Подростково-молодежная среда как фактор виктимизации личности

Основные вопросы

Тема 4. Социально-виктимологические характеристики молодежных и подростковых групп риска. Молодежная субкультура как виктимогенное явление

Раздел II. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ВИКТИМНЫМИ ГРУППАМИ И ИНДИВИДАМИ

1. Подростково-молодежная среда как фактор виктимизации личности.

2. Подростковые и молодежные группы в ситуации социального конфликта.

3. Социально-виктимологические особенности подростковых групп риска.

4. Причины возникновения неформальных объединений молодежи. Виды групповых нарушений в поведении подростков.

5. Характеристика неформальных объединений молодежи юношеского возраста.

6. Виктимизация подростков и молодежи в условиях антисоциальных неформальных объединений.

Рекомендуемая литература

1. Бедулина, Г.Ф. Социальный портрет современной белорусской молодежи / Г.Ф. Бедулина // Кiраванне адукацыi. – 2008. – № 2. – С. 51–55.

2. Василевич, Л.И. Коллективная работа команды профессионалов с подростками «группы риска» и членами их семей / Л.И. Василевич // Адукацыя i выхаванне. – 2008. – № 10. – С. 22–33.

3. Капелевич, Т.С. Группы сверстников и подростковая субкультура / Т.С. Капелевич // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2000. – № 3. – С. 38–49.

4. Социальная педагогика: курс лекций / М.А. Галагузова [и др.]; под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – С. 212–227.

Объектом и субъектом особого внимания в социальной виктимологии является молодежь. Задача повышения ее роли в обществе актуализирует сегодня такие проблемы, как сокращение численности молодого поколения, молодежного потенциала трудовых ресурсов, количества молодых семей, рождаемости в них детей. Увеличивается число нездоровых детей и молодых людей; туберкулез, СПИД, венерические и онкологические болезни влияют на генофонд страны.

В социально-педагогической виктимологии одним из ключевых феноменов является феномен группы. Группа при этом рассматривается как фактор, влияющий на социализацию и поведение личности. Зарубежный криминолог В. Фокке подчеркивает, что любое изучение человеческого поведения, в том числе противоправного, является односторонним, если оно не включает в себя изучение группового поведения. Это обусловлено тем, что группа является микросредой, в которой живет и взаимодействует личность. В социологических исследованиях подчеркивается, что групповые правонарушения и представления, в сравнении с индивидуальными, имеют более высокий уровень опасности, так как в условиях группы индивиду психологически легче совершать противоправные поступки. Следовательно, в группах увеличивается возможность вовлечения подростков и молодежи в различного рода девиации.

Исходя из этого, актуальным является анализ виктимологических аспектов социально-педагогической работы с молодежью. Как известно, молодежи в большей мере присуще стремление к новому, неизведанному; она меньше рефлексирует по поводу возможных последствий от соприкосновения с неопределенностью и чаще идет на риск. Такая доминанта риска в моделях поведения молодежи является серьезным виктимологическим аспектом.

Проблема правонарушений и преступлений в молодежной среде связана с тенденцией интеграции молодых людей в одну из социальных групп, т. е. включаясь в функционирующие группы с различными ролевыми структурами и с определенной социальной ориентацией, молодые люди стремятся приобрести определенную статусную позицию и удовлетворить свой интерес. Реализация таких потребностей молодых людей наталкивается на множество трудных и часто непреодолимых препятствий. В связи с этим между молодежью и обществом на всех его уровнях возникают противоречия по поводу запросов и ожиданий, прав и обязанностей интересов и возможностей их реализации.

На современном этапе особое внимание исследователей и практиков привлекает рост подростковой безнадзорности, бродяжничества, попрошайничества и других социальных проблем, демонстрируемых подростками с антисоциальным поведением. Изучение практического опыта социально-виктимологической работы по профилактике правонарушений подростков и молодежи, а также научные исследования в этой области показывают, что такие негативные явления среди молодежи, как нерадивое отношение к учебе, труду, общественной работе; нарушение дисциплины, порядка; жестокость, воровство, пьянство, хулиганство и преступления возникают и проявляются в «группах риска» и в группах асоциальной направленности.

Известный исследователь, автор словаря криминологических терминов В.П. Пирожков, выделил по возрастному признаку следующие криминальные подростково-молодежные группы: детские асоциальные группы (8–11 лет); подростковые криминальные группы (11–15 лет); юношеские криминальные группы (15–17 лет). Возрастная близость членов каждой группы способствует формированию общих взглядов, позиций интересов в выборе форм досуговой деятельности. Всё это ускоряет процесс формирования группы и повышает психологическую связь ее членов, имеющих общие виктимологические характеристики.

В таких группах подростки и молодежь демонстрируют девиантно-ролевое поведение – естественную реакцию человека на возникающие в обществе противоречия между целью и социальными нормами ее достижения. В системе таких отношений подавляется индивидуальность человека, индивид перестает считать общепринятые нормы естественными и справедливыми. В результате неизбежно возникает внутриличностный конфликт. Исследователь В.Л. Васильев отмечает, что любое девиантное поведение предполагает не только стремление личности преодолеть состояние фрустрации (фрустрацияэмоциональная напряженность, обусловленная невозможностью осуществить свои намерения, крушение надежд), но и концентрацию энергии (физической и психической), необходимой для осуществления этого замысла. Подростки и молодежь «группы риска» зачастую демонстрируют девиантное поведение деструктивной направленности – совершение человеком или группой людей социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в социуме социокультурных норм и общепринятых правил выполнения социальных ролей, влекущих за собой негативные последствия и вред обществу или человеку.

В настоящее время в социально-педагогической виктимологии реализация девиантного поведения индивидом обоснована участием всех социальных и психических структур его личности: мотивацией, эмоциями, волей, направленностью социальных действий, целевыми установками и др. Социальная диагностика такого типа поведения включает комплексную оценку следующих параметров: специфики образа жизни и социальной среды, стратегий жизнедеятельности, характера социальных связей индивида, оценки поведения и специфики качеств личности.

Таким образом, девиантность в социально-педагогической виктимологии определяется как разновидность ролевого поведения, которое проявляется как реакция на возникающие в обществе противоречия, отклоняющаяся от принятых норм. Социальное и психическое состояние человека в ситуации предрасположенности и готовности к девиантному поведению достаточно часто обусловлено асоциальными качествами и свойствами личности, ее аморальным образом жизни, деструктивными взаимоотношениями с социальной средой, взаимодействием с неблагоприятным социальным окружением. Такое состояние человека принято определять как девиантогенност ь, представляющую собой одно из проявлений виктимности личности.

Таким образом, процесс социальной адаптации и социализации подростков и молодежи происходит сегодня в системе жестких отношений и жесткого социального выбора, что достаточно часто приводит молодое поколение к девиантно-ролевому поведению с окружающими людьми, в том числе к противостоянию в создающейся ситуации конфликта.





Подборка статей по вашей теме: