Понятие, принципы и этапы инновационной деятельности

Качественное совершенствование производства в рыночной эко­номике осуществляется в форме инноваций, которые составляют основу инвестиционного процесса. Развитие спроса, его диверси­фикация приводят к необходимости разработки новых продуктов и технологий. Естественно, для этого приходится привлекать но­вейшие научные и технические достижения.

Термин «инновация» стал активно использоваться в России с конца 80-х годов как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий - «инвестиционная деятельность», «инно­вационный процесс» и др.

Инновация (нововведение) - это конечный результат инноваци­онной деятельности, воплощенный в виде нового или усовершен­ствованного продукта, внедренного на рынке; нового или усовер­шенствованного технологического процесса; нового способа ре­ализации социальных услуг.

Инновационная деятельность представляет собой систему ме­роприятий по доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, пригодного для практического использования. В полном объеме она включает все виды научных иссле­дований (фундаментальных и прикладных), проектно-конструкторские, технологические, опытные разработки, а также меры по освоению новшеств в производстве. В результате инновационной деятельности появляются новые продукты, технологии, формы организации и управления производством. Это важная сторона научно-технического прогресса и одно из главных условий эффек­тивного функционирования любого товаропроизводителя в ры­ночной экономике.

Инновационный процесс - это последовательная цепь событий, в ходе которых новшество «вызревает» от идеи до конкретного про­дукта, технологии или услуги и их практического распростране­ния. Данный процесс не заканчивается тем, что обычно называют «внедрением», а продолжается после него; по мере распростране­ния любое нововведение продолжает совершенствоваться (вплоть до принятия решения о снятии с производства).

Для успешной инновационной деятельности необходимо тща­тельное изучение инноваций; в зависимости от технологических параметров они подразделяются на продуктовые и процессные. Первые связаны с разработкой принципиально новых продуктов, вторые - с освоением новых или значительно усовершенствован­ных способов производства, технологий, форм организации и уп­равления производством.

По степени новизны инновации подразделяются на новые для отрасли и новые для данного предприятия (группы предприятий).

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют:

радикальные (базовые) инновации, которые реализуют круп­ные изобретения и становятся основой формирования новых по­колений и направлений развития техники;

улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и сред­ние изобретения и преобладающие на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла;

модификационные (частные) инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и тех­нологии.

По роли в воспроизводственном процессе инновации могут быть потребительскими и инвестиционными; по масштабам их подразделяют на сложные (синтетические) и простые.

Главным побудительным механизмом инноваций является рыночная конкуренция. Предприятия при использовании уста­ревшей техники и технологии получают убытки, что вынуждает их обновлять производственную базу. Предприятия, первыми освоившие эффективные инновации, приобретают значитель­ные конкурентные преимущества и могут извлечь из этого большую прибыль.

Инновационная деятельность базируется на следующих основ­ных принципах:

приоритет инновационного производства над традицион­ным - признание за научной деятельностью ведущей роли в сис­теме производительных сил;

эффективность инновационного производства - ресурсы, вы­деляемые на нововведения, оправданы только в той степени, в ка­кой они приводят к достижению коммерческого успеха;

адаптивность - необходимость и целесообразность создания под новую идею (изобретение) самостоятельной организационной структуры.

Инновационная политика должна ориентировать деятельность предприятия на те направления, которые могут обеспечить повы­шение эффективности производства путем создания и выпуска продукции, отвечающей спросу и потребностям потребителей. Для этого необходимо постоянное улучшение качественных ха­рактеристик производимой продукции, освоение новой продук­ции и, технологических процессов.

Инновационная деятельность требует значительных финансовых средств, особенно для реализации нововведений. Для технического переоснащения производства, поиска и приобретения научно-технической информации, прогнозирования конъюнктуры рынка, обучения персонала и организации технологического процесса необходимы большие инвестиции.

Высокие затраты на освоение нововведений предопределяют высокую стоимость новых видов продукции, что делает ее недоступной для массового потребителя и в конечном итоге тормозят развитие инновационной деятельности.

Товаропроизводители, занимающиеся инновационной деятельностью, подвергают себя значительному инновационному риску, который имеет несколько видов. Технологический риск связан с возможной неудачей проекта с технической стороны. Хозяйственный риск связан с возможностью повышения величины требуемых ресурсов над имеющими в распоряжении хозяйствующего субъекта. Коммерческий риск связан с неопределенностью конъюнктуры рынка. Динамический риск связан с возможностью значительного изменения общеэкономической среды за время реализации проекта.

Особенностью инновационной деятельности является значительный лаг, то есть отставание получения результата от момента осуществления затрат, что еще больше увеличивает степень инновационного риска.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: