Сущность права

Справедливость содержания юридических норм.

Многократность применения.

Обеспеченность исполнения принудительной силой государства.

Формальная определенность.

Общеобязательность.

Понятие и признаки права

Понятие, сущность и исторические типы права

Ведущее место и значение в современном обществе среди социальных норм принадлежит правовым нормам,которые в своей совокупности и образуют право.

Право - это система общеобязательных, формаль­но определенных юридических норм, устанавливае­мых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Правоэто система общеобязательных норм поведения,установленных или санкциони­рованных государством и обеспеченных его принудительной силой.

В отличие от других социальных норм право характеризуется следующими признаками:

Право является единственной системой общественных норм,которая обязательна для всего населения,проживающего на территории определенного государства. Именно через обще­обязательность правовые нормы вносят единые,устойчивые, руководящие начала в обще­ственную жизнь.Иные социальные нормы обязательны лишь для части населения: членов различных общественных организаций, религиозных обществ и т. д.

Этот признак указывает на то, что правовые нормы являются не просто идеями и мыс­лями, а представляют собой строгую реальность, воплощенную государством в правовых актах – законах,постановлениях, указах, инструкциях и т.п.Именно юридические нормы, в отличие от иных норм, способны точно, в деталях отразить требова­ния, предъявляемые к поведению людей.

Если требования закона не исполняются добровольно,государство принимает необходимые меры для их реализации: компетентные государственные органы применяют меры юридической ответст­венности(уголовной, административной и т.д.).

Юридические нормы обладают определенной неисчерпаемостью,их применение рас­считано на неограниченное количество случаев. Например,положения Конституции США 1787 года до сих пор успешно регулируют правовые отношения в этой индустриально-разви­той стране.

Право признано выражать общую и индивидуальную волю граждан, утверждать гос­подство принципов справедливости в обществе — в этом заключается его главное предназна­чение. "Jus est ars boni et aequi" "Право есть искусство добра и справедли­вости" -гласит известное римское изречение.

Если право понимается по-разному гражданином, юри­стом-профессионалом, ученым и т.д., то должна быть полная определенность в том, к каким источникам следу­ет обращаться. Единые источники позволяют внести оп­ределенность в понимание права, что является исходным началом порядка в общественных отношениях.

Понятие «право» может быть использовано в несколь­ких значениях.

В юридическом смысле можно выделить: объективное и субъективное право.

Объективное право - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавли­ваемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Субъективное право - это мера юридически возмож­ного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица.

Если объективное право -это юридические нормы, вы­раженные в тех или иных формах, то субъективное право- это те конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах объективного права.

Сущность права - это главное, основное содержа­ние, выраженное во внешнем его проявлении. Правопонимание - научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной деятельности человека, включающий в себя познание права, его вос­приятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

Вопрос о том, что есть право, в чем его сущность, традиционно рассматривается в теоретической юриспруденции в качестве основного.Но с течением времени со сменой эпох понятие права менялось.

Правопонимание всегда субъективно, потому что каж­дый человек воспринимает право по-своему.Гражданин, столкнувшийся с проблемами права, понимает его по-своему, юрист-профессионал - по другому, ученый - иначе.

Люди понимают право так,как им позволяет их разум в определенных традициях соответствующей эпохи и общества. Образ права, сложившийся в умах, выражается в виде определенных концепций.

Древние юристы говорили: «Право есть искусство добра и справедливости». В идеале право должно быть формой возведения справедливости в закон жизни общества. Не случайно слова «спра­ведливость» и «право» имеют один корень; отсюда же и тождество древнеримских понятий «jus» (право)и «justitia» (справедливость).Противоречие между справедливостью и правом может подорвать ав­торитет правовых норм и издавшего их государства в глазах обще­ства.

Наиболее распространенный взгляд на право состоит в том, что оно представляет собой норму свободы.

И.Кант определял право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произ­волом другого по общему для них правилу свободы.

Г.Гегель писал, что в общественной жизни свобода чело­века выступает как его право, т. е.нормированная, урегу­лированная правовыми средствами свобода.

С течением времени понятие содержания права и толко­вание его менялись:

~ для Аристотеля право —это политическая справедли­вость,

~ для средевековых ученых-богословов — это божествен­ное установление,

~ для Ж.-Ж.Руссо — общая воля,

~ для Р.Иеринга —защищенный интерес,

~ для Л.Петражицкого — императивно-атрибутивные эмоции,

~ для юридического позитивизма — веление, приказ государства.

Русский теоретик права Н.Н. Алексеев заметил: «Юристы никогда не найдут определе­ние права, как естествоиспытатели не ответят на вопрос, что такое природа вообще».

Существует несколько подходов к изучению сущности права: классовый, общесоциальный, религиозный,национальный, расовый и др.

При классовом подходе право определяется как си­стема юридических норм, выражающих возведенную в за­кон волю экономически господствую­щего класса, при этом право используется в интересах господствующего класса.

При общесоциальном подходе право используется в более широких целях, как средство закрепления и реаль­ного обеспечения прав и свобод человека, демократии.

При религиозном подходе интересы религии доми­нируют в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и других нормативных документах.

В условиях современного цивилизованного общества сущность права состоит в регулиро­вании общественных отношений, в достижении на норма­тивной основе такой стабильной организованности общества, при которой реализуется власть граждан, экономи­ческая свобода, свобода личности.

Существует понятие публичного и частного права. Римс­кие юристы считали, что публичное право имеет в виду интересы государства, а частное право - интересы индивида.

Современная наука уточняет, что публичное право предполагает то, что реше­ния принимаются единым центром (государством), а в сфере частного права юридически значимые решения принимают­ся множеством частных лиц, действующих самостоятельно.

Итак, сущность права — это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности об­щества, характером классов, социальных групп населения, от­дельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: