Таким образом, с точки зрения обобщенной схемы, представленной на рис. 3, ИТ можно подразделить на три основных класса:
• технологии собственно обработки информации (ввода, обработки, хранения, поиска и передачи данных);
• технологии человеко-машинного взаимодействия, реализуемые в интерфейсах;
• инструментальные и другие вспомогательные технологии,позволяющие эффективно создавать и развивать ИТ предшествующих классов.
Отметим, что такое разделение, отражающее специализированность используемых методов и средств, соответствует и «специализации» пользователей соответствующих технологий, где давно сложилось разделение на «разработчиков», «конечных пользователей» и «администраторов». С точки зрения этой «специализации» представляется целесообразным подразделять технологии на базовые, обеспечивающие и инструментальные.
Базовыми информационными технологиями (т. е. используемыми практически в любом процессе). Обработка разнородной по форме информации, представляемой разнотипными данными, предопределяет соответствующий ряд средств и технологий, ориентированных на форму представления информации и виды операций, как, например (табл. 1.4):
|
|
• системы числовой обработки;
• системы и технологии обработки текстов (текстовые процессоры, системы распознавания текстов);
• средства обработки мультимедийной информации (например, растровой или векторной графики, звука, видео).
Обычно эти технологии реализуются в виде прикладных функционально-ориентированных продуктов, которые ассоциируются с понятием «технологии конечного пользователя».
«Обеспечивающие» информационные технологии — средства, непосредственно позволяющие эффективно достигать целевого, функционально значимого результата, включает:
• технологии и системы управления данными и, в том числе — информационные системы;
• средства и технологии распределенной обработки (сетевые технологии);
• средства удаленного доступа (телекоммуникационные технологии);
• средства и технологии человеко-машинного взаимодействия и интерфейсы конечного пользователя;
• средства и технологии защиты информации.
Отметим, что перечисленные технологии являются, безусловно, важнейшими, но они относятся к «обеспечивающим», поскольку необходимость или необязательность их использования обусловлены характером задач пользователя или средой функционирования.
Эти технологии, имеющие инженерный, «системный» характер, ориентированы на администраторов.
«Инструментальные» технологии, обеспечивающие жизненный цикл самих ИТ, составляют третью группу, как, например:
• технологии проектирования и инструментальные средства разработки программного обеспечения;
• технологии проектирования баз данных;
• технологии реинжиниринга информационных систем.