Подростково-молодежная среда как фактор виктимизации личности

Основные вопросы

Тема 4. Социально-виктимологические характеристики молодежных и подростковых групп риска. Молодежная субкультура как виктимогенное явление

Раздел II. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ВИКТИМНЫМИ ГРУППАМИ И ИНДИВИДАМИ

1. Подростково-молодежная среда как фактор виктимизации личности.

2. Подростковые и молодежные группы в ситуации социального конфликта.

3. Социально-виктимологические особенности подростковых групп риска.

4. Причины возникновения неформальных объединений молодежи. Виды групповых нарушений в поведении подростков.

5. Характеристика неформальных объединений молодежи юношеского возраста.

6. Виктимизация подростков и молодежи в условиях антисоциальных неформальных объединений.

Рекомендуемая литература

1. Бедулина, Г.Ф. Социальный портрет современной белорусской молодежи / Г.Ф. Бедулина // Кiраванне адукацыi. – 2008. – № 2. – С. 51–55.

2. Василевич, Л.И. Коллективная работа команды профессионалов с подростками «группы риска» и членами их семей / Л.И. Василевич // Адукацыя i выхаванне. – 2008. – № 10. – С. 22–33.

3. Капелевич, Т.С. Группы сверстников и подростковая субкультура / Т.С. Капелевич // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2000. – № 3. – С. 38–49.

4. Социальная педагогика: курс лекций / М.А. Галагузова [и др.]; под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – С. 212–227.

Объектом и субъектом особого внимания в социальной виктимологии является молодежь. Задача повышения ее роли в обществе актуализирует сегодня такие проблемы, как сокращение численности молодого поколения, молодежного потенциала трудовых ресурсов, количества молодых семей, рождаемости в них детей. Увеличивается число нездоровых детей и молодых людей; туберкулез, СПИД, венерические и онкологические болезни влияют на генофонд страны.

В социально-педагогической виктимологии одним из ключевых феноменов является феномен группы. Группа при этом рассматривается как фактор, влияющий на социализацию и поведение личности. Зарубежный криминолог В. Фокке подчеркивает, что любое изучение человеческого поведения, в том числе противоправного, является односторонним, если оно не включает в себя изучение группового поведения. Это обусловлено тем, что группа является микросредой, в которой живет и взаимодействует личность. В социологических исследованиях подчеркивается, что групповые правонарушения и представления, в сравнении с индивидуальными, имеют более высокий уровень опасности, так как в условиях группы индивиду психологически легче совершать противоправные поступки. Следовательно, в группах увеличивается возможность вовлечения подростков и молодежи в различного рода девиации.

Исходя из этого, актуальным является анализ виктимологических аспектов социально-педагогической работы с молодежью. Как известно, молодежи в большей мере присуще стремление к новому, неизведанному; она меньше рефлексирует по поводу возможных последствий от соприкосновения с неопределенностью и чаще идет на риск. Такая доминанта риска в моделях поведения молодежи является серьезным виктимологическим аспектом.

Проблема правонарушений и преступлений в молодежной среде связана с тенденцией интеграции молодых людей в одну из социальных групп, т. е. включаясь в функционирующие группы с различными ролевыми структурами и с определенной социальной ориентацией, молодые люди стремятся приобрести определенную статусную позицию и удовлетворить свой интерес. Реализация таких потребностей молодых людей наталкивается на множество трудных и часто непреодолимых препятствий. В связи с этим между молодежью и обществом на всех его уровнях возникают противоречия по поводу запросов и ожиданий, прав и обязанностей интересов и возможностей их реализации.

На современном этапе особое внимание исследователей и практиков привлекает рост подростковой безнадзорности, бродяжничества, попрошайничества и других социальных проблем, демонстрируемых подростками с антисоциальным поведением. Изучение практического опыта социально-виктимологической работы по профилактике правонарушений подростков и молодежи, а также научные исследования в этой области показывают, что такие негативные явления среди молодежи, как нерадивое отношение к учебе, труду, общественной работе; нарушение дисциплины, порядка; жестокость, воровство, пьянство, хулиганство и преступления возникают и проявляются в «группах риска» и в группах асоциальной направленности.

Известный исследователь, автор словаря криминологических терминов В.П. Пирожков, выделил по возрастному признаку следующие криминальные подростково-молодежные группы: детские асоциальные группы (8–11 лет); подростковые криминальные группы (11–15 лет); юношеские криминальные группы (15–17 лет). Возрастная близость членов каждой группы способствует формированию общих взглядов, позиций интересов в выборе форм досуговой деятельности. Всё это ускоряет процесс формирования группы и повышает психологическую связь ее членов, имеющих общие виктимологические характеристики.

В таких группах подростки и молодежь демонстрируют девиантно-ролевое поведение – естественную реакцию человека на возникающие в обществе противоречия между целью и социальными нормами ее достижения. В системе таких отношений подавляется индивидуальность человека, индивид перестает считать общепринятые нормы естественными и справедливыми. В результате неизбежно возникает внутриличностный конфликт. Исследователь В.Л. Васильев отмечает, что любое девиантное поведение предполагает не только стремление личности преодолеть состояние фрустрации (фрустрация – эмоциональная напряженность, обусловленная невозможностью осуществить свои намерения, крушение надежд), но и концентрацию энергии (физической и психической), необходимой для осуществления этого замысла. Подростки и молодежь «группы риска» зачастую демонстрируют девиантное поведение деструктивной направленности – совершение человеком или группой людей социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в социуме социокультурных норм и общепринятых правил выполнения социальных ролей, влекущих за собой негативные последствия и вред обществу или человеку.

В настоящее время в социально-педагогической виктимологии реализация девиантного поведения индивидом обоснована участием всех социальных и психических структур его личности: мотивацией, эмоциями, волей, направленностью социальных действий, целевыми установками и др. Социальная диагностика такого типа поведения включает комплексную оценку следующих параметров: специфики образа жизни и социальной среды, стратегий жизнедеятельности, характера социальных связей индивида, оценки поведения и специфики качеств личности.

Таким образом, девиантность в социально-педагогической виктимологии определяется как разновидность ролевого поведения, которое проявляется как реакция на возникающие в обществе противоречия, отклоняющаяся от принятых норм. Социальное и психическое состояние человека в ситуации предрасположенности и готовности к девиантному поведению достаточно часто обусловлено асоциальными качествами и свойствами личности, ее аморальным образом жизни, деструктивными взаимоотношениями с социальной средой, взаимодействием с неблагоприятным социальным окружением. Такое состояние человека принято определять как девиантогенност ь, представляющую собой одно из проявлений виктимности личности.

Таким образом, процесс социальной адаптации и социализации подростков и молодежи происходит сегодня в системе жестких отношений и жесткого социального выбора, что достаточно часто приводит молодое поколение к девиантно-ролевому поведению с окружающими людьми, в том числе к противостоянию в создающейся ситуации конфликта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: