ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТА (SYLLABUS)
ЛИТЕРАТУРА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
Итоговая оценка за данный курс будет формироваться из следующих компонентов:
Вид занятий | Баллы за 1 занятие | Кол-во занятий | Максимальный бал (А) |
Лекции | 0,5 | ||
Лаб. Работы | 0,5 | ||
Практика | |||
СРСП | 0,5 | 7,5 | |
Контр. работа | 7,5 | 7,5 |
Распределение баллов по результатам завершающего контроля (экзамена)
Оценка по буквенной системе | Цифровые эквиваленты буквенной оценки | Процентное содержание усвоенных знаний | Оценка по традиционной системе |
А А- | 4,0 3,67 | 95-100 90-94 | Отлично |
В+ В В- | 3,33 3,0 2,67 | 85-89 80-84 75-79 | Хорошо |
С+ С С- D+ D | 2,33 2,0 1,67 1,33 1,0 | 70-74 65-69 60-64 55-59 50-54 | Удовлетворительно |
F Z | 30-49 0-29 | Неудовлетворительно |
Основным методом изучения тем, вынесенных в лекционный курс, является информационно-объяснительный метод с применением современных аудиовизуальных средств обучения элементами проблемных ситуаций и заданий студентам. На лабораторных занятиях основным является поисковый метод, связанный с построением схем и исследованием их принципов работы.
Средствами обучения является базовый учебник, дополнительные пособия для организации самостоятельной работы студентов, демонстрационные материалы, компьютерные обучающие программы.
Приемами организации учебно-познавательной деятельности студентов являются приемы, направленные на осмысление и углубление предлагаемого содержания, приемы, направленные на развитие аналитико-поисковой и исследовательской деятельности.
Важно четко представлять структуру курса, уметь выделить в каждом разделе основные, базовые понятия, обозначенные минимумом содержания, определенного государственным образовательным стандартом.
Список основной литературы
1. Суханов А.Д. Фундаментальный курс физики т 1-2 М.: Изд. «Агар» 1996г.
2. Иродов И.Е. Задачи по общей физике М: Наука 1999г.
3. Трофимова Т.И. Физика: 500 основных законов и формул: Справочник для
студентов ВУЗОВ Изд-е 3 М.: Высшая школа 1999г.
4. Нанотехнологии в ближайшем десятилетии Пер. с англ. Москва, «Мир»2002г.
5. Капитонов И.М. Введение в физику ядре и частиц: Учебное пособия для ВУЗОВ
на 2011 - 2012 учебный год по дисциплине
«Физика-I»
(шифр и название дисциплины)
1. Основная информация | |||||||
Кафедра | Информационные технологии | ||||||
Шифр и название специальности | «5B071900 Радиотехника, электроника и телекоммуникации» | ||||||
Курс, семестр | 1 курс 1 семестр | ||||||
Цикл дисциплины | базовый | ||||||
Количество кредитов | |||||||
Место проведения занятий | |||||||
Лектор | Уразаков Ерлик Истуреевич Erlik_ur@mail.ru | ||||||
Преподаватели, ведущие занятия | Уразаков Ерлик Истуреевич Erlik_ur@mail.ru | ||||||
2. Пререквизиты и постреквизиты | |||||||
Пререквизиты: | Учебный курс физики в объеме средней школы, основы высшей математики в объеме средней школы. | ||||||
Постреквизиты: | Информатика, архитектура компьютерных систем, системотехника. Новые технологии в компьютерных системах | ||||||
3. Цель и задачи дисциплины | |||||||
1. Цели изучения дисциплины Сформировать у студентов современное физическое и научное мировоззрение. Сформировать у студентов знания и умения использования фундаментальных законов, теорий классической и современной физики, а также навыки проведения физического исследования как основы будущей профессиональной деятельности 2. Задачи изучения дисциплины Задачи изучения дисциплины: Раскрыть сущность основных представлений, законов, теорий классической и современной физики в их внутренней взаимосвязи и целостности. Для инженера важна не столько широта круга физических явлений, сколько иерархия физических законов и понятий, границ их применимости, усвоение которой позволяет эффективно использовать их в конкретных ситуациях. Сформировать умения и навыки проведения экспериментальных исследований на современной измерительной аппаратуре и обработки их результатов. Единство всех разделов общего курса физики приводит к тому, чтобы содержание материала и логика изложения курса должны быть подчинены перечисленным целям и задачам. В процессе обучения следует показывать, что разрешение внутренних противоречий в процессе развития физики всегда основывалось на поиске нетрадиционных решений | |||||||
4. Распределение рабочего времени студента | |||||||
Всего, (объем) | Аудиторные занятия | Внеаудиторная работа | |||||
Лекции | Лаб. занятия | Практическ. занятия | СРСП (аудиторн.) | СРС | |||
3 кредита часов | мин/ зан. | мин/ зан | мин/зан. | ||||
занятий | занятий | занятий | |||||
5. Содержание дисциплины:
Лекции | Лабораторные работы | СРСП | |
1. | Механика. Кинематика. Вращательное движение. Динамика. Законы Ньютона. Закон сохранения импульса | Математическая обработка результатов измерения физических величин. | Механическое движение как простейшая форма движения материи. Пространство и время. Системаотсчета. Понятие материальной точки. Кинематическое описание движения материальной точки. |
2. | Энергия, работа силы, мощность. Закон сохранения механической энергии. Динамика вращательного движения твёрдого тела. Теорема Штейнера. | Законы Ньютона. Масса. Сила. Виды сил в механике. Инерциальные системы отсчета. Механический принцип относительности. | |
3. | Элементы специальной теории относительности. Элементы механики сплошных сред. Уравнение Бернулли. Формула Стокса. Формула Пуазейля. | Изучение законов кинематики и динамики поступательного движения на машине Атвуда | Работа силы и ее выражение через криволинейный интеграл. Мощность. Постулаты Эйнштейна. Релятивистский закон сложения скоростей. Релятивистское преобразование импульса и энергии. |
4. | Механические гармонические волны. Фазовая скорость. Эффект Доплера. Звук. Термодинамические параметры и процессы. Уравнение состояния идеального газа. Явления переноса. | Общие характеристики гармонических колебаний. Колебания груза на пружине. Математический маятник. Фазовая скорость. Эффект Доплера. Звук. Форма проведения: тренинг, решение задач. | |
5. | Первое начало термодинамики. Теплоемкость вещества. Изопроцессы. | Изучение законов динамики вращательного движения на маятнике Максвелла. | Понятие сплошной среды. Общие свойства жидкостей и газов. Идеальная и вязкая жидкость. Уравнение Бернулли. Ламинарное и турбулентное течение жидкостей. Формула Стокса. Формула Пуазейля. Упругие напряжения. Энергия упругодеформированного тела. |
6. | Второе начало термодинамики. Теорема Карно. Неравенство Клаузиуса. Энтропия и ее свойства. | Механические гармонические волны. Фазовая скорость. Эффект Доплера. Звук. | |
7. | Реальные газы. Уравнение Ван-дер-Ваальса. | Определение показателя адиабаты методом Клемана и Дезорма. | Термодинамические параметры и процессы. Уравнение состояния идеального газа. Явления переноса. |
8. | Электростатика. Взаимодействие электрических зарядов. Напряженность электрического поля. Теорема Гаусса. | Основы молекулярно- кинетической теории. Газовые законы. Уравнение состояния идеального газа. Тренинг, решение задач. Распределение Больцмана для частиц во внешнем потенциальном поле. Первое начало термодинамики. Изопроцессы. | |
9. | Работа электрического поля. Связь потенциала с напряженностью электростатического поля. Электроемкость. Конденсаторы. | Изучение обобщенного закона Ома. | Основы молекулярно кинетической теории. Газовые законы. Уравнение состояния идеального газа. Тренинг, решение задач. Распределение Больцмана для частиц во внешнем потенциальном поле. Второе начало термодинамики. Изопроцессы. |
10. | Диэлектрики. Поляризованность. Электрическое смещение. Энергия и объемная плотность энергии электростатического поля. | Явления переноса. Эффективный диаметр молекул. Силы межмолекулярного взаимодействия. Уравнение Ван-дер-Ваальса. | |
11. | Постоянный электрический ток. Законы Ома и Джоуля- Ленца. Правила Кирхгофа. | Определение горизонтальной составляющей магнитного поля Земли. | Взаимодействие электрических зарядов. Закон сохранения электрических зарядов. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции. Электрический диполь. Граничные условия на границе проводник-вакуум. |
12. | Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Закон Био-Савара-Лапласа. Сила Лоренца. Сила Ампера. Теорема Гаусса для магнитного поля. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. | Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электростатического поля. Объемная плотность энергии электростатического поля. | |
13. | Виды магнетиков. Магнитный гистерезис. Температура Кюри. | Изучение закона Ома в цепи переменного тока. | Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электростатического поля. Объемная плотность энергии электростатического поля. |
14. | Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Явления взаимной индукции и самоиндукции. Магнитная энергия тока. Плотность энергии магнитного поля | Общие характеристики и условия существования электрического тока. Сторонние силы. ЭДС гальванического элемента. Электрический ток в газе и электрический ток в плазме | |
15. | Уравнения Максвелла. Волновое уравнение для электромагнитного поля. Плотность потока электромагнитной энергии. Вектор Умова-Пойнтинга. | Вектор магнитной индукции. Принцип суперпозиции. Движение заряженной частицы в магнитном поле. Сила Ампера. Виток с током в магнитном поле. Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. |
6. Политика курса Посещение: должно быть регулярным. За посещение занятий студент получает баллы. В случае, если по какой-либо причине студент не может посещать занятия, он будет нести ответственность за весь материал, изучаемый на пропущенных занятиях. Если без уважительной причины студент пропустил более половины всех занятий, преподаватель имеет право ставить «не аттестовано» и студент не допускается до экзамена. Аудиторная работа: Время лекций и практических занятий – 50 минут. Во время лекций и практических занятий преподаватель имеет право удалить из учебной аудитории студентов, мешающих проведению занятия и нарушающих дисциплину, на одно занятие. При систематическом нарушении порядка студент освобождается от занятий. Сотовые телефоны: Отключать во время занятий. Домашняя работа: обязательна для выполнения. Во время занятий СРСП преподаватель проверяет домашнюю работу студентов и выставляет баллы. Контрольная работа: При проведении контрольных работ преподаватель предлагает примеры и задачи, объем и уровень сложности которых соответствует фактически изученному материалу. Время, отведенное для контрольной работы, зависит от количества примеров и задач, предлагаемых для решения, но не превышает 50 минут. После окончания изучения каждого раздела преподаватель проводит контрольные работы по вопросам теоретического курса. Преподаватель имеет право включать в перечень вопросов темы, которые были даны студентам для самостоятельной работы. На контрольные работы отводится 30 – 50 минут и, как правило, преподаватель задает около 5 – 8 вопросов. Студент, замеченный преподавателем со шпаргалкой, либо нарушающий порядок проведения контрольной работы, удаляется из учебной аудитории без права пересдачи. Оценка знаний студента осуществляется на основе рейтинговой системы, Итоговый контроль: По окончании данного курса студенты сдают письменный экзамен, который оценивается в 40 баллов (максимум). Итоговый балл формируется как сумма рейтингового балла и экзаменационного балла и максимально может быть равен 100. |
7. ЛИТЕРАТУРА ПО ДИСЦИПЛИНЕ 1. Суханов А.Д. Фундаментальный курс физики т 1-2 М.: Изд. «Агар» 1996г. 2. Иродов И.Е. Задачи по общей физике М: Наука 1999г. 3. Трофимова Т.И. Физика: 500 основных законов и формул: Справочник для студентов ВУЗОВ Изд-е 3 М.: Высшая школа 1999г. 4. Нанотехнологии в ближайшем десятилетии Пер. с англ. Москва, «Мир»2002г. 5. Капитонов И.М. Введение в физику ядре и частиц: Учебное пособия для ВУЗОВ 10. Нанотехнология в ближайшем десятилетии. - Пер. с англ. Москва, «Мир», 2002, с. 292. 11. Нанотехнологии в электронике. - Сборник статей. Москва, Техносфера. 2005, с. 446. |
Составила доцент.Уразаков Е.И.
Виды работы | Позиции | Баллы | |||||
по позициям | всего | ||||||
*Всего за аудиторную работу, в т.ч.: | |||||||
Лекция | Посещение Конспект | За каждое посещение – 0,5 | |||||
Лабораторные работы | Сдача лабораторных работ | За одну лабораторную работу – 0,47 | |||||
Практические занятия | Выполнение домашнего задания | Одно домашнее задание - 1 | |||||
*Всего за СРСП (вид СРСП зависит от кол-ва кредитов), в т.ч.: | |||||||
Вид СРСП | График (недели) | Распределение баллов | Всего балов | ||||
выдачи заданий | сдачи работы | Оформление и своевременная сдача | Защита работы | ||||
Контрольные упражнения к СРСП по лабораторным занятиям, конспект материалов для самостоятельного освоения. | А – 1 балл В - 0 балл С - 0 балл Д - 0 балл | А -5 балл В -4 балл С- 3 балл Д - 1 балл | 7,5 | ||||
1 неделя | 15 неделя | ||||||
Рубежный контроль (Письменная контрольная работа) | 1 неделя | 15 неделя | 7,5 | 7,5 | |||
Итоговая аттестация (экзамен) | Срок: после 15 недели, форма: (письменно) | ||||||
Итого | |||||||
Составила ст.преподавательУразаков Е.И.
«УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой
«Информационные технологии»
__________ Мухамедиев Р.И.
«13» Января 2012 г.