Теофраст Ренадо

Технологии внутреннего PR выбираются без учета размеров и бизнеса компании. Случается, что в небольшой фирме каждую неделю или месяц выпускается полноцветное корпоративное издание. Обычно такая роскошь лишь раздражает сотрудников. Если сотрудников немного, существует тесный контакт персонала с руководителями, то выпускать такой вестник надо не чаще 2 - 3 раз в год.

Встречи сотрудников с руководителями компании устраиваются только в форс-мажорных обстоятельствах. Многие топ-менеджеры выходят на прямой контакт с персоналом только в кризисные моменты. Они стараются выступить, если произошли утечка негативной информации, ЧП на производстве, смена руководства, продажа компании и т. п. В идеале такие встречи надо проводить как минимум раз в квартал.

Распространение информации, мало интересной для персонала или вовсе не предназначенной для него.

Персонал вовремя не знакомят с той информацией, которая выносится за стены компании.

Не ведется работа с мифами и слухами. Дело в том, что много важной информации передается по неформальным каналам коммуникации и доходит до сотрудников в искаженном виде. Умение управлять слухами помогает создать атмосферу благожелательности, снять страхи перед будущим или вернуть доверие к высшему менеджменту.

Люди обычно хотят знать:

· о социальных льготах, зарплатах и изменениях в этой области;

· как в компании можно сделать карьеру, о новых назначениях, повышении по службе. Все это очень мотивирует людей к росту;

· кто выиграл профессиональный конкурс, получил грант на обучение;

· как компания развивается, каковы планы на ближайший год.

Биография Теофраста Ренадо.

Теофраст Ренадо родился в 1585 году в Лудене, изучал медицину в Монпелье, где в 1606 году получил диплом врача. Вся жизнь Ренадо наполнена переездами с места на место. Он много путешествовал. Италия, Голландия, Германия. В Италии он впервые увидел газету, в Страсбурге познакомился с печатью финансовых листовок предшественниц нынешних газет. Живя в Париже, Ренадо сблизился с кардиналом Ришелье, который во многом способствовал его успеху и приблизил ко двору. Одним из первых публицистических трудов Ренадо стал трактат о бедных, который получил благожелательный отклик в придворных и королевских кругах. В 1629 году Теофраст Ренадо получил право открыть Адресное бюро. Он пожелал работать самостоятельно, не связывая себя ни с какой цеховой организацией. В его Адресном бюро любой мог получить справку или дать объявление. Он говорил тем, кто с ним работает «Необходимо чтобы в государстве богатые помогали бедным, так как гармония нарушается, когда одна часть чрезмерно жиреет, а другая атрофируется». Можно сказать, что Ренадо заложил основу современного рекламного агентства. Однако можно сказать, что работа в адресном не приносила Ренадо особого удовольствия его ум и талант искали приложения в другом деле, которым для придворного врача стало издание газеты. Итак, первое периодическое издание во Франции принадлежало Теофрасту Ренадо. 17 век в истории Франции. Но почему первое, не стоит забывать что это уже 17 век, во многих странах Европы периодические издания уже достаточно распространены. С другой стороны, 17 век для Франции время значительных изменений и серьезных переломов в политике государства. Безраздельная, безграничная власть католической церкви во Франции уже закончилась, однако ее предсмертные муки были страшны сотни тысяч людей, замученных в казематах инквизиции, повешенных за несовершенные преступления, сожженных как колдуны и ведьмы, истерзанных палачами. Конец 16 начало 17 века один из самых страшных, кровавых периодов в истории Европы, когда граждане только начинали понимать свое рабское положение. Еще живы были воспоминания о судьбе Галилея, Николая Коперника, а с уст не сходили разговоры о заживо сожженном Джордано Бруно. В 1624 году парижский парламент издал постановление, в котором говорилось о смертной казни для всех, кто отрицал или сомневался бы в тогдашнем устройстве мира. А еретиками мог стать кто угодно. Чтобы открывать печатное дело в такое время надо было быть большим смельчаком, каковым и являлся Теофраст Ренадо. Он один из первых сказал, что газета может использовать и слухи, но она уже тем помогает народу, что мешает распространению лжи. Надо сказать, что в те времена печатники и книгоиздатели согласно статуту, утвержден6ному их корпорацией, должны были иметь хорошее образование знать латынь, уметь читать по-гречески, а также обладать сертификатом Парижского Университета на право заниматься этим делом. Чтобы открыть книжную лавку, надо было прожить в столице от четырех до шести лет.

Не стоит забывать и того аспекта, что профессия репортер не сулила средневековому обывателю не только никаких выгод и преимуществ, но также и лишала спокойного сна, накладывала на журналиста пятно позора, поскольку сама профессия была едва ли более уважаемая, чем профессия бродячего актера. Достаточно лишь отметить, что один из главных противников Ренадо, советник декана медицинского факультета, Г.Патен обычно все свои писания против своего оппонента начинал так «Я признаюсь вам, что ваши газеты заставляют меня считать вас газетчиком, то есть писателем ложных сочинений». Возникновение различных печатных изданий в Европе. Первые робкие шаги европейской журналистики относятся к 16 веку и связаны они с началом движения Реформации и буржуазной революцией в Голландии. Именно тогда, возможно, впервые в мировой практике, в качестве рупора и выразителя гражданских идей настолько широко стала использоваться печатная продукция. Достаточно сказать, что еще в предреформенной Германии достаточно часто использовалась памфлетная литература, содержащая требования коренных политических преобразований. В самом начале 17 века почти одновременно стали издаваться газеты Ведомости в двух разных городах, Страсбурге и Аугсбурге.

Нелегко определить точное число газет, выходивших на немецком языке, однако модно судить, что подобные издания распространялись и издавались также во Франкфурте-на-Майне, Франкфурте-на-Одере, Вене, Гамбурге, Берлине, Цюрихе, Мюнхене, Праге, Лейпциге. К 1630 году число подобных изданий уже доросло до 30. В 1610 году появилась первая швейцарская газета в Базеле.

Чуть позже стала выходить печатная газета в Англии, ставшая на сторону антикоролевской партии, в частности по вопросу несостоятельности внешней политики. В 1620-1621 на территории современной Бельгии издавалась газета религиозного направления, политически поддерживавшая испанскую католическую партию. В Италии самая первая газета, по мнению Фатторелло, на основании исследования, проведенного им, появилась в 1636 году. Однако неоспоримо доказано, что история этой газеты уходит по времени дальше и дата основания должна быть зафиксирована где-то в 1600 году, что также подтверждает и биография Ренадо, путешествовавшего в это время по стране и видевшего эти газетные листки. Газету Теофраста Ренадо смело можно назвать первым периодическим изданием, поскольку по сравнению с другими аналогичными газетами и журналами она выходила регулярно, распространялась и за пределами Франции, имела подписку и возможность выбора материалов.

Итак, с одной стороны, социально-экономические условия делали возможным издание печатной газеты, с другой политическая необходимость, ускоряя это событие, превращала его в реальность. Следует отметить, что издание газеты пало на один из самых важных и переломных моментов французской истории 17 века. Абсолютная монархия, являлась формой дворянской диктатуры, объективно выступала в качестве цивилизующего центра, в качестве основоположника национального единства.

Выполнение этой исторической задачи требовало от дворянского государства новой политики, чьим проводником стал кардинал Ришелье. История создания La gazette. Задумав издавать периодический листок Ришелье нисколько не сомневался в выборе человека, способного осуществить эту идею вот самый способный из моих помощников сказал он о Ренадо. Несколько месяцев понадобилось редактору для необходимой подготовки издания газеты.

Что касается названия, то здесь не было затруднений путешествуя по Италии он обращал свое внимание на листки Газетт, продаваемые на улицах города. Описание первых выпусков La gazette. Первый номер ля Газетт появился 30 мая 1631 года, и хотя он не имел даты, но учитывая еженедельность издания, уже после четвертого выпуска можно было говорить о дне рождении французской периодики.

Первый номер насчитывал всего четыре полосы. Новости этого номера содержали информацию из различных городов Константинополя, Венеции, Вены, Праги, Гамбурга Однако эта информация была очень краткой. Сначала газета выходила еженедельно на четырех листах, а позже на восьми и двенадцати в одну четвертую часть листа. Она состояла из отдельных заметок, каждая из которых начиналась с указания места и даты отправки известия, а затем располагались внутренние новости. Большей частью речь шла о военных действиях, о дипломатических переговорах и придворной жизни. Сначала она напоминала малоформатную книжечку, но позднее можно было уже отметить улучшение качества печати, появление картинок. Тираж этого издания достигал 1200 экземпляров. Каждый выпуск Газетт имел свой порядковый номер, это же касалось и внеочередных выпусков.

Как и многие другие периодические издания 17 века, газета имела свой единый, переходящий из номера в номер, счет страниц, что позволяло в конце года делать подшивку с особым титульным листом, таким образом, таким образом могло получиться великолепное пособие по истории Европы. С конца 1631 года газета разделилась на две части, которая, по словам Ренадо, печаталась для удобства читателей, которым было бы легче искать нужную им информацию. Каждый месяц Ренадо печатал отдельный номер, содержавший самую интересную информацию и краткие комментарии к ней. Эти лучшие новости за месяц говорил Ренадо служат лучшему изучению дел Дополнительные номера издатель также использовал и для ответов своим противникам, которых у него было немало.

Интересно отметить, что первые выпуски газеты содержали в основном информацию, касающуюся положения дел в различных странах, но никак не во Франции. Лишь начиная с шестого номера Ренадо вставляет в свою газету новости из Парижа и других городов государства. Всего за 1631 год был издан 31 номер газеты, который затем был напечатан отдельным томом и подарен королю. Ренадо, не вдаваясь в подробности издательского дела и оставив в стороне все трудности, связанные с отбором новостей для готовящихся выпусков, обратил внимание своих читателей на сложность написания истории сегодняшнего дня. Уже тогда он понимал, что газеты это живые страницы жизни страны и по ним потомки будут внимательно изучать прошлое. Ренадо объясняет, что прежде всего он должен ознакомить читателя с новостями из других стран, а уж потом переключить их внимание на обстановку в стране. Отношения с властью. Информация, которую печатал Ренадо в своих газетах, была достаточно разнообразной, авторитетной и достоверной. Однако некоторые статьи могли противоречить друг другу. Так, например, номер от 31 декабря 1633 года рассказывает о судьбе Галилея, о правдоподобности его теории, что не Земля вертится вокруг Солнца, а наоборот. А в следующем выпуске была напечатана другая статья, в которой осуждался ученый и говорилось о неправдоподобности высказываемых им суждений не только с философской, но и с теологической

точки зрения. Исходя из этого, можно отметить, что газета Ренадо была подконтрольна правящим кругам. Стоит также отметить, что многие статьи писались самим Ришелье, а информация исходила не того из уст кардинала, но иногда и от самого короля. Сам же Ришелье интересовался делами Ренадо. Сохранилась одна из его записок, в которой говорилось следующее Сообщите Ренадо, чтобы он ничего не печатал до того, как я пришлю ему донесение.

В период правления Его Преосвященства кардинала Мазарини Фронда 1648 1653 заставила Ренадо вместе с его делом переселиться в Сен-Жермен. В Париже оставались его сыновья, издававшие оппозиционную газету отца Курьер франсэ. По возвращении в столицу Мазарини ничем не высказал своего неудовольствия, что заставляет полагать, что и эту газету выпускали с его ведома.

Также подобное мнение можно доказать тем, что ни в одном выпуске Курьер франсэ не будут найдены факты о каких-либо событиях по истории Фронды. Спустя сто лет. После смерти Ренадо его дело продолжили сыновья. Однако интересно, что в день столетия газеты не было опубликовано ни одной статьи, касавшейся данной темы. Надо сказать, что спустя сто лет, сама газета претерпел некоторые изменения чище стал шрифт, увеличилось количество полос. С 1762 года газета стала выходит дважды в неделю во вторник и в пятницу. Появились рецензии на новые книги, увеличилось число анонсов. Печатались постоянные рубрики, а сама газета имела свыше 12 тысяч подписчиков. Спустя 150 лет она сохранила свою королевскую привилегию. Ежедневной она стала незадолго до свержения монархии и своего закрытия, произошедшего 10 августа 1792 года.

Пражурналистские явления и их характерные особенности

Формы информационного общения появились уже на заре человечества. Это было необходимым шагом при переходе от «первобытности» к формированию человеческих отношений. Огромную роль в этом сыграли первичные формы труда формировавшихся людей, в процессе организации которого возникала необходимость обмена «сообщениями». Сначала это были знаки (в том числе звуковые), а затем стала возникать членораздельная речь. Так потребность в обмене информацией привела к развитию форм знакового общения. Это знаковое общение способствовало сплочению людей при организации поведения в характерных для первобытно-общинного строя областях деятельности. При этом знаковое и более всего несущее информацию речевое общение выступало как составная часть всей жизни людей.

Информационное общение, в котором оказались, задействованы зрение и слух, было мощным фактором воздействия на людей и, что особенно важно, - воздействия в сфере общественного мнения, которое тогда было едва ли не главной духовно организующей силой в жизнедеятельности человеческих общностей.

Речь, жест, мимика стали факторами формирования представлений об окружающем мире и способом воздействия на поведение людей как членов общностей уже при первобытном строе. Связка «информация - общественное мнение» свидетельствует о том, что предвестники будущих массово-информационных процессов стали зарождаться в далекие времена.

Журналистика эпохи просвещения. Краткая характеристика

Эпоха Просвещения стала поворотным этапом в истории европейской цивилизации, явлением во многом итоговым. Европа сделала решительный шаг к переходу к новым экономическим, социально-политическим и идеологическим формам. Абсолютистские режимы в 18 в. начали сменяться демократическими. Феодальные экономические отношения уступают место капиталистическим, в науке и философии утверждается рационализм, в политической и религиозной жизни - принципы толерантности (обосновываются и получают юридическое оформление концепции «естественных прав человека» и демократии). Обозначенные явления пробивали себе дорогу с большим трудом - 18 столетие стало эпохой кровавых революционных потрясений и войн за независимость. Просвещение совпало со становлением и расцветом журнальной периодики, и в этом совпадении имеется своя закономерность. В период, когда властителями дум были философы и писатели, роль печатного слова в формировании общественного мнения возросла многократно. Этот период иногда называют эпохой персонального журнализма - практически за каждым периодическим изданием стояла личность редактора или издателя, проводившего свою идеологическую политику. Писатели и философы часто обращались к созданию журналов для пропаганды собственных взглядов. Журналы, как концептуальные периодические издания, стали одним из основных коммуникационных каналов для распространения просветительских идей на широкую читательскую аудиторию. Итак, мы с вами поняли какие важные изменения произошли в Европе при ее вступлении в «век Просвещения» периода конца 17 начало 18 века. Развитие журналистского профессионализма происходило столь же динамично в этот период, как и становление самой прессы. А такое явление как персональный журнализм требовало от человека профессионального универсализма. Вернемся не надолго к творчеству Даниеля Дефо: его журнал «Ревью» (1660-1731) был исключительно продуктом труда, таланта и подвижничества. Дефо сам писал материалы на политические, коммерческие и социальные темы, будучи одновременно репортером, правщиком, комментатором. Итоги. Эпоха Просвещения - период демократии. 1689 - принятие «Билля о правах» - новая модель взаимоотношения личности и государства. Появление интеллектуальной среды: «Республика ученых» - объеденены задачей поиска истины. Во Франции первый журнал Кольбера. Журнал Дени де Салло. В Англии первый журнал Олдберна. Философско-литературное издание Пьера Бейля. Появление журналов литературно - критического содержания.

Персональный журнализм.

Основным признаком «персонального» журнализма, господствовавшего в американской прессе до 90-х годов XIX века, являлся диктат газетного предпринимателя (или группы политиканов) на публикуемые в газете материалы. Таким образом, линия органа массовой информации целиком и полностью была подчинена личным или деловым интересам газетного магната. Отличительным признаком прессы того периода, была ее неразвитость ведь это основную массу периодических изданий составляли мелкие газеты. К «новому» журнализму капиталистическая пресса США переходила в связи с появлением телеграфной информации, с укрупнением объема и усложнением газетного коммерческого бизнеса, впрочем, как и с усложнением содержания газеты. Внутри административного руководства газетного издания стали обособляться функции управления.

Таким образом, внутренние и внешние события в США на рубеже нового столетия и вызвали к жизни «эпоху нового журнализма», что требовало от капиталистической прессы совершенно иные методы идеологического воздействия на читателей.

Процесс отхода от принципов примитивной «персональной» журналистики и появления «новой» происходил, разумеется, постепенно. При этом стоит заметить, что некоторые важные элементы, характерные для сегодняшней американской прессы, были взяты из практики «персонального» журнализма.

Переход прессы США от приемов «старого» журнализма к «новому» осуществлялся многими путями.

Американская пресса стала более явно, чем когда-либо в прошлом, добиваться повышения своей роли как идеологического оружия, ориентируясь на возрастающий интерес американцев к тому, что происходит в их стране и за ее пределами. Стремясь увеличить свой политический престиж в глазах массового читателя, пресса США широко развернула кампанию по «защите интересов простого человека». На страницах газет стали приводиться примеры общественных разоблачений. А уж сенсационные факты коррупции в правительственных сферах и в высших органах партийной бюрократии постоянно не слезали со страниц газет. С небывалой для того времени активностью средства массовой информации начали включаться в президентские избирательные кампании, откликаться на другие крупные политические события в жизни страны. Язык, стиль, характер заголовков и иллюстраций также изменились в соответствии с задачей апеллирования к сознанию и разуму рядового читателя. Стали менее обычными личные выпады главных редакторов друг против друга. Пресса переставала выполнять роль автоматического выразителя персональных мнений «шефа» редактора или какого-либо партийного босса. Газета стала зависеть от влиятельных монополитических кругов, направлявших всю политическую жизнь в стране и использующих для этой цели в равной мере как партийную машину, так и машину печатной пропаганды. Таким образом, значение проявления «нового» журнализма в 80-90-х годах прошлого века состояло в том, что пресса США становилась мощным оружием в руках американских монополистов. Правящие круги США с помощью высоко развитой печати пытались оказать максимальное влияние на американский народ. В то время американский капитализм очень нуждался в прессе, соответствующей монополистической стадии его развития и выходу его на мировую арену в качестве могучей державы.

Какой вклад в развитие журналистики внесли Свифт, Стиль, Аддисон

В английской просветительской журналистике выделились два подхода к исправлению нравов - сатирический и морально-дидактический. Их всегда можно разъединить, но если выделять крайние стороны, то нравоучительная журналистика Джозефа Аддисона и Ричарда Стиля оказываются с одной стороны, а едкая сатира Джонатана Свифта - с другой. Как остроумно заметил Теккерей, Аддисон - «мягкий сатирик, он никогда не наносил запрещенных ударов; милосердный судья, он карал только улыбкой. В то время как Свифт вешал без пощады». Свифт оставил яркий след в истории английской журналистики и публицистики. Размышляя о силе публицистического дарования Свифта, тот же Теккерей заметил, что «самые хищные клюв и когти, какие когда-либо вонзались в добычу, самые сильные крылья, какие когда-либо рассекали воздух, были у Свифта».

Он никогда не подписывал свои публицистические произведения, мистифицируя читателей вымышленными именами и поднимая злободневные вопросы, которые органично вписывались в контекст основных проблем английского и европейского Просвещения.

С приходом Аддисона качество журнальных публикаций возросло, многие его эссе до сих пор переиздаются и считаются непревзойденными образцами английской эссеистики. Структура «Болтуна» основывалась на одном эссе, являвшимся композиционным стержнем каждого номера. Эссе создавалось Стилем или Аддисоном от имени выбранной маски и посвящалось различным событиям лондонской жизни. Помимо эссе, в номер включались также мелкие объявления и заметки («Болтун» выходил три раза в неделю).

Опасаясь, что маска Исаака Бикерстафа может потерять свою привлекательность, Аддисон и Стиль прекращают издание «Болтуна» в начале 1711 г., когда журнал находился на пике своей популярности. В тот же год появился самый удачный журнал в творческом наследии этих авторов - «Зритель». На этот раз Аддисон и Стиль разработали целую галерею масок, членов небольшого клуба, которые собирались, чтобы порассуждать на самые замысловатые темы из области политики, литературы, философии, театра, светской жизни и т.д.

Тираж «Зрителя» вырос до 14000 экз., читатели в Европе и колониях с нетерпением ждали каждого нового выпуска. Но Аддисон и Стиль оказались верными избранной издательской стратегии, и когда интерес к «Зрителю» достиг максимальных пределов, они предпочли сменить литературные маски. «Зритель» просуществовал два года - всего вышло 555 номеров, в последнем номере было объявлено о неожиданной женитьбе одного из персонажей и о скоропостижной кончине другого. Круг участников клуба распался, а вместо «Зрителя» в 1713 г. появилась новая маска и новый журнал «Опекун». «Опекун» имел почти такой же успех как и «Зритель», однако просуществовал около года, после чего издательский тандем Стиль-Аддисон распался. В 1714 г. Аддисон в одиночку продолжил выпуск журнала «Зритель», но довел его только до 635-го номера.

Только в Англии количество подражаний исчислялось десятками. «Шептун» (1709), «Ворчун» (1715), «Болтунья» (1710), «Осведомитель» - издававшийся Томасом Шериданом, отцом знаменитого драматурга, при участии Свифта, «Попугай» (1728), «Всеобщий зритель» (1728-1746) - издававшийся Генри Бейкером, зятем Дефо, и множество других листков оспаривали друг у друга внимание публики. Более того, журналы Аддисона и Стиля переиздавались несколько раз в виде отдельных книг в течение 18-го века и были переведены на большинство европейских языков.

Какую роль сыграла французская революция в развитии журналистики?

Рост периодической печати во Франции в XVIII веке происходил весьма медленно. Это объясняется не только малограмотностью населения, но и жестокими цензурными ограничениями. Так, декларация 1757 года угрожала смертной казнью всем, «кто будет изобличен в составлении и печатании сочинений, заключающих в себе нападки на религию или клонящихся к возбуждению умов, оскорблению королевской власти и колебанию порядка и спокойствия государства». Накануне революции, в 1788 году, в стране издавалось всего шестьдесят газет.

Свобода печати осуществилась во Франции без длительной борьбы. Предварительная цензура была отменена, и 4 мая 1789 года известный враг абсолютизма граф Оноре Габриэль Мирабо (1749-1791) начал выпускать газету «Les Etats Generaux» («Генеральные штаты»), первые номера которой имели невероятный по тем временам тираж 12 000 экземпляров. После скорого запрета газеты за нападки на министров Мирабо сразу же основал новую газету - «Письма графа Мирабо к своим доверителям». 19 мая 1789 годапоследовал циркуляр короля Людовика XVI о политической свободе газет.

Фактическая свобода печати вскоре была оформлена законодательно. 24 августа 1789 года Национальное собрание приняло Декларацию прав человека и гражданина, одиннадцатая статья которой гласит: «Свободное выражение мысли и мнений является одним из наиболее ценных прав человека. Каждый гражданин вправе, следовательно, свободно говорить, писать и печатать, отвечая за злоупотребления этой свободой в определенных законами случаях». Так начала складываться французская концепция свободы печати. Ее становление проходило болезненно: почти целое столетие после принятия Декларации шла борьба за реальное воплощение в жизнь ее принципов. Свобода печати, провозглашенная в 1789 году и подтвержденная декретом законодательного собрания в 1791 году, была отменена в 1800 году Наполеоном (об этом пойдет речь в следующем семестре), затем неоднократно вновь декларировалась и отменялась и, наконец, 29 июля 1881 года окончательно утвердилась в законе о печати, одном из наиболее ярких законов в истории мировой журналистики, который в целом действует и по сей день.

Особенности французской концепции свободы печати в следующем: 1) наибольшая, в сравнении с английской и тем более американской концепцией, роль государства в журналистике; 2) журналистика регламентируется законодательством; 3) впервые заявляется о правах человека

В первые годы революции (1789-1791) свобода печати была безграничной. Часто журналисты - как ультра революционеры, так и сторонники монархии, - открыто призывали в своих газетах к насилию, убийствам, погромам. В 1789 году возникло 250 периодических изданий, ах 1791 году выходило более пятисот газет разной направленности. С наступлением якобинского террора свобода печати, несмотря на декларирование в конституции 1793 года, стала ограничена гильотиной. В марте 1793 года конвент дал право казнить каждого, кто будет «изобличен в составлении и печатании сочинений, которые провозглашают восстановление во Франции королевской власти или распущение Национального Конвента». Закон от 17 сентября 1793 года «О подозрительных» предусматривал беспощадно истреблять всех, кто каким бы то ни было способом показывал себя «партизаном тирании или федерализма и врагом свободы». Эти акты давали широкую возможность расправляться с личными врагами. На эшафоте погибла масса журналистов, представлявших все политические течения. Господство кровавой революционной диктатуры кончилось 27 июля 1794 года, когда был арестован и казнен ее глава Максимилиан Робеспьер.

В годы революции наибольшей популярностью пользовались газеты, выходившие под редакцией или при непосредственном участии главных деятелей революции, таких как Жан Поль Марат, Камиль Демулен, Максимилиан Робеспьер и др.

Одним из первых был Элизе Лустало, издававший газету «Revolutions de Paris» («Парижские революции»), которую уже после смерти Лустало назвали энциклопедией французской революции.

Левый якобинец Жан Рене Эбер (1757-1794) выпускал газету «Pere Duchene» («Папаша Дюшен»), названную по имени фольклорного персонажа - торговца и любителя выяснять отношения. Газета рассчитана была на низшие слои населения - безработных, бедняков, маргиналов. Эбер умел руководить толпой и считал необходимым опускаться в своей публицистике до уровня самого невзыскательного читателя. «Я понимаю по-латыни, но говорю с читателями на их языке», - заявлял Эбер. Его газету называли наиболее самобытным изданием революции. За страстные выступления против произвола якобинской диктатуры Эбер был казнен. Правый якобинец дантонист Камиль Демулен (1760-1794) издавал газеты «Revolutions de France et de Brabant» (««Революции Франции и Брабанта») и «Le Vieux Cordellere» («Старый кордельер»). «Сегодня во Франции журналист сам себе и консул, и диктатор», - писал Демулен. За требования ослабить революционный террор и отменить систему принудительной таксации цен и зарплаты он был казнен.

Самым известным журналистом эпохи революции был Жан Поль Марат (1743-1793). Он с детства хотел прославиться и впоследствии добивался известности всеми возможными способами. От переутомления Марат заболел тяжелой нервной болезнью, и только начавшаяся революция вернула ему надежду и жизнь. Он принялся с неистовой энергией разрушать старый порядок. 12 сентября 1789 года Марат выпускает первый номер газеты «Publiciste parisien» («Парижский публицист»), которую вскоре переименовывает в «Ami du peuple ou Publiciste parisien» («Друг народа, или Парижский публицист»). С сентября 1792 года название меняется - «Газета Французской республики, издаваемая Маратом, другом народа». Слова «друг народа» из названия превратились в часть имени ее автора. Газета стала основным делом жизни Марата. С первых номеров она не имела себе равных в яростных призывах к самым крутым мерам против «врагов свободы». В число этих врагов Марат постепенно включал не только короля и его окружение, но и большинство крупнейших деятелей революции. Лейтмотив брошюр, статей и памфлетов Марата, написанных после начала революции, - призыв к насилию и террору. Его обвинения носили исключительно политический характер, ходя иногда звучали чудовищно, поскольку изменниками назывались самые авторитетные политики революции. В то же время Марат не позволял себе сквернословия и цинизма, как это делали некоторые его коллеги, например Эбер. Публицистика Марата очень эмоциональна, однако по содержанию однообразна, его статьи написаны по одной и той же схеме. Несомненен вклад Марата в разработку теории печати. В этом плане важны такие его работы, как «Цепи рабства», «Дар Отечеству». Дополнение к «Дару Отечеству» «Основа уголовного законодательства» - представляет собою целую программу развития печати. Марат был убит жирондисткой Шарлоттой Кордэ и вскоре объявлен «мучеником свободы».

После поражения революции в годы правления Директории (1794-1799) свобода печати закрепляется в конституции 1795 года, но, как и прежде, остается пустой декларацией. Согласно ограничительному закону от 17 апреля 1796 года ни одно издание не могло выйти без обозначения на нем имени и адреса типографщика и автора. За нарушение закона предусматривались тюрьма и ссылка. Впоследствии был принят закон о смертной казни журналистов, выступавших за восстановление старых порядков. В 1799 году в Париже выходило 72 газеты.

Из публицистов этой эпохи наиболее известен Гракх Бабеф (1760-1797) - коммунист-утопист, один из руководителей движения «Во имя равенства», казненный за подготовку восстания против Директории.

По своему основному характеру французская пресса резко отличается от английской. Правда, и во Франции столичные газеты олицетворяют собой всю национальную печать - и, пожалуй, даже в большей степени, чем в Англии; тем не менее они не образуют той мощной, сплоченной, покоящейся на прочном фундаменте, организации, для которой единственным образцом служит лондонская пресса. Французская журналистика гораздо более походит на вечно колеблющуюся поверхность моря, постоянно меняющую свой вид. Государственные порядки во Франции рушатся, законодательные гарантии и финансовая обеспеченность гибнут, и газеты целыми десятками исчезают бесследно. Немногие из них, переживающие катастрофы и продолжающие существовать при новом порядке вещей, принуждены бывают отступаться от своих прежних воззрений и приноравливаться к целям, преследуемым новыми правителями. Под напором политических событий партийная группировка сбивается до неузнаваемости, руководящее влияние переходит к дотоле малоизвестным органам, вся физиономия парижской журналистики неожиданно и резко изменяется. Это заставляет нас признать за парижской прессой отсутствие постоянства и большую подвижность. Но она значительно превосходит английскую изяществом, остроумием, темпераментом и неподражаемым искусством ежедневно набрасывать пеструю, хотя и не всегда верную картину мировой жизни в данный момент.

Благодаря этим свойствам национального гения французская печать быстрее и легче германской и английской прошла первые ступени своего развития. Уже первый во Франции еженедельник «Газетт», основанный Теофрастом Ренодо в 1631 г., привлек читателя высоким литературным уровнем, многотемностью сообщений, регулярностью и длительностью выхода. Но только в 1777 г. возникла первая французская ежедневная газета «Журнал де Пари» («Парижская газета»). Великая французская революция (1789-1791 привела в к возникновению политической и революционно-демократической журналистики. Если перед революцией в столице страны издавалось 27 газет, то во второй половине 1789 их стало 250, а в 1790 г. - 350. Печать сыграла важную роль подготовке Июльской революции 1830 г., Февральской и Июньской революций 1848 г. Период 1870-1914 годов отмеченным развитием капиталистической печати, когда газеты и журналы становятся торгово-промышленными предприятиями, в массовые газеты приходит в качестве обязательного и важ-нейшего компонента «кровь на первой полосе» [5]. В 1903 г. выпуск «Пети паризьен» («Маленький парижанин») стал составлять 1,8 млн. экз., и газета начинает выходить с подзаголовком «Самый крупный газетный тираж всего мира». В 1918 г. планка этого рекорда поднимется до цифры более 3 млн. экз.

С появлением в 1904 г. ежедневной газеты Жана Жореса «Юманите» («Человечество»), ставшей в 1921 г. центральным органом Французской компартии, среди направлений французской журналистики возникло и марксистское, сыгравшее немалую роль в период антифашистского Народного франта (1934-1938), в создании разнообразных газет и журналов левого толка.

Новым явлением французской прессы стало появление в 1931 г. в Париже ежедневной вечерней газеты «Пари-суар» («Вечерний Париж»): опираясь на технические новшества, издание подкупало публику многообразием тематики, обилием иллюстраций, зазывной манерой подачи материала.

К ярким событиям в истории французской прессы следует отнести создание печати Сопротивления в годы Второй мировой войны и оккупации Франции, бурное развитие политической журналистики в период Освобождения (август 1944 - ноябрь 1946).

Сегодня во Франции выходят газеты общего типа: «Фигаро» (Le Figaro, 1826 г. основания), «Монд» (Le Monde - «Мир», 1944), «Либерасьон» (Liberation - «Освобождение», 1973) и др.); специализированные: молодежные, женские, научные, технические, эротические и т.д.; экономические: «Эко» (Les Echos - «Эхо», 1908), «Трибюн» (La Tribune), «Нувель экономист» (Le Nouvel Economiste - «Новый экономист», 1975) и т.д.; развлекательные (преобладают иллюстрированные еженедельники типа «Пари матч» (Paris-Match, «Парижский матч», 1949). Среди независимой прессы центристских позиций придерживаются газета «Монд» и ежемесячник «Монд дипломатию) («Дипломатический мир», 1954), а также «Котидьен де Пари» (Le Quotidien de Paris - «Парижская ежедневная газета», 1974). Для печати Франции характерно наличие влиятельных церковных изданий, среди которых следует выделить католическую газету «Круа» (La Croix - «Крест», 1880) и еженедельник «Ви» (La Vie - «Жизнь», 1945). Сравнительно небольшие тиражи у печати французской компартии: «Юманите» и еженедельника «Революсьон» (Revolution, 1980 г.) [б].

Чтобы удержаться на газетном рынке в период экономического кризиса и новой технологической революции, многие ежедневные газеты идут на существенное обновление содержания и формы. К примеру, 9 января 1995 г. увидел свет первый номер обновленной газеты «Монд». Издание, впервые созданное полвека назад, теперь отличалось многим. Читателей привлекли богатая, выверенная, чаще всего аналитическая информация, распределенная по 7 разделам («Международный», «Франция», «Общество», «Предприятия», «Сегодня», «Горизонты», «Культура»); четкий, яркий и легкий для чтения шрифт; оригинальный макет и т.п. В том же номере был опубликован список сотрудников редакции, в том числе 239 журналистов. Газета в продажу в Париже стала поступать уже в 14.00 - раньше, чем прежде (был выигран один час в редакционной подготовке издания) [7]. Обновление «Монд» весьма быстро привело к увеличению объема ее продажи.

До второй мировой войны сбором и распространением информации во Франции было занято агентство Гавас. В сентябре 1944 г. на его базе создается Агентство Франс Пресс - АФП (Agence France-Press - AFP). Сегодня это коммерческое предприятие, субсидируемое одновременно и французским правительством (в форме абонементной платы), входит в число крупнейших мировых информационных служб.

Еще в 1935 г. передатчик с антеннами, установленный на Эйфелевой башне, начал транслировать регулярные телепрограммы, в 1964 г. была введена вторая программа, а передачи стали цветными в 1972-ом - третья, в 1984-м - четвертая государственная и первая частная разрушившая государственную монополию на французском ТВ. В 1986 г. начали функционировать сразу две новые частные национальные программы. А в 1987 г. произошло раз-государствление первого канала - ТФ-1, его коммерциализация сопровождалась внедрением новой техники (спутники связи, кабельное вещание, видеозаписи, телематика), к тому времени была децентрализована и третья программа ФР-3. Точно также, кроме государственного радиовещания (Франс-Энтер, Франс-кюльтют, Франс-мюзик, Радио-блё, 50 местных радиостанций), развивается и частное местное радиовещание. Тем более, что с 1984 г. частным радиостанциям разрешено передавать рекламу. По этой причине почти все крупные региональные газеты обзавелись собственными радиостанциями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: