Графы и сети
ПОТОКИ В ТРАНСПОРТНЫХ СЕТЯХ
ОСНОВЫ ТЕОРИИ ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ
1. ДЕКОМПОЗИЦИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
«Организация транспортной инфраструктуры»
Основными абстракциями ПрО «Организация транспортной инфраструктуры» являются следующие:
Ø модель транспортного потока (ТП) определяется классами: Скорость, Интенсивность, Плотность;
Ø модель транспортной (улично-дорожной сети) определяется классами: Участок, Узел, Дуга;
Ø модель технических средств организации дорожного движения (ТСОДД) определяется классами: Светофорный_Объект, Дорожный_Знак, Дорожная_Разметка;
Ø модель управления транспортным потоком определяется классами задач, решаемых в рамках интеллектуальной транспортной системы: Мониторинг_Состояния_Объектов_ПрО, Управление_Транспортными_Потоками_и_Перевозочным_Процессом, Информационное_Обеспечение_Участников_Движения.
Таким образом, модель предметной области представляется тетрадой:
МПрО = < МТП, МУДС, МТСОДД, МУТП >, (1)
где МПрО – модель предметной области, в которой проектируется интеллектуальная транспортная система,
МТП – модель транспортного потока,
МУДС – модель улично-дорожной сети,
МТСОДД – модель технических средств организации дорожного движения,
МУТП – множество задач управления транспортным потоком.
Руководствуясь принципами декомпозиции, построим унифицированную модель ПрО «Организация транспортной инфраструктуры» и наполним классами объектов, реализующими основные понятия ПрО. Декомпозиция ПрО «Организация транспортной инфраструктуры» приведена на рисунке 1.
С формальной точки зрения граф представляет собой упорядоченную пару множеств, первое из которых состоит из вершин или узлов графа, а второе – из его рёбер или дуг.
Ребро связывает между собой две вершины. При работе с графами часто возникает вопрос, как проложить путь из рёбер (или дуг) от одной вершины графа к другой. Поэтому в дальнейшем целесообразно говорить о движении по ребру. Это означает, что имеет место переход из вершины А графа в другую вершину В, связанную с ней ребром АВ. (При этом ребро графа, связывающее две вершины, для краткости обозначается парой этих вершин АВ, Рисунок 2).
Рисунок 1. Декомпозиция
ПрО «Организация транспортной инфраструктуры»
Рисунок 2. Простейший граф: две вершины А и В, соединённые дугой АВ
Граф может быть ориентированным (орграфом) и не ориентированным. Рёбра не ориентированного графа, чаще всего называемого просто графом, можно проходить в обоих направлениях. В этом случае ребро графа – это неупорядоченная пара вершин или его концов.
В ориентированном графе, или орграфе, рёбра представляют собой упорядоченные пары вершин: первая вершина – это начало ребра; а вторая – его конец. Начало и конец ребра в ориентированном графе могут совпадать.