Системы цен

Теория

Схема

Закон РБ о ценообразовании

Цена – денежное выражение стоимости товара

Тариф – денежная оценка стоимости единицы работы, услуг.

Ценообразование – процесс по установлению, регулированию цен (тарифов) и контролю за применением установленного законодательством порядка ценообразования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица, и другими субъектами ценообразования.

Основные принципы ценообразования:

- Определение основ государственной политики в области ценообразования.

- Сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов)

- Разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен (тарифов)

- Установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом государственных дотаций и других мер государственной поддержки.

- Государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен (тарифов)

Сфера применения регулируемых цен (тарифов)

- Товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках РБ и включенных в государственный реестр.

- Отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается президентом или по его поручению Советом Министров РБ.

Кроме того, в РБ действует положение о порядке формирования и цен тарифом. В политике ценообразования маркетологи отталкиваются от стратегии ценообразования с учетом ситуации на рынке, и издержки предприятия должны быть такими, чтобы при этих целях они могли еще получить прибыль. С точки зрения финансиста, что цена должна покрыть затраты и закладывается прибыль, так называемый затратный метод ценообразования.

Кроме того учитываются такие издержки как оптовые и розничные скидки, государственный контроль за ценами, общепринятые виды скидок на данном рынке, условия поставок товара и форма расчета.

Функции цен:

-Информационная функция цены проявляется в распростране­нии исключительно важных оперативных сведений о наличии товара, его дефектности, издержках производства, товарных рынках, наиболее выгодных направлениях развития деятельно­сти предприятия.

-Учетная функция цены отражает общественно необходимые затраты труда на выпуск и реализацию той или иной продукции. Цена определяет, сколько ресурсов затрачено на производство товара. В конечном счете цена отражает не только величину со­вокупных издержек производства и реализации продукции, но и размер прибыли.

-Распределительная функция цены состоит в том, что государ­ство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, государст­венным и другими секторами, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения. Эта функция реализуется через включение в себестоимость многих налогов, которые являются источником накопления дорожных фондов, пенсионного фонда, фонда социального страхования, фонда за­нятости населения и других, а также через включение в цену косвенных налогов (НДС и акцизов).

-Функция сбалансированности спроса и предложения выража­ется в том, что через цены осуществляется связь между произ­водством и потреблением, предложением и спросом. Цена сиг­нализирует о диспропорциях в сферах производства и обраще­ния и требует принятия мер по их преодолению. Она служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения.

-Функция цены как средства рационального размещения про­изводства наиболее полно проявляется в условиях рыночной экономики. С помощью механизма цен происходит перелив ка­питалов в секторы экономики и производства с более высокой нормой прибыли.

-Стимулирующая функция цены проявляется в формирова­нии экономической заинтересованности предприятий в разви­тии инновационной деятельности, повышении качества про­дукции, улучшении ее упаковки, снижении издержек производ­ства, увеличении выпуска продукции и спроса на нее. Это свя­зано с тем, что цены дифференцированы в зависимости от тех­нического уровня и качества продукции. По этой же причине цены могут оказывать и дестимулирующее воздействие на про­изводство.

1. Мировая – международной торговле (экспортно-импортные сделки)

2. Государственные цены:

- На продукцию предприятий-монополистов

- На базовые (для экономики данной страны) ресурсы

- На социально-значимые товары

Государственные цены могут быть:

1) Фиксированные – это твердые государственные цены, размер которых зафиксирован в прейскурантах. Предприятия не вправе изменять их размеры. Они устанавливаются на ограниченное число товаров (изделия из драгоценных металлов, спиртоводочные изделия и др.)

2) Регулируемые – это цены, по которым государство устанавливает предельный верхний предел, переходить который предприятие не имеет права (нефть, газ, электро- и теплоэнергия, продукция предприятий монополистов). Законодательство РБ предусмотрело декларирование цен на продукцию предприятий-монополистов.

3) Свободные (договорные) – устанавливаются по договоренности между изготовителем и потребителем продукции.

Виды цен:

1) Оптовая цена (как предварительная расчетная)

2) Отпускная цена предприятия

3) Закупочная цена (посредника) на сельскохозяйственную продукцию

4) Розничная цена

Кроме того цены подразделяются в зависимости от порядка возмещения расходов на транспортировку: франко-станция назначения, франко-станция отправления, франко-склад отправителя.

Основной документ, определяющий порядок ценообразования в РБ – «Положение о порядке формирования и применение цен и товаров».

Согласно этого документа цена формируется на основе плановой стоимости, всех видов установленных налогов и налоговых платежей, прибыли с учетом качества продукции и коньюктуры рынка.

Доходы – важнейший экономический показатель работы предприятий (фирм), отражающий их финансовые поступления от всех видов деятельности, конечным результатом которой выступает произведенная и реализованная продукция (оказанные услуги, выполненные работы), оплаченные заказчиком.

Доходы предприятия состоят из двух частей:

а) выручки от реализации продукции (работ, услуг);

б) внереализационный доход

Прибыль(убыток) от реализации продукции товаров, работ, услуг определяется как разница между выручкой от реализации в отпускных ценах и издержками производства реализованной продукции, товаров, работ, услуг и суммами налогов, сборов и отчислений уплачиваемыми в соответствии с установленным законодательством порядком выручки от реализации продукции, товаров, услуг.

Прибыль - выступает как превышение доходов от продажи товаров (услуг) над произведенными затратами (капиталом).

Прибыль является одним из обобщающих оценочных показателей деятельности предприятий (организаций, учреждений).

Прибыль выполняет две важнейшие функции: 1) характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятия, размер его денежных накоплений; 2) является главным источником финансирования затрат на производственное и социальное развитие предприятия (налог на прибыль – важнейший элемент доходов государственного бюджета).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: