Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента, обязательные к исполнению в Российской Федерации. Федеральные министерства, госкомитеты и ведомства правомочны принимать правовые акты по своим направлениям деятельности. При этом юридическую силу имеют только акты, зарегистрированные в Министерстве юстиции Российской Федерации и опубликованные в официальных изданиях.
8. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации. К числу источников конституционного права относятся постановления, в которых устанавливается соответствие Конституции Российской Федерации, конституций и уставов субъектов Федерации, законов и других нормативных актов, разрешаются споры о компетенции, а также дается толкование конституции. Любые акты или их отдельные положения, признанные судом неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующие Конституции международные договоры не подлежат введению в действие и применению.
9. Правовые акты СССР и РСФСР. Некоторые из них являются источниками конституционного права России в силу принципа правопреемственности или пока не будет принято заменяющее их законодательство. «Заключительные и переходные положения» Конституции Российской Федерации устанавливают, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.
10. Подзаконные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Правовые акты, аналогичные указам Президента РФ, издают для своих территорий президенты и главы администраций республик и других субъектов Российской Федерации. Формами установления конституционно-правовых норм, действующих только на территории конкретного субъекта федерации, являются постановления и иные подзаконные нормативные акты, принимаемые его органами законодательной и исполнительной власти.
11. Акты органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления, осуществляя публичную власть, издают в пределах своих полномочий правовые акты. Источниками конституционного права являются те из них, которые регулируют отношения в сфере конституционного права (например, расширяют права и свободы или усиливают их гарантии).
Наука конституционного права относится к числу отраслевых юридических наук, изучающих одноименные отрасли права. Следовательно, она имеет своим предметом отрасль конституционного права.
Все конституционно-правовые институты изучаются в их историческом развитии.
Развитие науки конституционного права России охватывает несколько исторических этапов: дореволюционный (вторая половина XIX века - октябрь 1917 г.), советский (25 октября 1917 г. - апрель 1992 г.) и современный. Смену этапов каждый раз сопровождали бурные события и общественные потрясения, поэтому их преемственность является чисто условной.
Наука конституционного права — отрасль правоведения, представляющая собой совокупность теорий, гипотез, рассуждений и выводов ученых:
» об общественных отношениях, являющихся предметом конституционного права;
» о конституционно-правовых нормах и институтах (как о действующих, так и о потенциально возможных);
» о практике реализации конституционно-правовых норм и институтов;
» о закономерностях развития конституционного права в целом, а также отдельных его норм и институтов.
Перечисленное является предметом науки конституционного права, к которому можно также отнести изучение других институтов (государственных, политических, социально-экономических, этнических и др.) в той мере, в какой они связаны с конституционно-правовыми отношениями.
Практической целью этой науки является выработка рекомендаций по совершенствованию законодательной базы конституционно-правовых отношений.
Система науки конституционного права включает в себя:
1. понятийный аппарат конституционного права;
2. учение о конституции (сущность, структура, принципы и юридические свойства Основного закона РФ в его историческом развитии);
3. системный анализ проблем конституционно-правовых отношений и регулирующих их норм.
Если конституционное право является ведущей отраслью среди других отраслей права, то наука конституционного права среди других юридических наук таковой не является, уступая первенство теории государства и права.
Наука конституционного права в своих исследованиях использует разнообразные методы научного познания: материалистической диалектики, формально-логического анализа, системного анализа, исторический, социологический, сравнительного правоведения системный, сравнительно-правовой, статистический, конкретно-социологический и др.
Наука конституционного права РФ тесно связана с другими юридическими науками, а также с науками, на материале которых она развивается (философией, историей, социологией, математикой, экономикой и др.).
В теоретических исследованиях и выводах наука конституционного права опирается на систему источников, под которыми подразумеваются объекты или факторы научного познания.
Источником науки конституционного права в основном является практика реализации конституционно-правовых отношений в РФ и других государствах.
Источниками науки конституционного права являются:
1. Труды и доктринальные выводы отечественных и зарубежных ученых - государствоведов, содержащие наиболее общие, философские суждения по проблемам, прямо или опосредованно относящимся к предмету конституционно-правовой науки.
2. Правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы, в том числе международно-правовые договоры и соглашения. Наука выявляет и теоретически обосновывает заложенные в них концепции, основные понятия, используемые в конституционно-правовых нормах, раскрывает существующие между ними взаимосвязи.
3. Конституционное законодательство зарубежных стран. Его критическое осмысление
является необходимой предпосылкой обогащения науки мировым опытом конституционного строительства.
4. Конституционно-правовая практика как конкретная практическая деятельность государственных органов, всех субъектов правовых отношений, осуществляемая на базе норм конституционного права вся общественно-политическая деятельность. На основе изучения и обобщения практики как объективного критерия истины наука конституционного права определяет эффективность действия норм и институтов, разрабатывает пути и способы совершенствования конституционного законодательства.
В дореволюционной России существовали теории преобразования страны в конституционную монархию, которые частично были реализованы после 17 октября 1905 г.
После Октябрьской революции 1917 г. конституционное право в России развивалось на основе марксистско-ленинских принципов о социалистическом государстве, диктатуре пролетариата, руководящей роли Коммунистической партии, роли народных масс в управлении государством, передовом классе — пролетариате, социалистической демократии, Советах — политической основе государства и др.
Сегодня наука конституционного права РФ развивается на основе демократических принципов с учетом российских особенностей и изменений в международном праве.