double arrow

Структура экспертной системы


Основные понятия

ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ (ЭС)

По видам решаемых задач.

1. Для решения информационно-вычислительных задач;

2. Для решения задач подготовки и ввода данных;

3. Для решения информационно-справочных задач;

4. Для решения задач бухгалтерского учета;

5. Для решения задач статистической обработки данных;

6. Для решения задач аналитических расчетов.

Экспертная система – это вычислительная система, которая использует знания специалистов о некоторой предметной области и в приделах этой предметной области способна принимать решения на уровне эксперта.

Традиционно знания существуют в двух видах:

· коллективный опыт;

· личный опыт.

Если большая часть знаний в предметной области представлена в виде коллективного опыта (например, высшая математика), эта предметная область не нуждается в ЭС.

Если большая часть знаний в предметной области представлена в виде личного опыта специалистов высокого уровня (экспертов), если эти знания слабо структурированы, то такая предметная область нуждается в ЭС.

Подсистемами ЭКС являются:

· база знаний (БЗ);




· подсистема логического вывода;

· подсистема приобретения знаний;

· подсистема разъяснения результатов;

· интерфейс с человеком - пользователем.

Структура экспертной системы

Рис. 1

Пользователь – это специалист предметной области, для которого предназначена система. Обычно его квалификация недостаточно высока, и поэтому он нуждается в помощи и поддержке своей деятельности со стороны экспертной системы

Инженер по знаниям – это специалист по искусственному интеллекту, выступающий в роли промежуточного звена между экспертом и базой знаний.

Интерфейс пользователя – комплекс программ, реализующих диалог пользователя с экспертной системы как на стадии ввода информации, так и получения результата.

База знаний - наиболее важная компонента экспертной системы, на которой основаны ее «интеллектуальные способности».

В отличие от всех остальных компонент ЭС, база знаний - «переменная» часть системы, которая может пополняться знаниями.

Подсистема логического вывода – это элемент экспертной системы, позволяющий получить ту или иную информация с пользованием фактов и правил. Здесь реализуется процесс рассуждений.

Подсистема объяснения - это элемент экспертной системы, позволяющий пользователю получить ответы на вопрос: «Почему система приняла такое решение?». Ответом будет обратный порядок всех шагов цепи вывода.

Подсистема приобретения знаний. Экспертная система, должна приобретать новые знания, удалять или модифицировать устаревшие — т. е. осуществлять редактирование БЗ. Данный элемент включает в себя систему вложенных меню, шаблонов языка представления знаний, подсказок и других сервисных средств, облегчающих работу с базой.







Сейчас читают про: