Теория
Схема
Закон РБ о ценообразовании
Цена – денежное выражение стоимости товара
Тариф – денежная оценка стоимости единицы работы, услуг.
Ценообразование – процесс по установлению, регулированию цен (тарифов) и контролю за применением установленного законодательством порядка ценообразования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица, и другими субъектами ценообразования.
Основные принципы ценообразования:
- Определение основ государственной политики в области ценообразования.
- Сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов)
- Разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен (тарифов)
- Установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом государственных дотаций и других мер государственной поддержки.
|
|
- Государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен (тарифов)
Сфера применения регулируемых цен (тарифов)
- Товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках РБ и включенных в государственный реестр.
- Отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается президентом или по его поручению Советом Министров РБ.
Кроме того, в РБ действует положение о порядке формирования и цен тарифом. В политике ценообразования маркетологи отталкиваются от стратегии ценообразования с учетом ситуации на рынке, и издержки предприятия должны быть такими, чтобы при этих целях они могли еще получить прибыль. С точки зрения финансиста, что цена должна покрыть затраты и закладывается прибыль, так называемый затратный метод ценообразования.
Кроме того учитываются такие издержки как оптовые и розничные скидки, государственный контроль за ценами, общепринятые виды скидок на данном рынке, условия поставок товара и форма расчета.
Функции цен:
-Информационная функция цены проявляется в распространении исключительно важных оперативных сведений о наличии товара, его дефектности, издержках производства, товарных рынках, наиболее выгодных направлениях развития деятельности предприятия.
-Учетная функция цены отражает общественно необходимые затраты труда на выпуск и реализацию той или иной продукции. Цена определяет, сколько ресурсов затрачено на производство товара. В конечном счете цена отражает не только величину совокупных издержек производства и реализации продукции, но и размер прибыли.
|
|
-Распределительная функция цены состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, государственным и другими секторами, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения. Эта функция реализуется через включение в себестоимость многих налогов, которые являются источником накопления дорожных фондов, пенсионного фонда, фонда социального страхования, фонда занятости населения и других, а также через включение в цену косвенных налогов (НДС и акцизов).
-Функция сбалансированности спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и требует принятия мер по их преодолению. Она служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения.
-Функция цены как средства рационального размещения производства наиболее полно проявляется в условиях рыночной экономики. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в секторы экономики и производства с более высокой нормой прибыли.
-Стимулирующая функция цены проявляется в формировании экономической заинтересованности предприятий в развитии инновационной деятельности, повышении качества продукции, улучшении ее упаковки, снижении издержек производства, увеличении выпуска продукции и спроса на нее. Это связано с тем, что цены дифференцированы в зависимости от технического уровня и качества продукции. По этой же причине цены могут оказывать и дестимулирующее воздействие на производство.
1. Мировая – международной торговле (экспортно-импортные сделки)
2. Государственные цены:
- На продукцию предприятий-монополистов
- На базовые (для экономики данной страны) ресурсы
- На социально-значимые товары
Государственные цены могут быть:
1) Фиксированные – это твердые государственные цены, размер которых зафиксирован в прейскурантах. Предприятия не вправе изменять их размеры. Они устанавливаются на ограниченное число товаров (изделия из драгоценных металлов, спиртоводочные изделия и др.)
2) Регулируемые – это цены, по которым государство устанавливает предельный верхний предел, переходить который предприятие не имеет права (нефть, газ, электро- и теплоэнергия, продукция предприятий монополистов). Законодательство РБ предусмотрело декларирование цен на продукцию предприятий-монополистов.
3) Свободные (договорные) – устанавливаются по договоренности между изготовителем и потребителем продукции.
Виды цен:
1) Оптовая цена (как предварительная расчетная)
2) Отпускная цена предприятия
3) Закупочная цена (посредника) на сельскохозяйственную продукцию
4) Розничная цена
Кроме того цены подразделяются в зависимости от порядка возмещения расходов на транспортировку: франко-станция назначения, франко-станция отправления, франко-склад отправителя.
Основной документ, определяющий порядок ценообразования в РБ – «Положение о порядке формирования и применение цен и товаров».
Согласно этого документа цена формируется на основе плановой стоимости, всех видов установленных налогов и налоговых платежей, прибыли с учетом качества продукции и коньюктуры рынка.
Доходы – важнейший экономический показатель работы предприятий (фирм), отражающий их финансовые поступления от всех видов деятельности, конечным результатом которой выступает произведенная и реализованная продукция (оказанные услуги, выполненные работы), оплаченные заказчиком.
|
|
Доходы предприятия состоят из двух частей:
а) выручки от реализации продукции (работ, услуг);
б) внереализационный доход
Прибыль(убыток) от реализации продукции товаров, работ, услуг определяется как разница между выручкой от реализации в отпускных ценах и издержками производства реализованной продукции, товаров, работ, услуг и суммами налогов, сборов и отчислений уплачиваемыми в соответствии с установленным законодательством порядком выручки от реализации продукции, товаров, услуг.
Прибыль - выступает как превышение доходов от продажи товаров (услуг) над произведенными затратами (капиталом).
Прибыль является одним из обобщающих оценочных показателей деятельности предприятий (организаций, учреждений).
Прибыль выполняет две важнейшие функции: 1) характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятия, размер его денежных накоплений; 2) является главным источником финансирования затрат на производственное и социальное развитие предприятия (налог на прибыль – важнейший элемент доходов государственного бюджета).