Качественное совершенствование производства в рыночной экономике осуществляется в форме инноваций, которые составляют основу инвестиционного процесса. Развитие спроса, его диверсификация приводят к необходимости разработки новых продуктов и технологий. Естественно, для этого приходится привлекать новейшие научные и технические достижения.
Термин «инновация» стал активно использоваться в России с конца 80-х годов как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий - «инвестиционная деятельность», «инновационный процесс» и др.
Инновация (нововведение) - это конечный результат инновационной деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке; нового или усовершенствованного технологического процесса; нового способа реализации социальных услуг.
Инновационная деятельность представляет собой систему мероприятий по доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, пригодного для практического использования. В полном объеме она включает все виды научных исследований (фундаментальных и прикладных), проектно-конструкторские, технологические, опытные разработки, а также меры по освоению новшеств в производстве. В результате инновационной деятельности появляются новые продукты, технологии, формы организации и управления производством. Это важная сторона научно-технического прогресса и одно из главных условий эффективного функционирования любого товаропроизводителя в рыночной экономике.
|
|
Инновационный процесс - это последовательная цепь событий, в ходе которых новшество «вызревает» от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и их практического распространения. Данный процесс не заканчивается тем, что обычно называют «внедрением», а продолжается после него; по мере распространения любое нововведение продолжает совершенствоваться (вплоть до принятия решения о снятии с производства).
Для успешной инновационной деятельности необходимо тщательное изучение инноваций; в зависимости от технологических параметров они подразделяются на продуктовые и процессные. Первые связаны с разработкой принципиально новых продуктов, вторые - с освоением новых или значительно усовершенствованных способов производства, технологий, форм организации и управления производством.
По степени новизны инновации подразделяются на новые для отрасли и новые для данного предприятия (группы предприятий).
В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют:
радикальные (базовые) инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники;
|
|
улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла;
модификационные (частные) инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии.
По роли в воспроизводственном процессе инновации могут быть потребительскими и инвестиционными; по масштабам их подразделяют на сложные (синтетические) и простые.
Главным побудительным механизмом инноваций является рыночная конкуренция. Предприятия при использовании устаревшей техники и технологии получают убытки, что вынуждает их обновлять производственную базу. Предприятия, первыми освоившие эффективные инновации, приобретают значительные конкурентные преимущества и могут извлечь из этого большую прибыль.
Инновационная деятельность базируется на следующих основных принципах:
приоритет инновационного производства над традиционным - признание за научной деятельностью ведущей роли в системе производительных сил;
эффективность инновационного производства - ресурсы, выделяемые на нововведения, оправданы только в той степени, в какой они приводят к достижению коммерческого успеха;
адаптивность - необходимость и целесообразность создания под новую идею (изобретение) самостоятельной организационной структуры.
Инновационная политика должна ориентировать деятельность предприятия на те направления, которые могут обеспечить повышение эффективности производства путем создания и выпуска продукции, отвечающей спросу и потребностям потребителей. Для этого необходимо постоянное улучшение качественных характеристик производимой продукции, освоение новой продукции и, технологических процессов.
Инновационная деятельность требует значительных финансовых средств, особенно для реализации нововведений. Для технического переоснащения производства, поиска и приобретения научно-технической информации, прогнозирования конъюнктуры рынка, обучения персонала и организации технологического процесса необходимы большие инвестиции.
Высокие затраты на освоение нововведений предопределяют высокую стоимость новых видов продукции, что делает ее недоступной для массового потребителя и в конечном итоге тормозят развитие инновационной деятельности.
Товаропроизводители, занимающиеся инновационной деятельностью, подвергают себя значительному инновационному риску, который имеет несколько видов. Технологический риск связан с возможной неудачей проекта с технической стороны. Хозяйственный риск связан с возможностью повышения величины требуемых ресурсов над имеющими в распоряжении хозяйствующего субъекта. Коммерческий риск связан с неопределенностью конъюнктуры рынка. Динамический риск связан с возможностью значительного изменения общеэкономической среды за время реализации проекта.
Особенностью инновационной деятельности является значительный лаг, то есть отставание получения результата от момента осуществления затрат, что еще больше увеличивает степень инновационного риска.