Органы власти и управления Новгородской республики
Вече – высший орган власти, собрание жителей городских общин. Как правило, оно собиралось по инициативе высших должностных лиц, которые готовили и повестку дня вече и проект его решений. Организационным и подготовительным органом вече считается Совет господ, в который входили посадник, тысяцкий, кончанские старосты, соцкие.
Вече в Новгороде решало:
- вопросы войны и мира;
- вопросы принятия законов;
- одобрение или нет важнейших внутриполитических и внешнеполитических мероприятий;
- вопросы избрания высших должностных лиц – посадника, тысяцкого, князя, архиепископа.
Высшим должностным лицом был посадник. Его можно назвать главой республики. Посадник:
- председательствовал на вече;
- контролировал деятельность князя;
- вел международные переговоры;
- участвовал в суде;
- в военное время возглавлял полки.
Следующим должностным лицом являлся тысяцкий. Он ведал вопросами военного ополчения, возглавлял торговый суд, не зависимый от посадника.
|
|
Своеобразным должностным лицом можно назвать архиепископа. Он являлся хранителем государственной казны, контролером торговых мер и весов.
В северо-восточных землях Руси продолжала сохраняться раннефеодальная монархия с достаточно крепкой властью князя.
3-й период. Высший орган власти и управления – Боярская Дума. Она оформилась к XV веку и существовала до начала XVIII века. Великий князь Московский (затем царь) делил свою власть с боярской аристократией. Компетенция Думы была аналогична компетенции царской власти. В отличие от Совета при князе Боярская Дума была юридически и организационно оформлена.
В состав Боярской думы входили думные чины. На протяжении времени их состав менялся. В Думу входили:
- бояре московские – родовитая и богатая часть собственно московского боярства;
- бывшие удельные князья, пришедшие на службу к Московскому князю;
- окольничьи – менее знатные феодалы, появившиеся в Думе с XVI века;
- думные дворяне, являющиеся представителями служилого дворянства, которые начали входить в Думу с первой половины XVI века;
- думные дьяки – верхи служилой бюрократии, занимающиеся думским делопроизводством.
Дума:
- была законодательным органом. Вместе с главой государства утверждала Судебники 1497 года, 1550 года;
- являлась высшим органом управления страной: осуществляла руководство приказами, надзирала за местным управлением, принимала решения по вопросам организации армии;
- являлась судебным органом, рассматривала дела своих членов и дела по наиболее важным государственным преступлениям;
|
|
- разрешала важнейшие внешнеполитические вопросы.
Но на протяжении времени роль и значение Боярской думы менялось. По мере упрочения власти главы государства происходило определенное ограничение ее прав. С середины XVI века из нее выделяется так называемая Ближняя дума – более узкий состав верных царю людей, с которым он решает важнейшие дела.
В начале XVIII века Дума прекратила свое существование.
Боярская Дума являлась ареной местнических споров. Само местничество возникло не ранее XV века. Сущность местничества заключалась в регламентации положения по службе боярских фамилий в соответствии со старшинством, которое зависело от знатности рода. Предметом спора являлись не сами места и виды службы, а положение на службе одного боярского рода относительно другого. Проблема обострилась, когда в Думе появились неродовитые дворяне.
4-й период. Важную роль в преобразованиях XVIII века играли реформы высших органов власти и управления.
Сенат. Создан в 1711 году как орган для замещения императора во время его отсутствия в столице. Возник накануне отъезда Петра I в Прутский поход.
К компетенции Сената относились организационно-судебная деятельность, финансовый и налоговый контроль, внешнеторговые и кредитные полномочия. В 1722 году Сенат был реформирован тремя указами императора. Он превратился в высший орган центрального управления, ставший над всем государственным аппаратом (коллегиями и канцеляриями). Круг вопросов, рассматриваемых Сенатом, был широк: анализ материалов, представляемых государю; важнейшие дела, поступающие с мест; назначение и выборы высших государственных чинов; рассмотрение апелляций на судебные решения коллегий. Фактически Сенат становится органом надзора за управлением в государстве, на первое место постепенно выходят законосовещательные и судебные функции.
Структура Сената включала присутствие (общее собрание сенаторов) и канцелярию. Дела решались коллегиально.
Первоначально в состав этого органа входили только назначенные царем члены, но позже он пополнился представителями высшей бюрократии.
Во время дворцовых переворотов роль Сената уменьшается.
Екатерина II в 1763 году проводит реформу Сената. Сенат превращен в центральное административное учреждение, разделен на 6 департаментов. В каждом департаменте дела решаются коллегиально, при разногласиях переносятся на общее собрание.
К 1801 году Сенат окончательно превращается в высшую судебную инстанцию. При Павле I создается Собственная Его Императорского Величества канцелярия.
Верховный тайный совет. Создан в 1726 году для решения важнейших вопросов внутренней и внешней политики. Получил законодательные полномочия. Упразднен в 1730 году.
С 1731 по 1741 годы действовал Комитет министров из 3 человек. Первоначально носил совещательный характер, а затем получил законодательные полномочия: три подписи кабинет-министров заменяли подпись императрицы.