9.1. Реформы в сфере образования
Подготовка и отмена крепостного права, эпоха Великих реформ 1860-х гг. создали уникальную социокультурную ситуацию, которая открывала благоприятные перспективы для российского образования. Несмотря на имевшиеся определенные достижения в развитии просвещения, перед сферой образования вставали масштабные задачи. Предстояло модернизировать существующие учебные заведения (в основном средние и высшие), создать новые ступени образования (народная начальная школа, среднее специальное и педагогическое образование) и целые его направления (женское среднее и специальное образование, просвещение народов России).
При этом впервые был поставлен вопрос не о простом росте числа учащихся, а о кардинальном их увеличении — только систематически обучающихся — примерно до 4—5 млн человек. Это, естественно, требовало подготовки десятков тысяч учителей и преподавателей профессиональной школы.
Наряду с системой образования, охватывающей детей, подростков-юношей, потребности развития экономики, роста промышленности, масштабные социальные изменения со всей остротой выдвинули задачу образования взрослых, осуществления массовой культурно-образовательной деятельности. Так пока в рамках общего проекта в России начинала складываться система непрерывного образования. Предстояло многократно увеличить финансирование образования, создать новую мощную материальную базу образовательного процесса, его инфраструктуру.
|
|
Другой составной частью процессов модернизации выступали выработка образовательной политики, реформирование всей сферы
Глава 9. Образование в России во второй половине XIX в.
9.1. Реформы в сфере образования образования, прежде всего в плане формирования его новой правовой базы.
Конечно, одно государство в лице Министерства народного просвещения и других заинтересованных ведомств не могло решить все эти глобальные, рассчитанные на десятилетия неустанной работы задачи. Объективно возникала необходимость включения в процессы модернизации системы образования общественной и частной инициативы, развития общественно-педагогического движения и поощрения благотворительности. Естественно, в стороне от всех этих преобразований не мог остаться и главный воспитательный институт в Российской империи — Православная церковь. Сама жизнь побуждала действенное участие священников, церкви во главе со Святейшим синодом во всех сферах образовательной жизни, выработки соб-ственной образовательной политики.
Такое своего рода «соревнование» за влияние в сфере образования носило объективный характер. С 1860-х гг. культура, а соответственно и образование приобретают все более независимый от государства, автономный характер. А значит, не могло быть и речи о жесткой монополии в данной сфере и предполагались определенное столкновение позиций и интересов.
|
|
Хотя эти силы — государство, общество и церковь — активно действовали на протяжении всей второй половины XIX в., их влияние не было равномерным. В конце 1850—1860-х гг. лидирующую роль в образовании играло общественное воздействие; в 1870-е — государственное, а во второй половине 1880-х и в 1890-е — церковное.
Названные политические, социальные, экономические, культурные и собственно образовательные факторы и обстоятельства стали мощным стимулом для развития педагогической мысли, становления в России педагогической науки, которая еще в силу только формирующейся системы образования была обречена существенно опережать развитие педагогической практики.
Вместе с тем именно кризисные этапы истории образования знаменуются усилением творческой активности общественно-педагогического движения, которое на рубеже 50—60-х гг. XIX в. приобретает конструктивный характер и существенно обогащает педагогическую теорию и практику.
В целом же процесс развития отечественного образования во второй половине XIX в., по сути, повторил динамику предшествующего периода: от утверждения гуманистических ценностей западноевропейской направленности до предельной формализации образования, означавшей во многом фактическое возвращение в лоно традиционной русской культуры.
Традиционно политическое развитие Российской империи второй половины XIX в. характеризуется как сменявшие друг друга периоды реформ и контрреформ. В этой логике выделяются время образовательных реформ конца 1850-х — первой половины 1860-х гг. и большой период контрреформы в сфере образования, охватывающий 1870—1890-е гг.
На протяжении второй половины XIX в. происходило непростое взаимодействие двух политических парадигм — консервативной и либеральной. С первой связывались такие основания системы образования, как устойчивость и стабильность, со второй — объективно необходимая тенденция поступательного развития сферы образования. Все это вместе и придавало образовательному процессу второй половины XIX в. характер устойчивого развития.
Данное развитие осложнялось действиями радикальных политических сил в 1870—1880-е гг., распространением крайних идей и убеждений. Как в важной сфере общественного сознания это проявлялось и в образовании, особенно в конце 1850-х — первой половине 1860-х гг. Революционно-демократическая идеология отразилась прежде всего в общественно-педагогическом движении.
Консерваторы в политике и в образовании по самой своей сути были обращены в дореформенное прошлое. Их золотой век — лучшая эпоха, образец образовательной системы России — приходился на 1830-е гг. — время расцвета классического образования. Эти традиции они отстаивали в противодействии с широким спектром общественно-педагогических идей и взглядов, определяемых как либерально-демократические. Вся политика самодержавия в области народного образования во второй половине XIX в. направлена на поиск его оптимального варианта, гарантирующего возможность модернизации страны при сохранении стабильности государства. Основная задача виделась в сохранении традиционной культуры духовного воспитания и ее актуализации в свете современных образовательных проблем. В воспитании консерваторы делали акцент на государственный патриотизм.
Тех, кого можно условно отнести к либералам, видели свою цель в прогрессивном ускоренном развитии отечественного образования как мощного фактора модернизации всего российского социума. Отстаивая идеалы внесословного образования, построенного на общечеловеческих ценностях, они во многом перенимали модель западноевропейского образования. В содержании образования внимание концентрировалось на «реальном» знании, которое рассматривалось как современное — точные и естественные науки, русский и новые иностранные языки. В воспитательном аспекте важное место занимали такие идеалы, как народный патриотизм и, конечно, свобода личности.
|
|
Глава 9. Образование в России во второй половине XIX в.
9.1. Реформы в сфере образования
Во второй половине XIX в. не было ни одной стабильной государственной политики в сфере образования — ее и не могло быть, так как на протяжении этого сложного периода российской истории неоднократно менялись политические курсы. Более масштабные политические доминанты требовали соответствующей образовательной политики.
И все же в целом курс российского образования пролегал в русле эволюционного развития. Естественно, что тактики прохождения по этому курсу были различными. Прогрессивная линия связана с деятельностью министра народного просвещения Александра Васильевича Головнина (1821—1886), имевшего ярко выраженные либеральные убеждения. Сын знаменитого мореплавателя и дипломата, с блеском окончивший Царскосельский лицей, он получил всестороннюю подготовку к административной деятельности в Морском министерстве, ставшем на рубеже 1850—1860-х гг. главным штабом по разработке и осуществлению реформ.
Возглавив в конце 1861 г. Министерство народного просвещения, Го-ловнин приступил к реформированию системы управления образованием. Было реорганизовано само министерство — оно превратилось в компактный и действенный орган. Сторонник децентрализации управления, Головнин расширил компетенцию попечителей учебных округов, передав в регионы ряд властных полномочий.
|
|
Все это позволило министерству сосредоточиться на магистральной задаче по формированию новой законодательной и программно-методической базы образования, необходимость которой стала насущной после отмены крепостного права. Подготовка этих важнейших документов проходила в атмосфере широкой гласности. В работу над материалами вместе с членами Учебного комитета были вовлечены многие видные педагоги, деятели общественности, например Н.Х. Вессель, В.И. Водовозов, Н.И. Костомаров, Д.Д. Семенов и др. Все предварительные варианты публиковались в печати, даже были переведены на иностранные языки и отправлены для обсуждения и экспертирования за границу.
Неудивительно, что именно на первую половину 1860-х гг. приходится апогей общественно-педагогического движения. В обстановке гласности разворачивает свою деятельность педагогическая журналистика. Важным шагом вперед по демократизации сферы образования стало данное министерством разрешение на проведение педагогических съездов.
Все это обусловило большой конструктивный и прогностичный потенциал законов, основывающих систему российского образования на принципах всесословности и демократичности. Согласно Университетскому уставу (1863) вводилась существенная автономия университетов. Ректор выбирался университетским советом, состоящим из профессоров, другие должности — деканов, профессоров — занимались в результате выборов или по конкурсу. Всей учебной работой руководил университетский совет во главе с ректором. В университетах создавались четыре факультета: физико-математический, медицинский, историко-филологический и юридический. Заботой о научном потенциале страны была вызвана деятельность министерства по отправлению для стажировки за границей более 200 выпускников университетов.
Программа преобразований в сфере общего образования получила свое воплощение в Уставе гимназий и прогимназий, утвержденном 19 ноября 1864 г. Этот документ, принятый в результате длительных обсуждений, стал определенным компромиссом различных государственных и общественных структур. Компромиссный характер Устава сказался в том, что учреждались три вида средней школы: классическая с двумя древними языками, классическая (по сути «полуклассическая») гимназия с одним древним языком (латинским) и реальная гимназия без древних языков.
Срок обучения составлял 7 лет. Содержание образования носило в основном общий характер, но имело понятную специфику. В реальных гимназиях вместо древних языков преподавались в существенно большем объеме естественные науки и черчение. Однако не в этом заключалось главное отличие. Выпускники реальных гимназий были лишены права свободного поступления в университет (для этого они должны были сдавать экзамены по латинскому языку) и могли рассчитывать на обучение в высшей специальной школе.
В Уставе содержалось много прогрессивных для своего времени положений: провозглашался принцип общечеловеческого образования — всесословности школы (т.е. снимались ограничения для поступления); рекомендовалось использовать новые продуктивные методы обучения, учитывающие возрастные особенности учеников; отменялись телесные наказания как «самое дурное и самое ненадежное средство для воспитания человека». Существенно расширялись права педагогических советов при утверждении программ по предметам. Учителю предоставлялось больше самостоятельности в плане совершенствования учебно-воспитательного процесса, вплоть до права составления своей программы.
Вместе с тем обучение в гимназии оставалось платным, что вводило ограничения имущественного плана. Правда, существовал и порядок освобождения от оплаты для детей малоимущих родителей (их количество не могло превышать 10% общего числа учеников). Характерно, что от оплаты полностью освобождались дети педагогов, имевших выслугу свыше 20 лет. Предусматривалась ранее не практиковавшаяся выдача единовременных денежных пособий и стипендий особо отличившимся ученикам.
Глава 9. Образование в России во второй половине XIX в.
9.1. Реформы в сфере образования
В целом при А. В. Головнине была начата масштабная модернизация российского образования, которая для министра не ограничивалась только сферой народного просвещения. Размышляя о роли и месте ведомства народного просвещения в государстве, Головнин утверждал, что оно должно объединить «вообще всю умственную деятельность всех жителей государства во всех разнообразных ее проявлениях», т.е. играть роль идеологического доминатора социального развития. Поэтому и в реформаторской деятельности Министерства просвещения он видел более широкий смысл — сфера образования должна была стать «локомотивом» социальных реформ, являть другим ведомствам образцы реформаторской деятельности.
Естественно, такая опережающая политическое развитие страны линия вызывала резкое неприятие консервативного крыла. После покушения 4 апреля 1866 г. Д. В. Каракозова на императора Александра II специальная комиссия сделала вывод о том, что косвенным виновником стала деятельность Министерства просвещения, «потворствующая нигилизму и безбожию». Все это привело к отставке Головнина.
Консервативный курс с незначительными перерывами возобладал в государственной образовательной политике вплоть до конца XIX в. Его олицетворяли такие идейно близкие и личностно очень разные министры народного просвещения, как Д.А. Толстой, И.Д. Делянов и Н.П. Боголепов. Их курс был диаметрально противоположен политике, осуществлявшейся Головниным. Вместо «опережающей» миссии Министерству народного просвещения теперь осознанно отводилась «запаздывающая» роль.
Вместо демократичности, гласности и открытости, привлечению к обсуждению проектов общественности возобладала линия на максимальную закрытость Министерства просвещения. Проекты разрабатывались в тесном кругу специалистов без учета общественного мнения. В противовес либеральной линии на дебюрократизацию и децентрализацию управления образованием проводился курс на предельную регламентацию и централизацию, усиление мелочного и жесткого стиля управления.
Главное содержание государственной политики в сфере начального обучения состояло в максимально возможной передаче его если не под руководство, то под контроль церкви. В области среднего образования проводился последовательный курс на возрождение сословности в доступе к образованию, ограничении поступления недворянских детей в университеты и, следовательно, их подготовки к государственной службе.
В целом в ускоренном развитии широко доступного образования как раз виделся фактор, угрожающий государственным устоям, сеющий крамолу и нигилизм среди юношества.
Наиболее рельефно этот политический курс проводил граф Дмитрии Андреевич Толстой (1823—1889). Выходец из старинного рода, четвероюродный брат Л.Н. Толстого, отношений с которым не поддерживал, Дмитрий Андреевич с золотой медалью закончил Царскосельский лицей. Он также служил в Морском министерстве, но в отличие от А.В. Головнина вынес оттуда совершенно противоположные взгляды. Убежденным консерватором Д.А. Толстого сделала отмена крепостного права, которую он тяжело пережил. Став министром народного просвещения в апреле 1866 г., в атмосфере реакции на выстрел Каракозова, Толстой приступил к реализации консервативного курса в образовательной политике. Этому во многом способствовало и то, что он также занимал пост обер-прокурора Святейшего синода. Так оказались объединенными усилия государственной власти и церкви, просвещения и православия. В известной мере, как и в начале 1820-х гг., вновь произошло объединение под одним началом духовного ведомства и сферы просвещения.
В своей деятельности новый министр руководствовался царским рескриптом от 13 мая 1866 г. В нем говорилось: «Мое внимание уже обращено на воспитание юношества. Мною даны указания, чтобы оно было направляемо в духе истин религии, уважения к правам собственности и соблюдения коренных начал общественного порядка и чтобы в учебных заведениях всех ведомств не было допускаемо ни явное, ни тайное проповедование разрушительных понятий».
Идейным вдохновителем консервативной образовательной политики стал М.Н. Катков, как и Д.А. Толстой видевший золотой век российского образования в 1830-х гг. в деятельности С.С. Уварова, когда в гимназиях осуществлялось классическое образование. Идеальной системой образования Толстой считал английскую, которая отличалась ярко выраженным аристократическим характером.
Главной своей задачей министр считал «борьбу с нигилизмом и крамолой в просвещении». Средство достижения этой цели виделось в восстановлении классической системы образования. По убеждению Толстого, «все преподавание должно сосредоточиться на основе древних языков и математики. Должны быть отвергнуты всякие системы, основанные на многопредметности и бифуркации. Единственная серьезная школа, ведущая к университету, к серьезным научным занятиям, — это классическая гимназия».
Такая позиция и получила свое отражение в Уставе гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения (1871).
13-7206
194 Глава 9. Образование в России во второй половине XIX в.
9.1. Реформы в сфере образования
Устав узаконил классическую гимназию как основной вид среднего учебного заведения. Ведущими предметами учебного курса признавались древние языки и математика. Сокращались часы на изучение литературы и истории, которые якобы «способны лишь противодействовать правильному умственному и нравственному развитию юношества». Гимназия, по сути, становилась девятилетней — вводился подготовительный (нулевой) класс и обучение в седьмом классе продолжалось два года.
Несмотря на прогрессивность продолжения сроков обучения, это не изменяло общей направленности Устава. Доминировал курс на социальную дискриминацию и селекцию, затруднявший доступ в гимназию и получение среднего образования выходцам из недворянских слоев, что должно было снизить революционную активность молодежи.
Однако достижение этих политических целей вошло в острое противоречие с педагогическими реалиями, психологическими и физиологическими возможностями учащихся. Классическая школа давала глубокое образование в очень узкой области — древних языков и литературы. В результате в том виде, в котором оказалась классическая гимназия в 1870—1890-е гг., она, по сути, утратила статус общеобразовательной школы и превратилась в профессиональное учебное заведение филологической направленности.
В 1872 г. утвержден Устав реальных училищ, в которых устанавливался шестилетний срок обучения. Сильной его стороной было придание образовательному процессу в них профильного характера. Пятый и шестой классы могли состоять из двух отделений: основного и коммерческого. На основном отделении разрешалось открывать дополнительный (седьмой) класс с тремя отделениями: общим — предназначенным для подготовки в высшие специальные учебные заведения, механико-техническим и химико-техническим. В учебном плане доминирующее место занимали математика, русский и иностранный языки. В университет «реалистам» путь оставался по-прежнему закрыт. Только в начале XX в. их выпускники получили право поступать на физико-математический и медицинский факультеты университетов с дополнительной сдачей экзамена по латыни. Многие выпускники реальных училищ составили впоследствии цвет русского инженерного корпуса, признававшегося одним из лучших в мире.
Если в отношении среднего образования проводилась откровенно дискриминационная и контрреформаторская политика, то касательно высшего образования, особенно технического, курс министерства был достаточно прогрессивен. Не стоит забывать, что именно при Д.А. Толстом началось развитие высшего женского образования.
Большое внимание, которое министерство уделяло техническому профессиональному образованию, обусловливалось тем, что здесь как раз произошло, в отличие от средней школы, объединение политики и педагогики. Набиравшей темпы российской промышленности требо-вались квалифицированные кадры. Интересы же проводимого сословного характера образования предполагали со стороны министерства выстраивание самостоятельного варианта получения образования для недворянских слоев населения.
Несмотря на последовавшую в апреле 1880 г. отставку Д.А. Толстого вследствие «крайнего раздражения общества» деятельностью министра народного просвещения, а также временного ослабления жесткой политики в сфере образования, консервативный курс был продолжен при идейном преемнике Толстого Иване Давидовиче Делянове (1818—1897). Выходец из древнего и культурного армянского рода, он был сыном заслуженного боевого генерала, участника войны 1812 г., внуком И. Лазарева, основателя армянского училища в Москве (1815), впоследствии преобразованного в Лазаревский институт восточных языков.
После окончания юридического факультета Московского университета (его однокашником и другом был М.Н. Катков) и службы в различных ведомствах Делянов в конце 1850-х гг. становится попечителем Петербургского учебного округа, где зарекомендовал себя опытным чиновником, образованным и гуманным человеком. В 1860 — 1870-e гг. он занимал руководящие посты в Министерстве народного просвещения.
Обозначившийся после убийства народовольцами Александра II радикальный перелом во внутренней политике потребовал и соответствующих исполнителей. Курс Александра III на «завинчивание гаек», реализацию лозунга «Россия для русских», сопровождавшийся усилением консервативных тенденций, в начале 1882 г. в сфере образования осуществлялся И.Д. Деляновым.
Постепенно в государственной образовательной политике сложилось мощное «консервативное лобби» в лице И.Д. Делянова, М.Н. Каткова, Д.А. Толстого, назначенного министром внутренних дел и по совместительству президентом Академии наук, а также имевшего большое влияние на императора обер-прокурора Святейшего синода К.П. Победоносцева.
Прежний политический курс был не только продолжен, но и усилен. Главным делом консерваторов стала контрреформа университетского образования, что нашло отражение в новом Университетском уставе 1884 г., продолжавшем линию на централизацию и регламентацию управления образованием (ректор назначался министром просвещения, упразднялся университетский суд и т.п.). Устав значительно усилил зависимость университетов от министерства и попечителей учебных округов. Заметно возрастал контроль за подбором и подготовкой профессорско-преподавательского состава университетов. Выборность профессоров отменялась. Вводились государственные экзамены. В 1885 г. для студентов была снова введена форма. По этому Уставу с незначительными модификациями российские университеты действовали до 1917 г.
Глава 9. Образование в России во второй половине XIX в.
9.2. Развитие системы образования
Вместе с тем не стоит преувеличивать «реакционность» нового устава, как и «либерализм» предшествующего. Устав 1884 г., ограничивая университетскую автономию, значительно расширял свободу преподавания, которой ранее не было.
Сословные ограничения в классической гимназии оказались уси-лены в 1887 г., когда без публикации в печати был распространен документ, вошедший в историю как циркуляр о кухаркиных детях. Согласно этому распоряжению министра просвещения, попечители учебных заведений обязывались принять самые строгие и безотлагательные меры к очищению учебных заведений от лиц «низших сословий» — детей кучеров, лакеев, поваров и т.п. С этой же целью резко повышалась плата за обучение. Исключение при приеме детей, родители которых трудились по найму, делалось лишь для «одаренных необыкновенными способностями» (в проекте циркуляра даже указывалось — «гениальными»). Также дискриминационные квоты применялись к евреям — вводилась процентная норма, ограничивающая их доступ в среднюю школу.
Если к этой политике прибавить Положение 1884 г., придавшее импульс широкому распространению церковно-приходских школ, а также «Примерные программы предметов, преподаваемых в начальных народных училищах» 1897 г., отводившие 45% учебного времени на изучение предметов религиозного характера, то можно сделать вывод об утверждении консервативной линии на всех ступенях системы образования.
В целом правительственная политика, рассматривавшая развитие образования, расширение его доступности как главную угрозу государственным устоям, оказалась недальновидной. Как показали события 1917—1920-х гг., именно необразованные и полуобразованные массы стали опорой революционеров, а образованные граждане выступили в защиту российской государственности.
9.2. Развитие системы образования
Вторая половина XIX в. — это период становления системы российского образования. Именно в данное время она приобрела законченный, но не до конца оформленный характер. Появились все основные ступени образования — от начального до дополнительного. Значительно выросло количество образовательных учреждений, кардинально увеличилось число обучающихся. В образовательный процесс оказались вовлечены миллионы людей разных социальных возрастных категорий. Образованию был придан всесословный характер: формально не существовало социальных, национальных, религиозных ограничений для обучения на различных ступенях.
Однако на практике даже начальным обучением были охвачены далеко не все дети школьного возраста. Остро стоял вопрос распространения грамотности среди народов России. Да и об имеющейся совокупности образовательных учреждений можно только условно судить как о системе. Наряду с передовыми университетами, институтами, курсами, гимназиями и лицеями в образовательную сеть входили архаичные виды учебных заведений. Продолжение образования после их окончания являлось скорее исключением, чем правилом.
Наличие различных ведомств и социальных институтов, возможность создания и деятельности не только государственных, но религиозных, общественных, частных учебных заведений создавали впечатление вариативности образовательной сети. Но на практике это порождало дополнительные сложности в развитии педагогического процесса.
Крайне неоднороден был учительский корпус. Образованные педагоги — носители высокой культуры, владеющие современными методами преподавания, любящие и умеющие работать с детьми, видящие в этом свою социальную миссию, растворялись в общей массе «человеков в футлярах» — ограниченных урокодателей. Во многом это было связано с тем, что в России только происходило формирование структур педагогического образования.
Все названные противоречия специфично проявлялись на различных ступенях образования.
Начальное образование. Именно развитие начального образования стало во второй половине XIX в. образовательным пространством, где активно действовали все три основных его субъекта: государство в лице Министерства народного просвещения; общество, которое представляли земства; и Православная церковь, находившаяся под руководством Святейшего синода. Их взаимоотношения на протяжении второй половины XIX в. носили различный характер, в котором присутствовала как существенная конфронтация земства и Синода, так и попытка выстроить позитивный диалог, наладить конструктивное взаимодействие. Главное же состояло в том, что во всех начинаниях и образовательных инициативах 1860—1890-х гг. в той или иной мере участвовали все субъекты образовательного пространства, поскольку объективно направленность их деятельности совпадала. Благодаря усилиям государства, общества и церкви к концу XIX в. в России была создана обширная сеть, насчитывающая около 79 тыс. начальных школ всех ведомств. В них обучалось 3 млн 800 тыс. человек.
Глава 9. Образование в России во второй половине XIX в.
9.2. Развитие системы образования 199
«Положение о начальных народных училищах» 1864 г. декларировало право народа на образование на всех его ступенях и право общественности на участие в создании и руководстве народной школой. Программа обучения в начальных народных училищах была традицион-на — Закон Божий, чтение по книгам гражданской и церковной печати, письмо, первые четыре действия арифметики и церковное пение.
Вплоть до конца 1860-х гг. государство уклонялось от финансирования создания начальных школ, возложив эти функции на земства и крестьянские общества. Это, естественно, привело к ослаблению государственного контроля над развитием народного образования. Стремясь исправить положение, Министерство народного просвещения в 1869 г. учреждает инспекции народных училищ и создает в том же году так называемые образцовые министерские школы. Срок обучения в них был от трех до пяти лет. Программа содержала более расширенный круг общеобразовательных знаний.
С 1872 г. казенные училища начинают создаваться в городах. Их социальная цель состояла в аккумуляции образовательных устремлений «низших слоев» городского общества и освобождении гимназий от необходимости их обучения. Поэтому срок пребывания в училище достигал 6 лет. В городских училищах наряду с традиционными общеобразовательными дисциплинами начальной школы преподавались геометрия, география, история, естествознание, физика, черчение и рисование, пение, гимнастика, ручной труд. Наблюдалась тенденция к профессионализации — в учебный план вводились такие предметы, как коммерческое счетоводство и бухгалтерия. При училищах открывались ремесленные классы. А для окончивших училища организовывались одно-двухгодичные курсы счетоводов, бухгалтеров, чертежников, учителей. Все это придавало городским училищам самодостаточный характер — их выпускники могли сразу включаться в трудовую деятельность, что было важно для малообеспеченных слоев. Однако по своей сути это были тупиковые учебные заведения, их выпускники не имели прямого доступа к другим образовательным ступеням. Лишь немногие из числа выпускников могли поступать в учительские институты, а дети состоятельных родителей при соответствующей дополнительной подготовке — во второй-третий класс гимназии.
В этом плане в более выгодном положении находились уездные училища с трехлетним сроком обучения, чьи выпускники могли поступать в гимназии. Всего же к концу XIX в. было создано свыше 32 тыс. начальных школ, подчиненных Министерству народного просвещения, в которых обучалось 2 млн 310 тыс. учащихся.
Земские и городские школы. Великие реформы 1860-х гг. открылись земской реформой, которая была направлена на обустройство жизни в российской провинции. Бюджет земств складывался из налогов на недвижимость — земли, леса. К 1917 г. земства охватили 110 млн жителей Российской империи (около 80%). Хотя первоначально, согласно По-ложению, земствам отводилась преимущественно хозяйственная роль, они по собственной инициативе приоритетное внимание уделяли развитию здравоохранения, культурно-просветительной деятельности и особенно сфере образования.
Именно благодаря деятельности земств, привлекших к просветительной работе десятки тысяч прогрессивно настроенных представителей интеллигенции, в России было заложено основание сельской народной школы. В целом русскую начальную школу создало не правительство, а именно земство.
Земская школа, будучи социальным и педагогическим явлением, изначально мыслилась как общественное учебное заведение. Она создавалась местными органами самоуправления на народные средства, Т.е. была результатом проявления общественной инициативы. В то же время по характеру и содержанию своей учебной и воспитательной работы она стала школой народной, во многом отразившей в своей деятельности национальный идеал воспитания.
Благодаря активной деятельности местных органов количество земских школ быстро росло. Только за первое десятилетие после организации земств их было открыто более 16 тыс. и в них обучалось свыше 750 тыс. учащихся, а к концу века в 17,5 тыс. земских школ обучалось уже 2,5 млн человек. В бюджете земств расходы на образование занимали в различных уездах от 10 до 40%, т.е. имели приоритетный характер.
По своей структуре земские школы были с трех-четырехлетним сроком обучения (хотя, как правило, детей, особенно мальчиков, забирали из школы после второго класса). В лучших из них, наряду с традиционными для начальной школы предметами, в процессе объяснительного чтения давались сведения по истории, географии, природоведению.
Глава 9. Образование в России во второй половине XIX в.
9.2. Развитие системы образования
Таким образом, земские образовательные учреждения представляли собой по содержанию и качеству обучения начальные школы повышенного типа. Причем земства не ограничивались только начальной школой — в уездных центрах создавались средние земские гимназии. Акцент в образовательной деятельности делался на развитие познавательного интереса, любознательности учащихся. Использовались передовые методы обучения, в частности аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Преподавались такие необходимые в сельской местности курсы, как садоводство, огородничество, пчеловодство.
Начиная с 1870 г. (согласно «Городовому положению») стали создаваться школы городского самоуправления, которые представляли собой в основном трех-четырехлетние начальные училища.
В целом деятельности земств в сфере образования на протяжении 1860—1890-х гг. был присущ внутренний динамизм, причем носящий позитивный характер. От известного противостояния образовательной политики государства и церкви в 1880—1890-е гг. произошел переход к конструктивному диалогу и консолидации усилий. Земства стали финансово поддерживать и правительственные школы грамоты, и церковно-при-ходские школы. Подлинно народным становился корпус земских учителей, выходцев из крестьянской среды. В 1890-е гг. земство в известной мере сформулировало свою социально-педагогическую программу, направленную на введение в стране всеобщего начального образования.
Деятельность земства в сфере образования имела значение, далеко выходящее за собственно учебные рамки. В имперской России формировались элементы гражданского общества, закладывались основы муниципального общественно-государственного управления начальным народным образованием, развивались демократические принципы организации школьной жизни, педагогического процесса. Но главное, в результате широкой просветительской деятельности постепенно формировалась культурно-образовательная среда (только школьных и внешкольных библиотек земствами к концу XIX в. было открыто более 5 тыс.).
Характерно, что начиная с 90-х гг. XX в. в Российской Федерации предпринимались попытки возродить земское движение, причем преимущественно в сфере образования.
Церковно-приходские школы. Хотя церковно-приходские школы существовали на протяжении всего XIX в., до начала 1880-х гг. их число для российских просторов было незначительным (4500), да они и не представляли собой сколько-нибудь законченной системы.
Положение кардинально меняется после того, как во главе Святейшего синода становится Константин Петрович Победоносцев. Общее количество церковно-приходских школ определялось им в пределах 40 тыс., т.е. по количеству действовавших в стране церковных приходов. В основе их деятельности должен лежать безвозмездный груд священников. Располагаться школы могли в доме священника или другом «бесплатном помещении».
Учебный курс вначале определялся в два года (с 1890-х гг. — три). Школа должна быть ориентирована на воспитание детей в строгом соблюдении существующего порядка жизни, чтобы нарушение этого порядка неизбежно расценивалось как нравственное зло, а выполнение — как добро.
В 1884 г., когда были приняты Правила о церковно-приходских школах, их главной целью ставилось религиозное воспитание учащихся: «утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщать первоначальные сведения». Соответственно определялся и перечень учебных предметов этих школ: «1) Закон Божий, а именно: а) изучение молитв; б) Священная история и объяснение бо-гослужения; в) краткий катехизис; 2) церковное пение; 3) чтение церковной и гражданской печати и письмо; 4) начальные арифметические сведения».
Воспитанию религиозного чувства, «послушания матери-церкви» был подчинен и весь распорядок школьной жизни. Учебный день неизменно открывался уроком Закона Божьего при зажженной лампаде или свече перед классной иконой. Каждый урок начинался и заканчи-вался пением молитв.
Такая направленность педагогического процесса была призвана сохранять существующее социальное положение, прежде всего сословный характер общества. Обучать и воспитывать молодых людей таким образом, чтобы каждый знал свое место в жизни. В данной целевой установке нашел свое воплощение прочный альянс государства и церкви, которые имели общую стратегическую установку на консервацию политической и социальной жизни.
К концу XIX в. количество церковно-приходских школ превысило 32 тыс., в них обучалось более миллиона человек. Такой рост произошел во многом благодаря тому, что в 1891 г. в распоряжение Синода были переданы так называемые крестьянские школы грамоты, созданные на средства и по инициативе самого сельского населения (16 тыс. школ с 400 тыс. учениками). Они охватывали в основном одно-, редко двухлетний срок обучения и давали минимальные знания. Так планомерно расширялось влияние церкви на начальную народную школу.
Современники достаточно критически оценивали педагогический, да и образовательный уровень преподававших в них учителей. На этом фоне разительно выделялась школа, созданная в с. Татево Вельского уезда Смоленской губернии (ныне Тверская область) замечательным просветителем и незаурядным педагогическим мыслителем Сергеем Александровичем Рачинским (1833—1902).
Глава 9. Образование в России во второй половине XIX в.
9.2. Развитие системы образования 203
Профессор ботаники Московского университета, рано ушедший в отставку, друг и единомышленник К.П. Победоносцева, он в своем селе в 1875 г. создает церковно-приходскую школу, основанную на новых началах. В педагогическом плане С.А. Рачинский, испытавший сильное воздействие идей славянофилов, опирался на наследие И. Г. Песталоцци.
Свой опыт педагог обобщил в сборнике статей «Сельская школа». Впервые вышедший в 1891 г. он потом неоднократно переиздавался в 1890-е гг. В основу воспитания в Татевской школе были положены нравственно-религиозные начала. Ставилась задача сформировать из крестьянских детей грамотных, социально активных граждан, православных по своей вере и мировоззрению. На первое место в преподавании было поставлено изучение Закона Божьего. Большое внимание уделялось изучению церковно-славянского языка и Священной истории. Вместе с тем Рачинский рассматривал нравственно-религиозное воспитание не как самоцель, а как средство формирования православного самосознания, национальной гордости и патриотизма.
Другой базовой основой учебного процесса стало изучение русского языка и литературы, в которой основное место отводилось творчеству А.С. Пушкина. Кроме этого, ученики постоянно упражнялись в решении арифметических задач, особенно с устным счетом. Эти задачи Рачинский составлял на жизненном материале с нравственным подтекстом. Например, «Я каждое воскресенье раздаю нищим по 77 коп. Сколько я раздаю в год?». Такие задачи были обобщены им в сборнике «1001 задача для умственного счета».
Педагог не ограничивался учебными занятиями: осуществлялась большая воспитательная работа, особенно в плане эстетического воспитания. Центральное место занимали музыка, песни, живопись и знакомство с красотами окружающей природы, различные праздники. В школе работали курсы рисования и художественная мастерская. Такова была, по мнению Рачинского, модель русской национальной школы. Все это свидетельствует о его стремлении создать новый тип народной школы, где органично сочеталось христианское воспитание и эффективное обучение, основанное на познавательной активности и практической целесообразности. По большому счету, он старался соединить в образовательном процессе религию и науку.
Рачинский был настоящим подвижником просвещения. Он проживал вместе со своими учениками (около 70 мальчиков и несколько девочек) в небольшом доме. День в Татевской школе начинался в 6 утра и длился до 9 вечера. Учение продолжалось круглый год без каникул и перерывов (был установлен 4-летний срок обучения). В течение дня ученики перемежали учебные занятия молитвами и хозяйственными работами: рубили дрова, привозили воду, ухаживали за школьным огородом.
Благодаря такой организации жизни из Татевской школы выходили знающие, бодрые, нравственно чистые дети. Наиболее одаренные выпускники продолжали образование в семинариях, медицинских и художественных школах. Среди питомцев Татевской школы известный художник Н.П. Богданов-Бельский.
Среднее общее образование. Модернизация средней общеобразовательной школы осуществлялась в контексте социально-политических изменений, вызванных отменой крепостного права. Несмотря на то что процессы, происходившие в сфере общего среднего образования, как и в целом в России того времени, носили неоднозначный характер, период 1860—1890-х гг. в основном оказался достаточно продуктивным. Общее образование стало вариативным в его классической и реальной ипостасях.
В области лицейского образования большое значение имело открытие в 1868 г. в Москве Лицея памяти цесаревича Николая Александровича. Его основателями являлись известные общественные деятели М.Н. Катков и П.М. Леонтьев. Это было закрытое, элитарное учреждение, в котором воспитывались преимущественно отпрыски дворянских родов, а также дети богатого купечества и священнослужителей.
К наиболее оригинальным и значимым сторонам образовательного процесса в лицее относится создание — впервые в отечественной педагогике — специального института тьюторов, или туторов, как их называли в то время. Так воплощалась идея индивидуализации познавательной и воспитательной деятельности. Современной выглядит и та работа, которая проводилась в лицее с одаренными детьми. В специально созданную при лицее Ломоносовскую семинарию со всей страны отбирались талантливые дети — выходцы из крестьян и горожан. В данной связи становится понятен и символ, заложенный в названии семинарии, — ведь М.В. Ломоносов являл собой эталон самородка, вышедшего из толщи народных масс и ставшего гордостью России. После тщательного отбора наиболее способные из учеников занимались по индивидуальной программе, проходя пятилетнюю программу лицея за три года, а по окончании полного курса оставались в лицее в качестве педагогов.
Глава 9. Образование в России во второй половине XIX в.
9.2. Развитие системы образования 205
Знамением времени стало развитие женского общего образования. В широком смысле это также означало преодоление дискриминации в получении образования, но не по сословному, а по половому признаку.
В 1858 г. утверждено Положение о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения, давшее толчок к созданию в основном на общественные средства женских училищ. Их целью объявлялось: «сообщить ученицам то религиозное, нравственное и умственное образование», которое необходимо каждой женщине, особенно же как будущей матери семейства. Кроме традиционных предметов можно было за дополнительную плату обучаться чистописанию, рисованию и рукоделию, французскому и немецкому языкам, танцам и музыке, пению.
В 1870 г. эти училища преобразованы в женские гимназии с семилетним сроком обучения. В учебном плане по сравнению с мужскими гимназиями существенно меньше часов отводилось на математику, физику, естествознание. Зато в качестве обязательных и необязательных предметов были рукоделие и педагогика (с 1874 г.). Окончившие 7 классов получали право работать учительницами в народных училищах.
При гимназиях открывался восьмой, дополнительный, класс, где изучались педагогика, дидактика и методика начального обучения, а также ряд общеобразовательных дисциплин. Выпускницы получали право на звание домашних учительниц, а окончившие с отличием — домашних наставниц. Наряду с этим сеть среднего женского образования составляли Мариинские гимназии (Ведомство учреждений императрицы Марии), по учебному плану примерно соответствующие охарактеризованным выше гимназиям; а также епархиальные училища с шестилетним сроком обучения, принадлежащие духовному ведомству. Несмотря на имевшиеся достижения, среднее женское образование ни количественно, ни качественно не отвечало задачам развивающегося российского социума.
Поскольку на всем протяжении XIX в. сохранялись дискриминационные ограничения на поступление женщин в университеты, то своего рода компенсационной мерой стали Высшие женские курсы. Первые курсы открыты в Москве в 1872 г. по инициативе известного историка В.И. Герье. Наряду с литературой и историей изучалась физика. К необязательным предметам относились математика, гигиена, иностранные языки и естественные науки. На курсах преподавали лучшие профессора, например В.О. Ключевский.
Во второй половине 1870-х гг. Высшие женские курсы создавались и в других университетских городах. Наиболее известными стали открытые в 1878 г. Бестужевские курсы в Петербурге (они были названы в честь возглавившего их известного историка К.Н. Бестужева-Рюмина, племянника декабриста). Курсы имели три отделения: словесно-историческое, физико-математическое и специально-математическое (естественное). Здесь преподавали ученые с мировым именем, такие, как A.M. Бутлеров, Д.И. Менделеев, И.М. Сеченов. В учебном процессе широко применялись практические занятия, поощрялась исследовательская деятельность. На курсах в 1880-е гг. обучалось до 1000 слушательниц. Однако выпускницы курсов не получали прав для занятия должности преподавателя в женских гимназиях.
После того как в 1886 г. все женские курсы были закрыты, Бестужевские курсы, чья деятельность возобновилась в 1889 г., оставались единственным высшим женским учебным заведением. Только в 1897 г. В Петербурге был открыт женский медицинский институт.
Частное среднее образование. Наряду с государственным, церковным и общественным средним образованием в России с конца 1850-х гг. начинается достаточно широкое развитие частных учебных заведений. 13 1865 г. их уже насчитывалось 1500, однако только 77 относились к числу средних школ. В конце 1860-х — первой половине 1880-х гг. был принят ряд документов, расширявших права таких школ. Лучшие из них получили право именоваться частными классическими гимназиями. По своим правам они были приравнены к правительственным гимназиям. Их педагоги имели возможность принимать выпускные экзамены. Все это сказывалось на плате за обучение, превышавшей в 3—4 раза установленную в казенных гимназиях.
Поскольку частные гимназии отличались значительными по сравнению с государственными свободами, то они аккумулировали в себе передовых талантливых педагогов. Лучшие частные гимназии становились настоящими оазисами гуманизма в пустыне официальной авторитарной педагогики того времени. Наиболее известными мужскими гимназиями были гимназия Л.И. Поливанова в Москве и Петербургская гимназия К.И. Мая. Среди женских гимназий самыми известными, и вполне заслуженно, считались образовательные заведения В.Я. и М.Н. Стоюниных в Санкт-Петербурге и СИ. Фишер в Москве. Многие творческие находки частных учебных заведений получили свое применение и дальнейшее развитие в российском образовании начала XX в.
Развитие педагогического образования. Почти десятикратный рост числа обучающихся только в начальной школе, развитие среднего и профессионального образования в качестве важнейшей задачи выдвинули необходимость педагогического образования.
Глава 9. Образование в России во второй половине XIX в.
9.2. Развитие системы образования
Следовало разработать формы и содержание такого образования, организовать массовую подготовку учителей, особенно для начальной школы. Здесь, как и во всей педагогике второй половины XIX в., столкнулись две парадигмы — консервативная и развивающая. Для представителей первой главное в подготовке учителя народной школы заключалось в его законопослушности, религиозности, способности воспитать в этом духе и своих питомцев. При таком подходе широкая общеобразовательная, тем более научная подготовка не только не предполагалась, а сознательно исключалась. Акцент делался на твердом владении методикой обучения элементарным знаниям. Линия на подготовку учителя, развитого и образованного, способного творчески и критически относиться к педагогической деятельности, гуманно взаимодействовать со своими питомцами, в основном осуществлялась в учебных заведениях, созданных земством.
Низовой частью подготовки учителей выступали второклассные учительские школы — мужские и женские учебные заведения, готовившие педагогов для школ грамоты. Здесь предполагались общеобразовательная подготовка, ознакомление с основами методики преподавания. Большое внимание уделялось православному религиозному воспитанию.
Церковно-учительские школы, принадлежащие ведомству православного исповедания, включали в план трехлетнего обучения предметы, преподаваемые в церковно-приходских школах, общеобразовательные дисциплины, а также педагогику и дидактику.
Основным звеном подготовки будущих педагогов являлись учительские семинарии — правительственные и земские. Всего к концу XIX в. насчитывалось 78 таких учебных заведений (вместе с 10 учительскими институтами, готовившими преподавателей городских школ). По своему типу они представляли собой средние профессиональные школы. Наряду с общеобразовательными предметами изучались дидактика и методика преподавания. Большое значение придавалось педагогической практике.
Для подготовки педагогов городских и уездных училищ в начале 1870-х гг. организованы учительские институты с трехгодичным сроком обучения и программой, соответствующей учительским семинариям. Это были столь типичные для российского образования того времени тупиковые учебные заведения — их выпускники лишались не только права поступать в вузы, но и даже сдавать экзамены на звание воспитателя гимназии.
Также по сути среднее специальное образование получали выпускницы педагогических классов женских гимназий, институтов и училищ Ведомства учреждений императрицы Марии и епархиальных училищ. Как видно, в России сложилась довольно пестрая совокупность учебных заведений, занимавшихся подготовкой учителей начальных школ и домашних учителей.
В более сложном положении оказалась подготовка учителей средней школы. После того как в 1858 г. упразднили педагогические институты, такая миссия была возложена на организованные педагогические курсы. Они имели двухлетний срок обучения и пять профилей предметной подготовки. Каждый слушатель курсов должен был усвоить программу педагогики, подготовить два сочинения научного и педагогического содержания, написать и защитить «диссертацию» и прочитать одну пробную лекцию. Слушатели, добившиеся отличных успехов, получали право на замещение преподавательских должностей в университете. Остальные направлялись в средние учебные заведения. Однако эти курсы оказались нежизнеспособными прежде всего из-за отсутствия достаточного количества выпускников университетов, желающих посвятить себя работе на преподавательском поприще. Поэтому было решено вообще отказаться от специальных педагогических учебных заведений повышенного типа.
Подготовка преподавателей гимназий осуществлялась в историко-филологических институтах, где готовили учителей древних языков (педагогика им не преподавалась). Также в подготовке учителей средней школы принимали участие духовные учебные заведения (академии и семинарии), некоторые технические вузы и лицеи.
В целом приходится констатировать, что к началу XX в. в России так и не была создана система высшего педагогического образования. Все это стимулировало развитие педагогического образования уже в новом столетии.
Высшее образование. Вторая половина XIX в. — время динамичного развития высшего образования в России. К концу столетия в высших учебных заведениях страны обучалось до 30 тыс. студентов, из них почти половина — в университетах.
В целом система университетского образования была стабильной. К семи существующим во второй половине XIX в. университетам прибавились два: Новороссийский в Одессе и в Сибири — Томский. Университеты представляли собой крупные научные и образовательные центры. В них сложились сильные научные школы, преподавали педагоги с мировым именем.
К концу XIX в. сфера отечественной высшей технической школы была представлена такими учебными заведениями, как Горный Практический технологический институты в Петербурге, Московское высшее техническое училище. Были открыты политехнические институты в Томске, Клеве, Варшаве и других городах.
Глава 9. Образование в России во второй половине XIX в
9.3. Становление теории профессионально-технического образования 209
Различные ведомства, например путей сообщения, земледелия, внутренних дел, имели свои профильные вузы. Учебный процесс в университетах и высшей специальной школе напоминал современный. Год делился на два семестра. Студенты изучали предметы в определенной последовательности и сдавали экзамены. Кроме обязательных дисциплин в каждом семестре необходимо было изучить и сдать два предмета по выбору.
В технических вузах, как правило, хорошо организовывалась производственная практика. Особенно выделялось Московское высшее техническое училище, где действовал свой механический завод. За успехи в организации учебной практики вуз неоднократно удостаивался золотых медалей на Всемирных выставках.
После окончания университета молодые люди, проявившие склонность к научной работе, продолжали курс обучения с целью получения профессорского звания. В этом аналоге аспирантуры предусматривалась сдача экзаменов на степень магистра и защита магистерской диссертации. Как правило, осуществлялась многолетняя стажировка при лучших университетах Западной Европы.
В целом высшее образование нуждалось в существенном как качественном, так особенно количественном развитии. К концу XIX в. лишь один из десяти специалистов имел высшее инженерное образование.
9.3. Становление теории профессионально-технического образования
Назревшая в конце XIX в. перестройка устаревшей и давно неэффективной системы технического образования требовала сделать подготовку адекватной работе будущего инженера и техника. Основной вклад в создание системы производственного обучения принадлежит инженеру и педагогу, известному деятелю технического образования Дмитрию Константиновичу Советкину (1838—1912). По окончании Императорского московского технического училища (1859) он работал в alma mater в должности инженера-механика и начальника мастерских (1869). Д.К. Советкин — один из создателей операционной системы производственного обучения «механическим искусствам», или «русской системы», снискавшей известность не только в России, но и во многих странах. Предложив в 1868 г. последовательное изучение выполнения определенных операций и приемов слесарного, токарного,
кузнечного, столярного дела, Советкин одновременно ускорил процесс обучения техническому мастерству и увеличил количество учащихся. Изучение основных операций и приемов мастерства велось по принципу от простого к сложному. Система Советкина предполагала не только теоретическую, но и практическую подготовку техников, свободно владеющих мастерством. Концептуально «русская система» строилась на взаимозависимости дидактических принципов, таких, как последовательность преподавания, сознательное и прочное усвоение материала, индивидуальный контроль уровня подготовки. Введение «операционной системы» производственного обучения означало переход от методики обучения ремесленника к обучению индустриального рабочего. «Операционное обучение» отличалось универсальностью, формировало умение творчески применять навыки в производстве.
За разработку данного метода Д.К. Советкин был награжден Большой золотой медалью на Всемирной выставке в Вене в 1873 г. Дальнейшим развитием системы производственного обучения занимались Е.Н. Андреев, Г.Ю. Гессе, С.А. Владимирский, П.И. Устинов. «Русская система» производственного обучения была высоко оценена за рубежом и широко применялась в технических школах всего мира.
Известный государственный деятель Иван Алексеевич Вышне-градский (1831 — 1895) происходил из духовенства. Окончив Главный педагогический институт (1851), он служил учителем математики в Кадетском корпусе, защитил в С.-Петербургском университете дис-сертацию(1854), стал преподавать в Михайловской артиллерийской академии (1858) и был командирован в Карлсруэ для подготовки к профессорскому званию. По возвращении получил звание профессора механики в Артиллерийской академии. В 1875 г. Вышнеградский назначен директором Петербургского практического технологического института. Возглавив институт, Вышнеградский активно внедряет техническое образование в России.
Назначенный членом совета при министре народного просвещения (1884), Вышнеградский представил проект Общего нормального плана промышленного образования, оказавший влияние на издание нового закона о промышленных училищах. По его инициативе при Ученом комитете Министерства народного просвещения учредили отделение по техническому и профессиональному образованию (1883), которое разработало Основные положения о промышленных училищах (1888). Министерство народного просвещения разработало также уставы промышленных училищ — среднего технического, низшего технического и ремесленного (1889). Согласно этим документам, промышленное обучение разделялось на три категории. Средние четырехлетние технические училища учреждались для подготовки техников по соответствующей специальности, что давало выпускникам право поступать в высшие технические училища. Низшие технические училища готовили мастеров. В целях практической подготовки рабочих для фабрик и заводов в городах создавались трехлетние школы ремесленных учеников (1893). Для сельского населения разработан тип низшей ремесленной школы (1895), ориентированной на обучение одному или нескольким кустарным промыслам.
14-7206
Глава 9. Образование в России во второй половине XIX в.
Литература
В промышленные училища принимались лица всех состояний и вероисповеданий. После окончания пятилетнего реального училища выпускники поступали в среднюю техническую школу, после городского, уездного училища или двухклассной сельской школы — в низшую техническую школу, после начального училища — в ремесленное училище.
В 1887 г. Вышнеградский возглавил Министерство финансов, начавшее при материальной поддержке местных обществ и крупных промышленников открывать политехникумы. Первые из них были открыты в Киеве и Варшаве. В конце XIX в. в ведении Министерства финансов имелось: 10 средних технических училищ, 11 низших технических училищ и около 30 ремесленных училищ. Министерство народного просвещения располагало 69 техническими и ремесленными училищами (включая высшие технические учебные заведения, горные училища, мореходные классы, художественно-промышленные школы), где обучались 7794 человека. В 464 начальных училищах были организованы ремесленные отделения и классы. В ведении Министерства путей сообщения находилось 32 технических железнодорожных училища с трехлетним курсом обучения.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие основные изменения произошли в образовательной политике второй половины XIX в.?
2. Охарактеризуйте реформы и контрреформы образования во второй половине XIX в.
3. Какова роль земств в развитии народной школы?
4. Охарактеризуйте влияние Православной церкви на развитие народного образования.
5. В чем выражалось развитие женского образования?
Темы рефератов
1. Взаимодействие государства, общества и церкви в осуществлении образовательной политики во второй половине XIX в.
2. Роль личности министров просвещения в реформах и контрреформах российского образования второй половины XIX в.
3. Развитие женского образования.
4. Развитие высшего и среднего профессионального образования.
5. «Русская система» Д.К. Советкина.
Литература
Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX в. / сост. П.А. Лебедев. М., 1990.
Богуславский, М. В. Очерки истории отечественного образования XIX— XX веков. М., 2002.
Егоров, С. Ф. История педагогики в России: хрестоматия. М., 1999.
Князев, Е.А. Генезис высшего образования в России XVIII — начало XX вв. М., 2001.
Лейкина-Свирская, В. Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX в. М., 1971.
Милюков, П. Н. Очерки по истории русской культуры. Т. 2. Ч. 2. М., 1994.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (вторая половина XIX в.) / под ред. А.И. Пискунова. М., 1976.
Эймонтова, Р. Г. Русские университеты на путях реформы: 60-е гг. XIX в. М., 1993.
10.1. Педагогические взгляды и деятельность Н.И. Пирогова
Глава 10
Общественно-педагогическая мысль и педагогическая наука в России во второй половине XIX в.
Во второй половине XIX в. происходил процесс становления и развития отечественной педагогической науки. Ее отличала сосредоточенность на важнейших проблемах воспитания и обучения, продуктивность предлагаемых решений, органичная связь с практикой. Педагогическая мысль объективно была нацелена на преодоление духовно-мировоззренческого кризиса, возникшего после отмены крепостного права и связанного с утратой традиц