Организационно-экономические основы формирования механизма инновационной стратегии предприятия

Сущность, цель и задачи инновационной стратегии предприятия

Элементы инновационной стратегии

Организационно - экономический механизм инновационного стратегического процесса

Сущность, цель и задачи инновационной стратегии предприятия

2. Эффективность инновационной деятельности

4. Стратегия позицирования компаний на рынке

Опыт мирового экономического развития убедительно свидетельствует о том, что сохранить конкурентные преимущества на рынке возможно лишь при активном использовании важнейших достижений научно-технического прогресса и формирования новой структуры управления предприятием. Возрастающее значение фактора инновационного развития предопределяется требованием того, чтобы руководство компании разрабатывало эффективные корпоративные инновационные стратегии развития предприятия, которые и будут служить путеводителем в возрастающем международном разделении труда.

Сущность инновационной стратегии предприятия состоит в том, чтобы:

определить период удержания конкурентных преимуществ на рынке;

установить уровень покупательского спроса продукции;

сохранить сегмент рынка без формирования инновационной стратегии.

Оценивая вышеизложенные концептуальные положения и целесообразность формирования эффективной организационной структуры, компания на рынке определяет стратегическую архитектуру предприятия. Принципиальным положением новой стратегической архитектура предприятия являются приоритеты распределения ресурсов, которые становятся прозрачными для всех работников компании. Сущность механизма прозрачности распределения ресурсов состоит в том, что в соответствии с приоритетами в развитии организации, менеджеры нижнего и среднего звена управления участвуют в разработке мероприятий последовательности принятия управленческих решений в стратегии развития организации.

Последовательность в принятии решения по распределению ресурсов и развитии соответствующей административной инфраструктуры способствует повышению эффективности функционирования организации и повышает культуру менеджмента, командный дух, гибкость и готовность делиться ресурсами, защищать имеющиеся навыки, перспективно мыслить.

Формирование базы инновационной стратегии предприятия или компании обусловлено результатом интеллектуального труда команды менеджеров, связанного с непрерывным обновлением всех сфер жизнедеятельности компании в целях повышения её прибыльности. При этом функции руководства компанией определяются инновационной стратегией компании и распределения направлений деятельности исполнителей в соответствии с разработанной программой. Важнейшей составляющей архитектуры инновационной стратегии являются компетенции менеджеров всех уровней управления. В связи с этим, руководство организации должны определить количество, местонахождение и качество тех специалистов, которые будут реализовывать инновационную стратегию организации.

Формируя инновационную структуру предприятия или компании необходимо делать опору на инновационные компетенции руководителей среднего звена. Причем, архитектура инновационной структуры предполагает гибкость и мобильность специалистов среднего звена. Они не должны постоянно находиться в одном из структурных подразделений.

В начале их карьеры при помощи тщательно спланированной ротации кадров необходимо дать сотрудникам возможность ознакомиться с деятельностью целого ряда подразделений. К примеру, в компании Canon, ключевые работники постоянно мигрируют между подразделениями, занимающимися производством видеоаппаратуры и выпускающими копировальную аппаратуру, а также подразделениями, производящими профессиональные оптические приборы.

В середине карьеры для таких работников весьма полезно участие в командах, которые организационно не принадлежат ни к одному из подразделений и занимаются перспективными задачами планирования деятельности компании. Такой подход способствует распространению базиса инновационной структуры, а с другой стороны, свободное предпринимательство формирует творческую инициативу специалиста. Эти меры создают уверенность, что карьера руководителей среднего звена находится под наблюдением и направляется профессионалами из кадровой службы организации.

2. Эффективности инновационной деятельности

Важнейшая составляющая эффективности инновационной стратегии является контроль за её реализацией. Без оценки результатов невозможно ни сформулировать стратегию, ни адаптировать ее к изменяющимся обстоятельствам.

В стабильной среде для многих менеджеров процесс оценки результатов инновационной стратегии представляет собой всего лишь ответ на вопрос роста бизнеса и уровня его прибыльности по отношению к нормативу. При условии положительных тенденций в их развитии и стратегия компании оценивается положительно. В динамично меняющейся среде данный метод оценки инновационной стратегии упускает из виду целый круг важных стратегических вопросов, от которых зависит качество долгосрочных результатов. Данные факторы, как правило, не поддаются непосредственному наблюдению или простым способам измерения. И если их не учитывать в условиях глобально меняющегося мироустройства рынка, то время для эффективных действий безвозвратно будет упущено.

Следовательно, процесс оценки результатов инновационной стратегии - это творческий способ креативного взгляда в перспективы.

Особенности проведения оценки деловой активности компании состоят в следующем:

выявления актуальности поставленных перед компанией задач;

определения адекватности задачам основных направлений политики и планирования организации;

установления уровня инновационности выбранной стратегии организации.

Необходимо отметить, что дать точный ответ на эти вопросы очень сложно. Для этого требуется не только достаточно большое количество аналитических данных, но и высокие профессиональные способности аналитиков, а также многообразие инновационных подходов к её формированию.

Анализ функционирования успешных компаний на рынке выявил следующие их особенности:

особенность стратегия. К примеру, эффективно функционирующая компания-производитель бумаги рассчитывает, что ее большие запасы древесины позволяют сохранить конкурентные преимущества надолго. Однако ее конкурент формируя свою стратегию на высокотехнологичном оборудовании и логистике рыночного распределения продукции обеспечивает ей конкурентные преимущества в борьбе за новые рынки сбыта;

постоянное совершенствование. Данная экономическая категория относительно времени. А потому и процесс оценки стратегии должен в большей степени ориентироваться на логику ситуации, а не на абстрактные оценки;

выбором целей и задач. На практике функции руководства и специалистов компаний состоят в реализации поставленной цели, а не её оценки. Поэтому менеджеры компании больше внимания уделяют решению производственных проблем, а не их структурирования и личностного самовыражения;

оценки инновационной деятельности. Несмотря на сложный характер результатов оценки инновационной стратегии, теоретически она представлена определенной политикой, при которой разработанные планы и задачи бизнеса выражают стратегию предприятия выживания в сложной конкурентной среде.

Как известно критерием теории является практики. При этом большинство инновационных стратегий должны соответствовать следующим критериям:

последовательности. Стратегия не должна содержать в себе противоречий целей и политических приемов.

гармоничности. Стратегия призвана обеспечивать адаптивную реакцию на внешнюю среду и происходящие в ней изменения.

преимущества. Стратегия предоставляет возможность приобретения и поддержания конкурентных преимуществ в избранной сфере деятельности.

осуществимости. Стратегия не должна предъявлять чрезмерные требования к ресурсам или же порождать неразрешимые проблемы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: