
ГЗ предусм вопр сделки и договорн отношеия.
Ст153ГК РФ – понятие сделки. Сделками называют Дей-я граждан и юрид лиц, напр-ое на установление изменение, прекращение гражд прав и обязанностей. Сделки мб одностор-ми, двустор-ми и многостор-ми. Они закл-ся в устной и письм ф-ме.
Сделки с землёй и недв-ю подл гос регистрации в порядке предусм законом. Сделка, повлёкшая правовой рез-т, к-ому стремились стороны явл действ.
Действ сделка должна соотв-ть:
1. Законности
2. Совершаться дееспос лицами
3. Должна собл-ся ф-ма сделки
Трудовое и семейное право.
Трудовое право - сов-ть или сис-ма правовых норм, регул-е труд отн-я.
ТК 2001г
Ст1ТК. Отобр цели и задачи труд зак-ва.
1. Устанавл гарантии со стороны гос-ва в устан труд прав и свобод граждан.
2. Создание благопр усл труда
3. Защита прав и интересов работников и работодат-ей
Определ цели и задачи:
- Прав регул-е труд отношений и др отношений, связ с трудом.
- Орган труда и управление трудом
- Проф подготовка и переподг-ка кадров
- Соц парт-во, подпис коллект и труд договора, мат отв-ть работодат-ей и работников в сфере труда.
- Надзор и контроль за собл-ем труд зак-ва. Разреш труд споров.
Ст2ТК. Рассм вопросы, основные принципы регул-я труд отн-ий:
- Свобода труда
- Запрещ принуд труда
- Защита от безраб-цы
- Рав-во прав и обяз-ей
- Запрет дескримин