Требования, которые обеспечивают успешность управленческого решения

Процесс принятия управленческих решений

  1.1.Диагностика проблемы
1.Подготовка управленческого решения 1.2.Формулирование цели, ограничений и критериев принятия управленческого решения
  1.3.Разработка альтернативных решений
 
2.1.Анализ и оценка допустимых альтернатив по избранному критерию
2.Принятие управленческого решения 2.2.Выбор оптимального варианта
  2.3.Принятие окончательного варианта решения
 
3.1.Документальное оформление управленческого решения
3.Реализация управленческого решения 3.2.Ознакомление исполнителей
  3.3.Оперативный контроль за реализацией решения

Этапы принятия управленческих решений:

1) Анализ ситуации, в которой находится данное предприятие и на основе этого анализа формируется сама проблема.

2) В процессе поиска рационального решения должен быть проведён анализ самой проблемы с целью определения её возникновения. Для этого проблема изучается целиком, а затем частями, что помогает выявить внутренние связи и закономерности её развития.

3) Определение цели, то есть должны быть сформулированы критерии и условия разрешения данной проблемы.

4) Определение возможностей целесообразности решения тех или иных проблем и подходов и организации этого решения.

5) Разработка надлежащих критериев отбора окончательного варианта.

6) Поиск и разработка различных вариантов решений.

7) Выбор окончательного варианта, который будет реализован на практике.

8) Согласование основных положений управленческого решения с исполнительными и заинтересованными лицами.

9) Утверждение его руководством.

После окончательного утверждения решения начинается процесс его реализации, исходным моментом которого является составление графика ввода решения в действие и осуществление контроля за его внедрением.

Реализация решений предусматривает такие действия:

- доведение решений до исполнителей;

- обеспечение исполнителей необходимыми средствами и материалами для выполнения решения;

- контроль выполнения решения;

- регулирование процессов выполнения решения.

Название Содержание
1.Научная обоснованность Предусматривает разработку решений с учетом объективных закономерностей развития объекта управления, которые отображаются в технических, экономических, организационных и других аспектах его деятельности
2.Целенаправленность Согласно этому требованию каждое управленческое решение должно иметь цель, четко связанную со стратегическими целями и планами развития объекта управления.
3.Количественная и качественная определенность Управленческое решение обязательно предусматривает достижение предприятием ожидаемых результатов, выраженных в количественных и качественных показателях. Требование количественной определенности управленческого решения удовлетворяют определением конкретных количественных показателей, которых необходимо достичь вследствие его реализации.
4. Правомерность Деятельность всех служб системы менеджмента предусматривает соблюдение действующих правовых норм. Поэтому управленческое решение не должно противоречить им и отвечать компетенции структурного подраздела аппарата управления или должностного лица.
5. Оптимальность. Это требование предопределяет в каждом случае выбор варианта решения, который отвечал бы экономическому критерию эффективности хозяйственной деятельности
6.Своевременность решения Своевременность решения означает соблюдение сроков подготовки, доведение его до исполнителей и действенный контроль выполнения.
7. Комплексность. Деятельность организации предусматривает взаимосвязанную совокупность элементов, которая охватывает технику, технологию, организацию хозяйственных процессов и работы, материальные, денежные и другие ресурсы, а также результаты хозяйствования.
8.Гибкость Формулирование каждого решения должно предусматривать пространство для творческой активности исполнителей, рациональной инициативы, поиска наиболее эффективных путей и средств достижения определенных целей.
9.Полнота оформления Необходимо, чтобы формулирование решения исключало недоразумение или двойственность в понимании работниками задач, давало возможность контролировать их выполнение, вносить коррективы. Решение нужно формулировать четко, лаконично

Успех в принятии решений обуславливает 3 группы факторов:

а) организационные;

б) материальные;

в) личные.

К организационным относятся степень сложности самой проблемы и способность руководителя её разрешения.

К материальным относится наличие необходимых ресурсов (естественных, технологических, информационных) и возможность маневрировать ими.

К личностным относится наличие необходимых квалификации, знаний, опыта.

Принимая то или иное решение руководитель всегда имеет в виду двойной эффект: производственно-экономический и нравственно-психологический.

Методы подготовки решений:

- коллегиальность;

- вариантность;

- применение типичных решений;

- учет предыдущих ошибок принятия решений.

Ошибки при принятии решений:

- полагание на собственный опыт;

- принятие решений под влиянием эмоций;

- принятие решений в условиях неполноты информации;

- компромиссы, которые не устраняют противоречия;

- множество решений по одном вопросу.

3 вопрос. Деловые совещания, их организация и технология проводки

Деловые совещания необходимые в случаях, если в руководителя возникает необходимость посоветоваться со специалистами при принятии решения. Особенно это необходимо, если решения касаются важных для организации вопросов.

На совещания, как правило приглашают достаточно большое количество специалистов, руководителей.

Совещания могут длиться достаточно большое время.

То есть совещания достаточно затратные. Поэтому целесообразно повышать их эффективность и сокращать время на проводку совещаний.

Это можно достичь благодаря:

- рационализации подготовки совещания;

- рационального проведения совещания.

Рационализация подготовки совещания предусматривает следующее:

- определение круга специалистов, которых целесообразно пригласить на совещание с точки зрения их полезности при рассматривании вопросов на совещании;

- подготовка и доведение до будущим участников совещания вопросов и материалов, которые будут рассматриваться на совещании с просьбой даты предыдущие замечания по представленным материалам;

- предыдущее рассматривание замечаний и предложений будущих участников совещания.

Такая подготовка совещания дает возможность будущим ее участникам совершенно разобраться в сущности вопросов, которые будут обсуждаться на совещании, подготовиться к совещанию, продуктивно работать на совещании.

Не надо также делать большой доклад, который на слух неважно воспринимается или совсем не воспринимается.

Практически сразу можно перейти к обсуждению вопросов на совещании.

Уменьшается также круг вопросов, которые обсуждаются на совещании благодаря тому, что предварительно могут быть согласованы некоторые вопросы или совсем снятые.

Рационального проведения совещания состоит в следующем:

- необходимо регулировать выступления на совещании путем прекращения выступления, если выступающий отвлекается от темы или ничего конкретного не предлагает;

- периодически необходимо делать итоги совещания, направляя ход совещания на достижение конечной цели.

Рационализация подготовки и проводки совещания дает возможность:

- существенно повысить их производительность, сократить время проводки совещания в 2-3, а иногда и больше раз;

- не откладывать решение вопросов на следующее совещание, которое очень часто случается при плохой подготовке совещания; неслучайно, например, очень часто отправляют законы на “второе чтение” в Верховной Раде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: