Нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспортных средств (ст.317 УК)

Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст.314 УК)

Непосредственный объект: безопасность движения и эксплуатации на 3 видах транспорта:

1. Железнодорожном;

2. Водном;

3. Воздушном.

Дополнительные (факультативные) объекты:

1. Жизнь;

2. Здоровье;

3. Отношения собственности;

4. Экологическая безопасность.

Объективная сторона:

1. Деяние;

a. Нарушение правил безопасности движения (тех правил, которые регламентируют процесс перемещения транспортного средства)

b. Нарушение правил эксплуатации транспортных средств (непосредственно с движением не связаны, но создают угрозу).

И те и другие правила предусмотрены специальными нормативными актами, поэтому предъявляя обвинение нужно точно указать какой пункт и каких Правил нарушил обвиняемый. Если правило не предусмотрено, то отсутствует деяние и вопрос об ответственности не возникает.

Не имеет значение, какое правило нарушено: правило безопасности движения или безопасности эксплуатации. Возможно сочетание нарушений.

2. Последствия;

3. Причинная связь между деянием и последствием. Важно установить причинную связь между нарушением Правил и наступившим результатом, поскольку результат может быть вызван побочными обстоятельствами (другими участниками движения).

Ч.1 ст. 314 предусматривает ответственность:

1. МТТП;

2. ТТП;

3. Ущерб в особо крупном размере.

Нельзя требовать от участника движения, чтобы он предвидел нарушение правил другого участника движения. Оценивать действия лица необходимо исходя из того, что все остальные должны были соблюдать Правила.

Субъектом является работник конкретного вида транспорта:

1. Лицо, организующее движение (авиадиспетчер, руководитель полетов);

2. Лицо, обеспечивающее эксплуатацию транспорта (авиа техник);

3. Работник, непосредственно управляющий движением транспортного средства (машинист, пилот, капитан водного судна и тд.).

Возраст: 16 лет.

Ответственность дифференцирована по тяжести последствий.

Ч.2 ст.314:

1. Причинение смерти по неосторожности одному человеку.

Ч.3 ст.314:

1. Причинение смерти по неосторожности двум и более лиц.

Верховный Суд Республики Беларусь принял ППВС от 01.10.2008 года №7 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств (ст.ст. 317-318, 321 УК)» 6/710.

                     
Ст.317 1060 1322 1356 1382 1472 1891 1677 1296 969 1018

Непосредственный объект: общественные отношения, обеспечивающие безопасностьдвижения автодорожного транспорта и безопасность его эксплуатации.

Факультативные объекты: жизнь или здоровье человека (нет собственности! – в основном гражданско-правовая ответственность, за исключением ст.219 УК).

Предмет преступления: автодорожные транспортные средства. Признаки предмета преступления должны раскрываться в примечании к статье 317, но к сожалению они там раскрываются очень туманно.

Ранее:

Примечание. Под автодорожными транспортными средствами, указанными в статьях 214,317 и 318 настоящего Кодекса, понимаются все виды автомобилей, тракторы и иные самоходные машины, трамваи, троллейбусы, а также мотоциклы и другие механические транспортные средства с рабочим объемом двигателя не менее пятидесяти кубических сантиметров.

Сейчас:

Примечание. Под транспортным средством, указанным в статьях 214, 317 - 318 настоящего Кодекса, понимаются механическое транспортное средство, предназначенное для движения по дороге и для перевозки пассажиров, грузов или установленного на нем оборудования, а также шасси транспортного средства и самоходная машина.

Лучше обратиться к ПДД.

Потерпевшим от преступления может быть любое лицо кроме водителя.

Объективная сторона включает в себя три признака:

1. Нарушение правил безопасности;

2. Последствия;

3. Причинная связь.

Нарушение правил безопасности бывает двух видов:

1. Нарушение ПДД;

2. Правила эксплуатации транспортных средств (часть изложена в ПДД, но для многих транспортных средств предусмотрены отдельные правила эксплуатации).

Норма бланкетная, поэтому в процессуальных документах надо указывать какой пункт каких Правил был нарушен.

Последствия названы 3 видов:

Ч.1 Ст.317:

1. МТТП.

Ч.2 Ст.317:

2. ТТП;

3. Смерть человека.

Ч.3 Ст.317:

1. Смерть двух и более лиц.

Важно по каждому делу доказать наличие причинной связи между нарушением соответствующих Правил и наступившимрезультатом (обычно назначаетсяавтотехническая экспертиза).

К ответственности должны привлекаться все те нарушители ПДД, чьи действия с необходимостью обусловили наступление последствий.

По ст.317 ответственность наступает, если последствия вызваны именно нарушением правил безопасности движения или эксплуатациитранспорта. Если нарушены правила безопасности не связанные с движением транспорта (при погрузочно-разгрузочных работах, во время ремонта автомобиля, при демонтаже, во время использования специальных работ автокраном, скрепером) – то не ст.317, а нарушение правил охраны труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: