Принципы и условия возникновения, реализации и защиты авторских и смежных прав.
Субъекты авторского права и смежных прав.
Объекты авторского права и смежных прав.
Принципы и условия возникновения, реализации и защиты авторских и смежных прав.
Субъекты авторского права и смежных прав.
Объекты авторского права и смежных прав.
Тема 2. Авторское право и смежные права.
Конечно же, национальное законодательство стремится максимально возможно интегрироваться в международные нормы и обычаи, а корпоративные нормы должны не противоречить национальному законодательству.
В сою очередь, корпоративный уровень решает аналогичные задачи для корпорации.
Служебные объекты авторского права.
4.Управление имущественными правами авторов и обладателей смежных прав на коллективной основе.
Служебные объекты авторского права.
Термин "авторское право" понимается в двух значениях:
1. В объективном смысле авторское право - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки, искусства;
2. В субъективном смысле под авторским правом понимается совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства.
Основной задачей авторского права является, с одной стороны, обеспечение интересов авторов и их правопреемников, а с другой стороны, интересов общества в целом путем предоставления ему доступа к сокровищам мировой культуры.
Как совокупность правовых норм авторское право является составной частью гражданского права.
К объектам авторского права и смежных прав относятся: (литературные, художественные, научные произведения, компьютерные программы, базы данных, музыкальные произведения, исполнительская деятельность артистов, аудио- и видеозаписи, радио- и телевизионные передачи и др.).
Установить исчерпывающий перечень объектов авторского права невозможно, поэтому законодатель указывает на те произведения, которые не могут быть объектами авторских прав.
Не являются объектами авторских прав:
1. официальные документы (законы, судебные решения и т.д.), а также их переводы;
2. государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т.д.);
3. произведения народного творчества (частушки, песни и т.д.);
4. сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.
Служебные объекты авторского права.
Законодательство Республики Беларусь к служебным объектам авторского права относит объекты авторского права, созданные в порядке выполнения служебного задания или служебных обязанностей (служебное произведение).
Личные неимущественные права на служебное произведение принадлежат автору.
Имущественные права на служебное произведение принадлежат нанимателю, если договором между ним и автором не предусмотрено иное.
Автор служебного произведения не вправе препятствовать его обнародованию нанимателем.
К субъектам авторского права и смежных прав относятся:
1. Автор произведения. Л ицо, указанное в качестве автора на оригинале или ином экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.
Возраст создателя произведения значения не имеет. За недееспособных и малолетних (до 14 лет) авторские права осуществляют от их имени родители, усыновители или опекуны. Несовершеннолетние от 14 до 18 лет могут самостоятельно осуществлять свои авторские правомочия.
2. Составители. Автору сборника и других составных произведений принадлежит авторское право на осуществленные им подбор или расположение материалов, представляющих результат творческого труда. Составитель пользуется авторским правом при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение.
3. Переводчик произведения на другой язык. Авторское право переводчика распространяется не на само произведение, которое он переводит, а только на созданный им перевод. При этом авторское право переводчика не препятствует другим лицам осуществлять свои собственные переводы. В данном случае имеется в виду не простой подстрочный перевод, а перевод, соединенный с литературной обработкой текста произведения с сохранением смыслового содержания.
4. Авторы других производных произведений (переделок, аранжировок и др.). Переработчик пользуется авторским правом на созданное такого рода произведение при условии соблюдения им авторских прав на произведение, подвергшееся переработке.
5. Субъекты авторского права на аудиовизуальные произведения, т.е. произведения, воспринимаемые одновременно с помощью слуха и зрения. Авторами таких произведений являются режиссер-постановщик, автор сценария, автор музыкального произведения и др.
6. Субъектами авторских правоотношений являются также правопреемники авторов. Основой правопреемства в данном случае является заключение договора.
Особым видом субъектов авторского права являются наследники, так как а вторское право переходит по наследству. В случае смерти автора или объявления его умершим его имущественные права переходят к его наследникам. Авторские права могут наследоваться как по закону, так и по завещанию. Наследники являются субъектами авторских правоотношений в течение 50 лет после смерти автора, начиная с 1 января года, следующего за годом смерти автора.
Произведения могут создаваться не одним, а двумя или несколькими лицами, в результате чего возникает соавторство. При этом речь идет только о совместном творческом труде, оказание всякого рода технической, организационной или иной подобной помощи при создании произведения не признается творческим трудом и не может служить основанием для признания соавторства. Вопрос о техническом или творческом характере участия может быть решен на основании оценки, данной экспертами.
Особым видом произведений, созданных в соавторстве, являются интервью. Авторские права на интервью принадлежат как лицу, давшему интервью, так и лицу, проводившему интервью. Эти лица рассматриваются в качестве соавторов, если договором между ними не предусмотрено иное. При этом использование интервью допускается только с согласия лица давшего интервью.
Принципы и условия авторского права формировались в течение столетий, однако в формулировке некоторых из них нет единства, поэтому толкование некоторых принципов, критериев и признаков охраны может оставаться дискуссионным.
Выделяют следующие принципы авторского права как совокупности правовых норм:
- свобода творчества;
- сочетание личных интересов автора с интересами общества;
- неотчуждаемость личных неимущественных прав автора;
- свобода авторского договора.
Условия возникновения, реализации и защиты авторских и смежных прав.
1. Основные и достаточные:
- Новизна, творческий характер (ноу-хау);
(означает, что произведение может быть объектом охраны, если оно является результатом творческого труда его автора)
- объективная форма;
( означает, что произведение может быть объектом охраны, если оно существует в объективной форме)
Дополнительные условия (инвариантные):
- содержание;
(означает, что произведение любого содержания может быть объектом охраны с некоторыми ограничениями, налагаемыми законодательством)
- обнародование, опубликование произведения
(означает, что произведение может быть объектом охраны вне зависимости от того, обнародовано оно или нет).
В качестве объектов авторских прав рассматриваются произведения науки, литературы и искусства при условии, что результаты творчества выражены в объективной форме, допускающей возможность их восприятия.
Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на не обнародованные произведения. Для признания произведения объектом авторского права оно должно обладать следующими признаками:
- творческий характер;
- объективная форма;
- возможность воспроизведения тем или иным способом, при котором возможно его восприятие.
Новизна, т.е. наличие в произведении оригинальных мыслей, идей, художественных образов.
Требование объективной формы как условия признания произведения объектом авторского права вытекает из того, что созданное автором произведение до тех пор, пока оно не написано на бумаге, никому не прочитано и не опубликовано в печати, известно одному только автору. Лишь после того, как произведение будет выражено автором вовне, отделившись от автора каким-либо способом, оно получит выражение в объективной форме.
Объективная форма, как правило, совпадает с понятием материальной формы, однако понятие объективной формы более широкое, чем понятие материальной формы.
Законодательство к объективной форме относит:
1. письменная форма (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.);
2. устная форма (публичное выступление и т.д.);
3. звуко- или видеозаписи;
4. изображения (рисунок, эскиз, картина, план, фотография и т.д.)
5. объемно-пространственная форма (скульптура, макет, сооружение и т.д.).
В соответствии с этим охрана распространяется на произведения, которые созданы творческим трудом и выражены в любой объективной форме. Если произведение удовлетворяет этому критерию, то дополнительный критерий расширяет охрану па произведения независимо от их достоинства, назначения, а также от их обнародования.
Таким образом, дополнительные условия инвариантны, поскольку охрана не зависит ни от содержания произведения, ни от его обнародования.
Следует подчеркнуть, что основной критерий является необходимым и достаточным для правовой охраны, а дополнительный критерий правой охраны является расширительным, поскольку существенным образом увеличивает количество охраняемых произведений.
Таким образом, произведение может быть объектом охраны, если оно создано творческим трудом и существует в объективной форме. Этот основной критерий охраны не зависит от содержания и обнародования произведения.
Другими словами, если произведение создано творческим трудом и находится в объективной форме, то охрана распространяется на произведения любого содержания и не зависит от того, обнародовано ли это произведение или нет.
По существу именно в этих критериях и заключен основной принцип охраны, в соответствии с которым авторское право на произведение возникает с момента его создания.
4.Управление имущественными правами авторов и обладателей смежных прав на коллективной основе.
В настоящее время количество используемых произведений различных авторов уже давно стало столь велико, что заключение индивидуальных договоров с каждым автором оказалось практически неосуществимым. Поэтому правообладатели уже не могут эффективно контролировать массовое использование охраняемых объектов другими, автор не в состоянии проследить, когда, как и кем было использовано его произведение. В свою очередь, пользователи не имеют возможности заключать договоры с каждым из правообладателей.
В таких областях реализация авторских прав невозможна без применения систем коллективного управления ими, смысл которого состоит в том, чтобы обеспечить имущественные права авторов, когда их осуществление в индивидуальном порядке оказывается затруднительным.
Основной функцией организаций, осуществляющих коллективное управление имущественными правами, является сбор, распределение и выплата вознаграждения правообладателям на основе предоставленных лицензий пользователям.
Дополнительными функциями таких организаций является контроль за соблюдением условий лицензий, борьба с нарушениями прав, а также осуществление функций социального и культурного характера.
С появлением новых технологий стремительно расширилась область применения системы коллективного управления правами, в том числе на «цифровую среду».
Несмотря на то, что система коллективного управления служит интересам обладателей авторских и смежных прав, она также предоставляет преимущества и пользователям, которые таким образом могут получить доступ к необходимым им произведениям наиболее простым способом.
Возрастающее значение коллективного управления постоянно отмечается различными органами и экспертами ВОИС и ЮНЕСКО, занимающимися проблемами авторского права.