double arrow

И ПОЛИТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИМИ


ФОРМЫ ФИНАНСОВЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

ОСОБЕННОСТИ И ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ

Функциональная направленность операционной деятельности предприятий, не являющихся институциональными инвесторами, опреде­ляет в качестве приоритетной формы осуществление реальных инвес­тиций. Однако на отдельных этапах развития предприятия оправдано осуществление и финансовых инвестиций. Такая направленность ин­вестиций может быть вызвана необходимостью эффективного исполь­зования инвестиционных ресурсов, формируемых до начала осущест­вления реального инвестирования по отобранным инвестиционным проектам; в случаях, когда, конъюнктура финансового (в первую оче­редь фондового) рынка позволяет получить значительно больший уро­вень прибыли на вложенный капитал, чем операционная деятельность на „затухающих" товарных рынках; при наличии временно свободных денежных активов, связанной с сезонной деятельностью предприятия; в случаях намечаемого „захвата" других предприятий в преддверии отраслевой, товарной или региональной диверсификации своей дея­тельности путем вложения капитала в их уставные фонды (или приобре­тения ощутимого пакета их акций) и в ряде других аналогичных случа­ев. Поэтому финансовые инвестиции рассматриваются как активная форма эффективного использования временно свободного капитала или как инструмент реализации стратегических целей, связанных с диверсификацией операционной деятельности предприятия.




1. финансовые инвестиции являются независимым видом хозяйственной деятельности для предприятий реального сектора экономики. Эта независимость проявляется как по отношению к опера­ционной деятельности таких предприятий, так и по отношению к процес­су их реального инвестирования. Стратегические операционные задачи развития таких предприятий финансовые инвестиции решают лишь в ограниченных формах (путем вложения капитала в уставные фонды и приобретения контрольных пакетов акций других предприятий).

2. финансовые инвестиции являются основным средством осуществления предприятием внешнего инвестирования. Все ос­новные формы и инструменты финансовых инвестиций имеют внешнюю направленность инвестируемого капитала, выходящего за рамки вос­производственных процессов своего предприятия. С помощью финан­совых инвестиций предприятия имеют возможность осуществлять внеш­нее инвестирование как в пределах своей страны, так и за рубежом.

3. В системе совокупных инвестиционных потребностей пред­приятий реального сектора экономики финансовые инвестиции формируют инвестиционных потребностей второго уровня (второй очереди). Они осуществляются такими предприятиями обычно после того, как удовлетворены его потребности в реальном инвестировании капитала. В связи с этой особенностью финансовые инвестиции, как правило, не осуществляются на таких ранних стадиях жизненного цикла предприятия, как „рождение", „детство" и „юность". Возможность до­статочно обширного удовлетворения потребности в финансовых ин­вестициях появляется у предприятия, как правило, лишь на стадии „ран­няя зрелость".



4. Стратегические финансовые инвестиции предприятия поз­воляют ему реализовать отдельные стратегические цели своего развития более быстрым и дешевым путем. Так, при отраслевой или региональной диверсификации операционной деятельности, нараще­нии объемов производства и реализации продукции путем „захвата" предприятий-конкурентов в своем сегменте рынка и других аналогичных случаях вместо приобретения целостных имущественных комплексов или строительства новых объектов, предприятие путем соответствую­щих форм финансового инвестирования может приобрести контрольный пакет акций (контрольную долю в уставном фонде) интересующих его субъектов хозяйствования, максимальная сумма покупки которых со­ставляет немногим более половины реальной рыночной стоимости их бизнеса (50% плюс одна акция). В процессе стратегического финан­сового инвестирования предприятия обычно не преследуют цели мак­симизации текущего инвестиционного дохода; более того, отдельные



стратегические финансовые инвестиции могут осуществляться пред­приятием и при отрицательном значении текущего инвестиционного дохода в расчете на обеспечение долговременного прироста капитала.

5. Портфельные финансовые инвестиции используются пред­приятиями реального сектора экономики в основном в двух целях: получения дополнительного инвестиционного дохода в процессе использования свободных денежных активов и их противоинфля-ционной защиты. Целенаправленное формирование инвестиционных ресурсов для осуществления портфельных финансовых инвестиций такие предприятия, как правило, не производят. И хотя обычно фи­нансовые инвестиции обеспечивают более низкий уровень прибыли, чем функционирующие операционные активы предприятия, они фор­мируют дополнительный ее приток в периоды, когда временно свобод­ный капитал не может быть эффективно использован для расширения операционной деятельности.

6. финансовые инвестиции предоставляют предприятию наи­более широкий диапазон выбора инструментов инвестирования по шкале „доходность—риск". В сравнении с реальным инвестирова­нием эта шкала значительно шире — она включает группу как без­рисковых, так и высокорисковых (спекулятивных) инструментов ин­вестирования, позволяя инвестору осуществлять свою инвестиционную политику в широком диапазоне: от крайне консервативной до крайне агрессивной.

7. финансовые инвестиции предоставляют предприятию до­статочно широкий диапазон выбора инструментов инвестирования и по шкале „доходность—ликвидность". Хотя в сравнении с реаль­ными инвестициями они характеризуются более высоким уровнем лик­видности, этот уровень варьирует в очень широких пределах.

8. Процесс обоснования управленческих решений, связанных с осуществлением финансовых инвестиций, является более прос­тым и менее трудоемким. Он не связан с существенными прединвести-ционными затратами финансовых средств, аналогичными подготовке реальных инвестиционных проектов; алгоритмы оценки эффективности финансовых инвестиций носят более дифференцированный характер по отношению к объектам инвестирования, что повышает надежность осу­ществления такой оценки; реализация принятых управленческих решений в сфере финансового инвестирования занимает минимум времени.

9. Высокая колеблемость конъюнктуры финансового рынка в сравнении с товарным определяет необходимость осуществления более активного мониторинга в процессе финансового инвестиро­вания. Соответственно и управленческие решения, связанные с осу­ществлением финансового инвестирования, носят более оперативный характер.

1. Вложение капитала в уставные фонды совместных пред­приятий.Эта форма финансового инвестирования имеет наиболее тес­ную связь с операционной деятельностью предприятия. Она обеспе­чивает упрочение стратегических хозяйственных связей с поставщиками сырья и материалов (при участии в их уставном капитале); развитие своей производственной инфраструктуры (при вложении капитала в транспортные и другие аналогичные предприятия); расширение воз­можностей сбыта продукции или проникновение на другие региональ­ные рынки (путем вложения капитала в уставные фонды предприятий торговли); различные формы отраслевой и товарной диверсификации операционной деятельности и другие стратегические направления раз­вития предприятия. По своему содержанию эта форма финансового инвестирования во многом подменяет реальное инвестирование, явля­ясь при этом менее капиталоемкой и более оперативной. Приоритетной целью этой формы инвестирования является не столько получение высокой инвестиционной прибыли (хотя минимально необходимый ее уровень должен быть обеспечен), сколько установление форм финан­сового влияния на предприятия для обеспечения стабильного форми­рования своей операционной прибыли.

2. Вложение капитала в доходные виды денежных инструмен­тов. Эта форма финансового инвестирования направлена прежде всего на эффективное использование временно свободных денежных активов предприятия. Основным видом денежных инструментов инвестирования является депозитный вклад в коммерческих банках. Как правило, эта форма используется для краткосрочного инвестирования капитала и ее главной целью является генерирование инвестиционной прибыли.

3. Вложение капитала в доходные виды фондовых инструмен­тов. Эта форма финансовых инвестиций является наиболее массовой и перспективной. Она характеризуется вложением капитала в различные виды ценных бумаг, свободно обращающихся на фондовом рынке (так называемые „рыночные ценные бумаги"). Использование этой формы финансового инвестирования связано с широким выбором альтерна­тивных инвестиционных решений как по инструментам инвестирования, так и по его срокам; более высоким уровнем государственного регу­лирования и защищенности инвестиций; развитой инфраструктурой фондового рынка; наличием оперативно предоставляемой информации о состоянии и конъюнктуре фондового рынка в разрезе отдельных его сегментов и другими факторами. Основной целью этой формы финан­сового инвестирования также является генерирование инвестицион­ной прибыли, хотя в отдельных случаях она может быть использована для установления форм финансового влияния на отдельные компании при решении стратегических задач (путем приобретения контрольного или достаточного весомого пакета акций).

Содержание и сущность этого термина определяется рядом важнейших экономических характеристик и свойств.

Можно дать следующее определение процесса финансового инвестирования.

Определение. Под процессом финансового инвестирования понимается последовательность этапов подготовки, принятия и реализации управленческих решений при помещении денежного капитала в финансовые активы (инструменты).

Как следует из приведенного определения, реализация процессов финансового инвестирования предполагает выполнение ряда этапов. Основными этапами данного процесса являются:

1. Постановка целей инвестирования.

2. Анализ объектов инвестирования.

3. Формирование инвестиционного портфеля.

4. Управление инвестиционным портфелем.

5. Оценка эффективности принятых решений.

Первый этап включает определе­ние целей инвестирования, способных обеспечить их достижение объектов (активов) и необходимого объема помещаемых средств. Следует отметить, что, являясь отражением многообразия и сложности современных экономических отношений, цели инвестирования могут быть самыми различными. Наиболее часто в качестве цели финансового инвестирования указываются:

· получение разового или многократного дохода;

· прирост денежного капитала;

· и то и другое.

Помимо наиболее общих, на практике финансовые инвестиции часто преследуют следующие цели:

· поддержка ликвидности;

· балансировка активов и обязательств;

· выполнение будущих обязательств;

· получение налоговых или иных льгот;

· смена собственников или перераспределение собственности;

· участие в управлении деятельностью эмитента;

· стратегические (завоевание места на рынке) и др.

Независимо от конкретных целей инвестирования, при их формулировке необходимо учитывать такие важнейшие факторы как продолжительность операции (временной горизонт), ее ожидаемую доходность, ликвидность и риск.

В экономической теории для оценки оптимального соотношения между риском и доходностью применяют метод кривых безразличия и функции полезности. Следует отметить, что определение формы кривой (вида функции), точно описывающей соотношение риск/доходность для конкретного инвестора, является достаточно сложной задачей, требующей применения методов математического анализа. Поэтому на практике иногда ограничиваются оценкой максимального уровня риска, на который инвестор согласен пойти при данном увеличении доходности.

Для учета фактора времени обычно используются методы приведения потоков платежей к требуемому моменту в настоящем (дисконтирование) или в будущем (наращение).

Этот этап инвестиционного процесса завершается выбором потенциальных видов финансовых активов в качестве кандидатов для включения в портфель. Обычно основными видами таких активов являются облигации надежных эмитентов и обыкновенные и привилегированные акции ведущих корпораций.

Отметим также, что несмотря на широкое распространение производных инструментов[1], последние характеризуются высоким уровнем риска и таким образом, относятся к объектам спекулятивных операций. Вместе с тем, подобные инструменты могут использоваться для защиты портфеля от возможных потерь (т.е. – для хеджирования рисков).

Выбор объектов должен учитывать наряду с общими соображениями, такими как цели инвестирования и требуемый объем средств, также и статус инвестора как налогоплательщика.

Сущность второго этапа инвестиционного процесса, известного как анализ или оценка финансовых активов, заключается в определении и исследовании характеристик тех из них, которые в наибольшей степени способствуют достижению преследуемых целей.

Данный этап является одним из наиболее важных в инвестиционном процессе и в этой связи рассмотрению сущности применяемых здесь подходов следует уделить особое внимание.

В настоящее время существуют различные подходы к анализу финансовых активов. Однако в целом все они являются следствием или развитием двух основных направлений: фундаментального анализа и технического анализа.

Глубинные причины подобного разделения, а нередко – и противопоставления, кроются в самой теории инвестиций и, в частности, в одной из ее важнейших гипотез – об эффективности финансовых рынков (efficient capital market hypothesis). Следует отметить, что эффективность рынка можно рассматривать в различных контекстах. Однако в теории инвестиций обычно говорят об информационной эффективности, под которой подразумевается полное отражение рыночными ценами всей доступной в данный момент информации.

Гипотеза об информационной эффективности рынка возникла в 60-х годах как попытка объяснить отсутствие статистических закономерностей в движении цен на акции, обнаруженной в процессе исследований М. Кендалла (М. Kendall). В дальнейшем рядом исследователей была предпринята попытка увязать случайное поведение цен с воздействием поступающей информации. При этом предполагается, что поступающая информация должна мгновенно влиять на цены и быть непредсказуемой, так как в противном случае колебания цен не были бы случайными.

Таким образом, случайные изменения цен являются результатом информационной деятельности инвесторов, необходимой для анализа и оценки стоимости финансовых активов. На рынке с высокой конкуренцией эта деятельность приводит к образованию равновесных цен, которые отражают всю имеющуюся в распоряжении инвесторов информацию. В результате на эффективном рынке нельзя получить прибыль, существенно превышающую нормальный (средний) уровень.

Наиболее полно гипотеза об информационной эффективности финансовых рынков была обоснована и развита в трудах Э. Фама (E. Fama). В зависимости от того, какой смысл вкладывается в термин “вся доступная информация”, Э. Фама сформулировал три гипотетических уровня эффективности: слабая, средняя (“полусильная”) и сильная.

В соответствии со слабой формой гипотезы текущая цена актива полностью содержит в себе всю информацию об ее изменениях в прошлом. Из этой гипотезы, в частности, следует невозможность систематического получения сверхприбыли путем анализа исторических данных (т.е. – ценовых трендов).

Следующий уровень – это “полусильная” или средняя форма. В соответствии с ней не только историческая, но и вся общедоступная в текущий момент информация (например, публикуемая в финансовых изданиях, биржевых сводках, деловых новостях) немедленно отражается в текущих ценах и поэтому не может сделать рынок неэффективным. Это означает, что потенциально только использование недоступной для широкого круга инвесторов информации может обеспечить получение прибыли, превосходящей средний уровень для данного рынка.

Наконец, сильная форма гипотезы предполагает, что даже инвесторы, обладающие любой возможной информацией, не могут получить сколько-нибудь заметных преимуществ на эффективном рынке.

Следует отметить, что с момента появления и по настоящее время гипотеза об информационной эффективности рынка является объектом многочисленных исследований, всевозможных тестирований и горячих дискуссий. Приводимые при этом оценки, мнения и доводы лежат в диапазоне от полной поддержки до полного неприятия. В целом многие исследователи признают, что в развитых странах рынки ценных бумаг в общем случае удовлетворяют слабой форме гипотезы эффективности. Более того, их некоторые сегменты, например, рынки государственных и высоконадежных корпоративных облигаций, а также рынки ведущих мировых валют, могут считаться эффективными в средней степени.

В этой связи к числу важнейших и актуальных проблем, от решения которых во многом зависит эффективность инвестиционной деятельности, следует отнести организацию ее информационного обеспечения.

Обеспечить адекватную оценку доступной информации в процессе принятия инвестиционных решений призваны методы двух базовых направлений: фундаментального и технического анализа.

Фундаментальный анализ базируется на предположении о том, что любой финансовый актив имеет внутренне присущую ему или “истинную, справедливую” цену, которая равна дисконтированной на текущей момент стоимости генерируемого потока платежей. Таким образом, решение проблемы оценки главным образом зависит от того, насколько точно удастся определить или предсказать потоки платежей, время их осуществления и ставки дисконтирования. После того, как внутренняя стоимость актива определе­на, она сравнивается с его текущим рыночным курсом. Разница между внутренней стоимо­стью и текущим рыночным курсом представляет собой важную информацию, поскольку обоснованность заключения аналитика об объективности оценки конкретного актива зависит в значительной степени от этой величины.

Задача определения внутренней стоимости актива предполагает постоянный мониторинг и прогнозирование финансового и экономического состояния его эмитента, а также ряда общих рыночных, фундаментальных факторов. Таким образом, сущность фундаментального анализа – выявление и прогнозирование объективных внешних и внутренних факторов, влияющих на общее состояние эмитента, и как следствие, на стоимость его ценных бумаг в настоящем и будущем. Прогнозирование стоимости актива подразумевает разработку факторных моделей, отражающих изменение цен в зависимости от изменений ключевых, по мнению аналитика, внешних и внутренних факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на деятельность эмитента.

В целом достоинствами фундаментального анализа являются высокая степень детализации и научная обоснованность прогнозов, а также возможность многокритериального моделирования. Считается, что фундаментальный анализ ориентирован на среднесрочную и долгосрочную перспективу, т.е. на использование портфельными и стратегическими инвесторами.

История технического анализа насчитывает чуть более века. Его возникновение связывают с именем Ч. Доу (Ch. Dow) – одного из создателей знаменитого индекса Доу-Джонса. Технический анализ изначально был ориентирован на использование в биржевой торговле и развивался параллельно с ней. Его различные методики создавались независимо друг от друга и лишь в 70-е годы оформились в единое направление.

Сторонники технического анализа полагают, что для определения будущей стоимости актива достаточно исследовать динамику его некоторых характеристик в прошлом. К таким характеристикам технические аналитики относят: движение цен, объемы рыночной торговли (общее количество заключенных контрактов за определенный промежуток времени) и так называемый “открытый интерес” (общее число позиций, не закрытых в конце торгового дня). При этом главным параметром считается цена. Текущая цена актива в концентрированной форме отражает влияние всех объективных и субъективных факторов, таким образом, знание и исследование сущности последних не обязательно.

Поскольку текущая цена содержит в себе всю необходимую информацию, основная задача заключается в выявлении повторяющихся в прошлом тенденций ее динамики, т.е. трендов. При этом сопоставление существующих тенденций с прошлыми осуществляется исходя из предположения, что ценовые тренды периодически повторяются. Выделяют три основных вида трендов: бычий (bullish) или восходящий, медвежий (bearish) или нисходящий и боковой (sideways), при котором цена практически не меняется. Выявляя прошлые тенденции (распознавая тренды), аналитик пытается дать прогноз будущей динамики курсовых цен для рассмат­риваемых активов.

Главная аксиома технического анализа – “цена отражает все” – позволяет использовать его методики для исследования как товарных, так и финансовых рынков. Вместе с тем, из вышеизложенного следует, что базовые положения технического анализа противоречат гипотезе об эффективности рынков.

Как правило, технический анализ ориентирован на краткосрочные спекуляции и базируется на широком применении различных методов исследования и прогнозирования временных рядов. В настоящее время существуют мощные компьютерные программы, позволяющие автоматизировать процедуры технического анализа, что делает его достаточно популярным у биржевых игроков.

Третий этап инвестиционного процесса – формирование портфеля– включает отбор конкретных активов для вложения средств, а также эффективного распределения инвестируемого капитала между ними в соответствующих пропорциях. Формирование инвестиционного портфеля базируется на ряде основополагающих принципах, наиболее существенными из которых являются:

· соответствие типа портфеля поставленным целям инвестирования;

· адекватность типа портфеля инвестируемому капиталу;

· соответствие портфеля допустимому уровню риска;

· обеспечение управляемости (т.е. соответствие числа и сложности используемых инструментов возможностям инвестора по организации и осуществлению процессов управления портфелем) и др.

Тип и структура инвестиционного портфеля в значительной степени зависят от поставленных целей. В соответствие с ними выделяют:

· портфели роста, формируемых из финансовых инструментов, обеспечивающих достижение высоких темпов роста вложенного капитала и характеризующиеся значительным риском;

· портфели дохода, формируемых из инструментов, обеспечивающих получение высокой доходности на вложенный капитал;

· сбалансированные портфели, обеспечивающие достижение заданного уровня доходности при некотором допустимом уровне риска;

· портфели ликвидности, обеспечивающие в случае необходимости быстрое получение вложенных средств;

· консервативные портфели, сформированные из малорисковых и надежных финансовых инструментов и т.д.

Следует отметить, что в реальной практике преобладают смешанные портфели, отражающие весь спектр разнообразных целей инвестирования в условиях рынка.

Независимо от типа портфеля при его формировании инвестор сталкивается с проблемами селективности, выбора наиболее благоприятного времени для проведения операции и адекватных поставленным целям методов управления риском.

Сущность первой проблемы, по сути, представляет собой известную в экономической теории задачу о наилучшем размещении ресурсов при заданных ограничениях. Изначально оптимизационная природа задачи обусловливает широкое применение для ее решения современных методов математического программирования. При этом основными критериями включения активов в портфель являются соотношения доходности, ликвидности и риска.

Эффективность решения следующей проблемы во многом зависит точности анализа и прогноза изменения уровня цен на конкретные виды активов, выполненных на втором этапе инвестиционного процесса.

Классической базой для решения третьей проблемы служат концепции рационального поведения и оценки предпочтений в условиях неопределенности, определяющие теоретические подходы и методы выбора наиболее приемлемых стратегий посредством количественного сравнения их функций полезности.

Для непосредственного управления рисками наиболее часто используются диверсификация и различные способы хеджирования.

Сущность диверсификации состоит в формировании инвестиционного порт­феля таким образом, чтобы он при определенных ограничениях удовлетворял заданному соотношению риск/доходность. Формально эта задача может быть сформулирована следующим образом: минимизировать риск портфеля при заданном уровне доходности либо максимизировать доходность для выбранного уровня риска. Для решения данной задачи широко используются методы математической оптимизации. Более детально сущность и методы диверсификации будут рассмотрены в процессе изучения данной дисциплины.

Наиболее простым способом хеджирования является заключение договора со страховой компанией. Вместе с тем, обычно страховые компании неохотно идут на подобные сделки. Следует также отметить, что на сегодняшний день возможность страхования инвестиционных портфелей в России отсутствует.

Более эффективные способы хеджирования базируются на использовании производных финансовых инструментов: фьючерсов, опционов, свопов и др.

Четвертый этап инвестиционного процесса – пересмотр или реструктуризация портфеля заключается в периодическом повторении трех предыдущих этапов. Необходимость его проведения в общем случае вызвана изменениями внешней среды, либо целей инвестирования, в результате которых текущий порт­фель перестает удовлетворять инвестора. Таким образом, инвестору приходится формировать новый портфель, продавая часть имеющихся активов и приобретая более подходящие с точки зрения преследуемых целей. Другим основанием для пересмотра портфеля является изменение стоимости активов с течением времени. В связи с этим, некоторые активы, первоначально бывшие непривлекательными для инвестора, могут стать выгодным объектом вложения, и на­оборот. Причинами переформирования портфеля также часто являются необходимость реинвестирования полученных доходов либо изъятие части вложенного капитала для других целей. Следует отметить, что реструктуризация портфеля связана с различными типами риска – ликвидности, реинвестирования, изменения процентных ставок и др. В процессе принятия решений о реструктуризации портфеля помимо индивидуальных характеристик активов необходимо обязательно учитывать такие факторы, как размеры операционных издержек и налоговый статус инвестора.

Заключительный этап инвестиционного процесса предполагает периодическую оценку эффективности портфеля, как с точки зрения полученных доходов, так и по отношению к сопутствующему риску. При этом возникает проблема выбора эталонных характеристик для сравнения.

Одним из наиболее простых способов подобной оценки является сравнение полученных результатов с простой стратегией управления вида “купил и держи до погашения”. Вместе с тем, существуют и более развитые подходы к оценке, такие как:

· исчисление специальных показателей (например, коэффициент Шарпа, коэффициент Трейнора, коэффициент a и др.);

· расчет и последующее сопоставление эталонных характеристик с условными параметрами “рыночного портфеля”;

· статистические методы (например – построение персентильных рангов, корреляционный анализ и т.д.);

· факторный анализ;

· методы искусственного интеллекта и др.

Поэтому в качестве предмета настоящего исследования выбраны процессы, связанные с инвестициями в финансовые активы (инструменты), свободно обращающиеся на рынке капиталов, т.е. в ценные бумаги. При этом исследуемые процессы будут рассматриваться с точки зрения инвестора – юридического или физического лица, т.е. на микроуровне.

Ценные бумаги как объект инвестирования

В условиях рыночной экономики хозяйствующие субъекты вынуждены самостоятельно изыскивать денежные ресурсы для осуществления своей деятельности. Приобретение и обновление долгосрочных активов, пополнение и накопление товарно-материальных запасов, осуществление различных инвестиционных проектов требуют значительных финансовых вложений, часто превышающих имеющиеся в наличие денежные средства и текущие доходы. В то же время непрерывный кругооборот в экономической системе процессов производства, распределения и потребления неизбежно приводит к образованию у части предприятий и населения временно свободных денежных средств, которые при наличии соответствующего рыночного механизма могут быть использованы для получения дохода.

Одним из таких механизмов, с помощью которого осуществляется перераспределение денежных средств между участниками хозяйственных отношений, является фондовый рынок.

Фондовый рынок охватывает как кредитные отношения, так и отношения совладения, выражающиеся через выпуск специальных документов – ценных бумаг.

Согласно ГК РФ ценная бумагаэто документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении (ст. 142).

Следует отметить, что данное в ГК РФ определение носит нормативно-правовой характер и не отражает экономическую сущность ценных бумаг, а также ряд фундаментальных качеств, отличающих их от других документов, удостоверяющих имущественные права.

В ГК РФ также перечислены виды документов, которые в соответствии с законодательством относятся к ценным бумагам. Таковыми являются: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг (ст. 143).

Таким образом, кодекс относит к ценным бумагам разнотипные документы, соответствующие правам, видам ресурсов и отношениям, которые они выражают (рис. 1).

Рисунок 1. Виды и характеристики ценных бумаг согласно ГК РФ

Однако ценные бумаги – это категория, прежде всего, экономическая. Поэтому их содержание и сущность определяется рядом важнейших экономических характеристик и свойств, не обладая которыми документ не может претендовать на статус ценной бумаги.

Во-первых, ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие имущественное право в форме титула собственности (акции предприятий) или имуществен­ное право как отношение займа владельца документа к лицу, его выпусти­вшему (государственные и корпоративные облигации, депозитные и сберегательные сертификаты, векселя и др.).

Во-вторых, ценные бумаги выступают в качестве документов, свиде­тельствующих обинвестировании средств. Это особенно важно для пони­мания экономической сущности и роли ценных бумаг.

В-третьих, ценные бумаги – это документы, в которых отражаются требования креальным активам.

В-четвертых, важным моментом для понимания экономической сущ­ности ценных бумаг является то, что они приносят доход. Это делает их капиталом для владельцев. Однако такой капитал сущест­венно отличается от реального капитала: он не функционирует в процессе производства, т.е. является фиктивным.

Таким образом, ценные бумаги выступают разновидностью денежного капитала, движение которого опосредствует распределение материальных ценностей.

К важнейшим специфическим свойствам ценных бумаг следует отнести: правовая признанность, обращаемость (способность быть объектом свободной купли/продажи на рынке), стандартность (наличие законодательно установленного перечня обязательных реквизитов), ликвидность (способность превращаться в наличные деньги), риск (величина ожидаемого в будущем дохода не всегда точно определена) и др.

В целом, с экономической точки зрения ценная бумага может быть определена следующим образом.

Ценная бумагаэто документ, который имеет денежную стоимость, отражает связанные с ним имущественные права, может самостоятельно обращаться на рынке и быть объектом купли-продажи или иных сделок, а также служит источником получения дохода и выступает разновидностью денежного капитала.

Классификация ценных бумаг достаточно обширна и зависит от положенного в ее основу признака.

По выполняемой рыночной функции все ценные бумаги можно разделить на две большие группы: инструменты денежного рынка и инструменты рынка капиталов.

Инструменты денежного рынка – это коммерческие и финансовые векселя, краткосрочные сберегательные и депозитные сертификаты банков, государственные и муниципальные облигации и другие ценные бумаги, срок обращения которых не превышает 1 года.

Эта группа включает различные с точки зрения назначения, формы, эмитентов и держателей виды ценных бумаг, общей чертой которых является выражение отношений заимствования денег на сравнительно короткие сроки. Некоторые из этих ценных бумаг, например, векселя, могут ис­пользоваться как средство платежа, т.е. вместо наличных денег.

Экономическая роль ценных бумаг данной группы состоит в обеспечении непрерывности кругооборота промышленного, ком­мерческого и банковского капитала, бесперебойности бюджетных расходов, в ускорении процесса реализации товаров и услуг и т.п. Существование подобных инструментов также позволяет участникам хозяйственной деятельности реализовать высвобождающиеся на короткое время денежные средства в качестве капитала.

Инструменты рынка капиталов составляют акции, облигации, долгосрочные депозитные и сберегательные сертификаты, ипотечные и закладные бумаги и др., срок обращения которых больше года. Средства, полученные путем эмиссии и продажи этих ценных бумаг, предназначены для образования или увеличения капитала коммерческих предприятий, а также для поддержания эффективной структуры государственного долга и финансирования долгосрочных федеральных и региональных программ. Фондовые инструменты рынка капиталов играют важную роль в экономике, так как с их помощью осуществляется формирование и привлечение капитала для среднего и крупного производства.

В зависимости от сущности выражаемых экономических отношений различают долговые (облигации, депозитные сертификаты, векселя), долевые (обыкновенные и привилегированные акции) и производные (фьючерсы, опционы, форварды, свопы, варранты) ценные бумаги.

По физической форме выпуска ценные бумаги делятся на документарные (т.е. отпечатанные типографским способом, в виде бланков, сертификатов и т.д.) и бездокументарные (существующие в электронной форме, в виде записей компьютерных файлов на магнитных носителях).

В зависимости от эмитента, выделяют государственные, муниципальные(местных органов управления), корпоративные(предприятий и акционерных обществ) и международные ценные бумаги.

По сроку обращения различают краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 до 30 лет) и бессрочные ценные бумаги.

По механизму формирования и выплаты дохода можно выделить ценные бумаги с фиксированным (различные виды облигаций, депозитные и сберегательные сертификаты) и плавающим доходом (обыкновенные акции, облигации с плавающим купоном, фьючерсы, опционы и др.).

По степени риска различают безрисковые (риск неполучения дохода и потери вложенного капитала формально отсутствует), среднерисковые (риск соответствует среднерыночному) и высокорисковые ценные бумаги.

По способу передачи прав собственности выделяют предъявительские (не требующие идентификации владельца при переходе или осуществлении связанных с ними прав), именные (требующие обязательной идентификации владельца при переходе и осуществлении связанных с ними прав) и ордерные (допускающие передачу связанных с ними прав другим лицам посредством специальной надписи – индоссамента) ценные бумаги.

По характеру обращения ценные бумаги делятся на рыночные (т.е. свободно обращающиеся и являющиеся объектом купли/продажи на фондовых рынках) и нерыночные (не являющиеся объектом свободной купли/продажи).

Различные классификации ценных бумаг можно найти в соответствующей литературе.

Виды и характеристика ценных бумаг в РФ

В настоящее время наибольшее распространение в РФ получили следующие виды ценных бумаг: государственные и корпоративные облигации, акции, векселя, депозитные и сберегательные сертификаты банков.

Закон РФ «О рынке ценных бумаг» дает следующее определение облигаций.

Облигацияэмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может предусматривать иные имущественные права ее держателя, если это не противоречит законодательству Российской Федерации (ст. 2).

На облигации обычно указываются следующие основные ре­квизиты: наименование эмитента, тип облигации, номинальная стоимость, дата выпуска, срок погашения, права при погашении (если есть), ставка процента, дата и место вы­платы процентов, указание на соглашение о выпуске.

Облигация удостоверяет отношения займа между ее владельцем (инвестором) и эмитентом. Держатели корпоративных облигаций не пользуются правами собственников коммерческой организации и не могут принимать участие в ее управлении. Однако владение облигациями дает им следующие преимущества перед акционерами:

Þ в отличие от акций облигации приносят гарантированный доход;

Þ облигации являются более ликвидными и менее рисковыми активами, по сравнению с акциями;

Þ выплата процентов по корпоративным облигациям носит обязательный характер и производится в первоочередном порядке (т.е. до начисления дивидендов по акциям) и если акционерное общество становится банкротом, то в первую очередь погашаются его обязательства перед держателями облигаций, а только затем оставшиеся активы распределяются между акционерами;

Þ доходы от вложений в государственные и муниципальные облигации могут не облагаться налогом или подлежать льготному налогообложению.

Как уже отмечалось, в зависимости от эмитента выделяют государственные (федеральные), муниципальные (региональные), корпоративные и международные облигации.

Государственные облигации представляют собой займы правительства РФ, осуществляемые на внутреннем и внешнем рынке. Государственные займы используются для финансирования бюджетного дефицита, целевых программ, осуществляемых федеральными органами власти, поддержки социально значимых объектов, организаций, учреждений и т.п.

Российский рынок государственных ценных бумаг возник в 1993 году как совместный проект Банка России (ЦБ РФ) и Министерства финансов (МФ РФ).

С момента возникновения на нем имели хождение: государственные краткосрочные облигации (ГКО), облигации федерального займа с переменным и постоянным купоном (ОФЗ-ПК и ОФЗ-ПД), облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ), золотые сертификаты МФ РФ и казначейские обязательства (КО).

Государственные краткосрочные облигации (ГКО) представляют собой именную ценную бумагу, выпускаемую в бездокументарной форме и существуют в виде записей на счетах владельцев в специальных учреждениях – депозитариях. Период обращения ГКО может составлять 3, 6, 9 и 12 месяцев. По этой облигации не выплачиваются проценты. ГКО продаются на специальных аукционах и вторичном рынке со скидкой, т.е. по цене ниже номинала, а погашаются по номиналу. Таким образом, доход инвестора образуется за счет разницы между номинальной стоимостью и ценой покупки.

Скидка к номиналу определяется при первичном размещении на аукционе, проводимом ЦБ РФ по поручению МФ РФ. Цена продажи облигаций на аукционе (минимальная цена отсечения) определяется эмитентом – МФ РФ. Вторичная торговля ГКО осуществляется на биржевых площадках, ведущей из которых является Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ).

Выпуск аналогичных бумаг в середине 90-х годов осуществлялся также рядом субъектов федерации и органами муниципального управления. Однако объявление дефолта в 1998 году привели к фактическому исчезновению рынка ГКО.

В период резкого падения рынка ГКО-ОФЗ в 1998 году был осуществлен выпуск краткосрочных облигаций ЦБ РФ (ОБР)[2]. Эти облигации были аналогом ГКО, но выпускались в документарной форме и предназначались для узкого круга владельцев – кредитных учреждений. Бумаги пользовались спросом у инвесторов, но, несмотря на это, просуществовали всего год – до февраля 1999 г., поскольку в законодательстве не было четко прописанного механизма их эмиссии.

В 2003 г. правительство выпустило постановление, разрешающее выпуск ОБР с условием обязательной регистрации в ФКЦБ (ныне ФСФР), а осенью 2004 года ЦБ РФ провел два аукциона по их размещению. Функции депозитария по этим бумагам осуществляет ЦБ РФ или уполномоченные им организации. Обращение ОБР происходит на биржевом рынке. В настоящее время они являются единственными краткосрочными дисконтными бумагами, поскольку МФ РФ, по сути, прекратило выпуск ГКО.

На современном этапе рынок государственных бумаг в РФ в основном ОФЗ-ПД и ОФЗ-АД. В обращении на международных рынках находятся ОВВЗ и еврооблигации МФ РФ.

Облигации федерального займа (ОФЗ) являются среднесрочными и долгосрочными ценными бумагами с периодически выплачиваемым постоянным (ОФЗ-ПД) или амортизируемым (ОФЗ-АД) купоном. Их эмиссия осуществляется МФ РФ. В настоящее время МФ РФ проводит политику упорядочивания сроков обращения ОФЗ. Планируется выпуск ОФЗ четырех видов: со сроком обращения в 3, 5, 10 и 15 лет. Причем трехлетние и пятилетние бумаги будут обновляться каждый год, десятилетние – раз в два года, а пятнадцатилетние – раз в три года.

Одним из первых видов государственных долгосрочных обязательств, обращающихся как на отечественных, так и мировых фондовых рынках, стали купонные облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ) МФ РФ (так называемые "вэбовки") с номиналом в 1000, 10000 и 100000 долларов США. Выпуск ОВВЗ был произведен в целях реструктуризации задолженности перед клиентами Внешэкономбанка. Купонная ставка по этим облигациям равна 3%, выплачиваемых раз в год. ОВВЗ выпускаются в документарной форме на предъявителя.

На данном этапе в обращении находятся 6-я (срок обращения 15 лет, погашение с 14.05.2008) и 7-я (срок обращения 15 лет, погашение с 14.05.2011) серии этих облигаций.

С целью привлечения средств населения на рынок капиталов МФ РФ выпускались облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ). Эти облигации выпускались на предъявителя в документарной форме. Каждая облигация имела 4 купона, выплаты которых осуществлялись раз в квартал по плавающей ставке. Величина ставки определялась МФ РФ для каждого купонного периода. Купонный доход выплачивался уполномоченными эмитентом банками в наличной и безналичной форме. Выпуск ОГСЗ был прекращен после финансового кризиса 1998 года.

В настоящее время МФ РФ планирует выпуск государственных сберегательных облигаций (ГСО) сроком обращения 8 лет. Предполагается, что помимо населения покупателями этих бумаг будут государственный и частные пенсионные фонды.

Рынок региональных и муниципальных облигаций, практически прекративший свое существование после кризиса 1998 года, начал возрождаться лишь в конце 2001 г. За период с 2001 по 2004 год суммарный объем региональных облигаций вырос в 9 раз. На конец первого квартала 2005 года в обращении находилось 70 выпусков облигаций 35 субъектов федерации на общую сумму около 130 млрд. руб. При этом сроки их обращения облигаций увеличились с 1 года до 10 и более лет.

На сегодняшний момент этот рынок растет опережающими темпами, однако пока еще остается низколиквидным.

Рынок корпоративных облигаций в РФ начал развиваться с середины 1999 года и в настоящее время переживает бурный рост.

Согласно отечественному законодательству право на эмиссию облигаций имеют только те предприятия, которые организованы в форме хозяйственных обществ.

Хозяйственные общества (с ограниченной ответственностью – ООО или акционерные – АО) вправе выпускать облигации на сумму, не превышающую размер уставного капитала либо величину обеспечения, представленную обществом в этих целях третьими лицами, после полной уплаты уставного капитала. При отсутствии обеспечения выпуск облигаций допускается не ранее третьего года существования общества при условии надлежащего утверждения к этому году двух годовых балансов.

За последние несколько лет корпоративные облигации превратились в популярный инструмент заемного финансирования и привлечения инвестиционных ресурсов как для крупных, так и для средних предприятий. Всего было осуществлено более 200 размещений на общую сумму 12 млрд. долл. В 2004 году объем новых эмиссий составил около 5 млрд. долл., что почти на 80% выше уровня 2003 года. Доля корпоративных облигаций в суммарном объеме инвестиций в основной капитал по итогам 2004 года составила 6%. При этом на рынке представлены практически все отрасли народного хозяйства.

Таблица 1

Отраслевая структура рынка корпоративных облигаций в РФ[3]

Наименование отрасли 2005 год[4] 2004 год 2003 год
млрд. руб. % млрд. руб. % млрд. руб. %
Телекоммуникации 40,7 18,4 24,1 12,9 13,3 11,4
Нефтегазовая 39,8 18,0 31,5 16,8 21,5 18,5
Финансово-банковский сектор 38,5 17,4 40,1 21,4 24,7 21,2
Металлургия и машиностроение 32,0 14,5 38,2 20,4 21,2 18,1
Пищевая 15,8 7,2 15,1 8,1 4,2 3,6
Транспорт 13,4 6,1 - - - -
Энергетическая 10,0 4,5 11,0 5,9 9,3 8,0
Химия и нефтехимия 8,6 3,9 7,7 4,1 - -
Горнодобывающая 4,0 1,8 6,1 3,3 3,0 2,6
Прочие 18,0 8,2 13,5 7,2 19,3 16,6
Итого 220,6 187,1 116,4

Однако, несмотря на очевидные успехи и перспективы развития этого инструмента, масштабы российского рынка облигаций существенно уступают развитым странам. Так рынки корпоративных облигаций ведущих европейских стран превышают по объемам российский в 30 – 50 раз. Совокупная капитализация рынка корпоративных облигаций в США составляет 3,5 трлн. долл. По некоторым оценкам, до 80% заемного финансирования американских компаний приходится именно на облигации.

Для повышения привлекательности облигационных займов предприятия выпускают различные виды подобных инструментов, среди которых широкое распространение получили индексируемые обязательства и обязательства с правом досрочного погашения, путем так называемой публичной оферты. Эти инструменты позволяет снизить процентный, инфляционный и валютный риск инвестора.

Многие отечественные предприятия выпускают облигации с плавающей купонной ставкой, привязывая ее к доходности ОФЗ или другим показателям.

Недостаточные объемы внутреннего рынка корпоративных обязательств крупнейшие отечественные компании пытаются компенсировать внешними заимствованиями. В настоящее время на международном рынке обращаются еврооблигации около 40 российских компаний на общую сумму свыше 30 млрд. долл.

Основными торговыми площадками, на которых проводятся операции с облигациями, в РФ являются ММВБ (Москва) и СПВБ (Санкт-Петербург).

Депозитный (сберегательный) сертификатэто письменное свидетельство банка-эмитента о вкладе денежных средств, удостоверяющее право владельца бумаги (бенефициара) или его правоприемника на получение по истечении оговоренного срока суммы вклада и начисленных процентов.

С точки зрения инвестора, операция по приобретению депозитного сертификата во многом схожа с помещением денег на срочный вклад. Однако в отличие от средств на срочном вкладе, в условиях развитого финансового рынка депозитные сертификаты в любой момент могут быть проданы и обладают, таким образом, более высокой ликвидностью.

Согласно российскому законодательству, право на выпуск сертификатов имеют только банки. При этом разрешена эмиссия двух видов сертификатов – депозитных (срок обращения от 30 дней до 1 года) и сберегательных (срок обращения до 3-х лет), выпуск и обращение которых регулируется нормативными актами ЦБ РФ.

Депозитные и сберегательные сертификаты могут быть именными и на предъявителя; срочными и до востребования.

На бланке сертификата обязательно указываются: сумма вклада (номинал); дата вклада; безусловное обязательство банка вернуть внесенную сумму; дата выплаты вклада; ставка процента по вкладу; сумма причитающихся процентов; реквизиты банка и др.

Юридическое или физическое лицо, владеющее сертификатом, именуется бенефициаром.

Согласно российскому законодательству, бенефициарами сберегательных сертификатов могут быть только физические лица, а депозитных – только юридические.

Как правило, сертификаты размещаются по номиналу. Доход по сертификату выплачивается в момент погашения вместе с основной суммой долга, исходя из оговоренной в контракте или указанной на бланке обязательства процентной ставки.

В отличие от облигаций и акций, выпуск сертификатов не требует регистрации проспекта эмиссии.

Вексельордерная ценная бумага, удостоверяющая безусловное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного плательщика (переводной вексель) уплатить указанную в нем сумму в оговоренные сроки его владельцу.

Эмитент векселя называется векселедателем, а юридическое или физическое лицо, в пользу которого выпущен вексель – векселедержателем.

Как следует из определения, вексель является долговой ценной бумагой. Однако в отличие от облигаций и сертификатов, он может обслуживать как чисто финансовые операции (отношения займа), так и коммерческие (товарные) сделки, а также выступать в качестве средства платежа. Более того, один и тот же вексель в процессе обращения может неоднократно менять выполняемые им функции.

Классификация векселей достаточно обширна. Они могут различаться по эмитентам (государственные или казначейские векселя и векселя юридических, или даже частных лиц), обслуживаемым сделкам (финансовые, либо коммерческие (товарные)), плательщику (простые, если по векселю платит векселедатель или переводные, если плательщиком является третье лицо) и т.д.

Следует отметить, что российское вексельное право достаточно противоречиво. Поэтому основные черты, присущие векселю, приводятся ниже согласно положениям Женевской конвенции ("Единообразный закон о простом и переводном векселе", 1937 г.), к которой формально присоединилась Россия, как правопреемница СССР.

В соответствии с положениями конвенции, векселю присущи следующие особенности:

Þ абстрактность, т.е. в тексте векселя не указывается сущность и вид породившей его сделки;

Þ безусловность обязательства – при неплатеже вексельная сумма взыскивается через суд, независимо от того, были ли выполнены условия обслуживаемой им сделки;

Þ вексель – это документ, составленный в обусловленной законом форме и имеющий строго установленные обязательные реквизиты (отсутствие хотя бы одного из них приводит к непризнанию юридической силы документа в суде);

Þ стороны, обязанные по векселю, несут солидарную ответственность и др.

Вексель – безусловное обязательство произвести оплату указанной в нем суммы в пользу определенного лица. Однако право на получение средств по векселю может быть передано другому лицу с помощью индоссамента (передаточной надписи). Таким образом, вексель может многократно передаваться из рук в руки с помощью индоссамента, при этом ответственность по нему для всех участников является солидарной. Основные виды векселей и их краткая характеристика представлены в табл.Таблица 1.

Таблица 1

Основные формы векселей и их краткая характеристика

Форма векселя Основная характеристика
Товарный (коммерческий) Выписывается в результате сделки по коммерческому кредиту
Финансовый Выписывается при предоставлении ссуды в денежной форме
Банковский Выполняет роль депозитного сертификата
Бланковый Покупатель акцептует пустой формуляр векселя, которые заполняется впоследствии продавцом
Дружеский Выписывается с целью последующего учета в банке от имени реально существующего предприятия
Бронзовый Выписывается с целью последующего учета в банке от имени несуществующих предприятий
Обеспечительский Выписывается для обеспечения ссуды ненадежного заемщика

В финансовой практике принято различать простые и переводные векселя.

Вексель, плательщиком по которому является сам векселедатель, называется простым.

Переводной вексель или тратта является приказом векселедателя третьему лицу (плательщику) уплатить оговоренную сумму векселедержателю. Как правило, плательщиком в этих случаях выступает банк. При этом векселедатель называется трассантом, а плательщик – трассатом.

В целях повышения надежности простого или переводного векселя в качестве гаранта (поручителя) его погашения может выступать третье лицо (как правило – банк). Подобное поручительство называется авалем. При этом если векселедатель не может погасить выданное обязательство, оплату производит поручитель (авалист).

В настоящее время в России имеют хождение как финансовые, так и коммерческие векселя.

Финансовый вексель отражает отношения займа. В России широкое распространение получили как банковские, так и корпоративные финансовые векселя. В зарубежной практике к последним относят так называемые коммерческие бумаги (commercial paper), которые выпускаются на предъявителя финансовыми или промышленными компаниями с особо надежной репутацией и служат источником привлечения средств на краткосрочной основе. Срок погашения таких бумаг не может превышать 270 дней.

В основе коммерческого (товарного) векселя лежит торговая сделка, т.е. коммерческий кредит, предоставляемый продавцом (производителем товара) покупателю и предусматривающий погашение деньгами. Другими словами проведение такой сделки приводит к возникновению у ее участников дебиторской и кредиторской задолженности. Вексель здесь выступает с одной стороны, как инструмент займа, а с другой – выполняет функции расчетного средства.

Обычно векселя выпускаются с дисконтом, а погашаются по номиналу. Вместе с тем, вексель может быть выпущен и как процентная бумага, т.е. с выплатой дохода в виде процента к номиналу в момент погашения. В РФ к ним относятся банковские векселя. Они удостоверяют факт помещения в банк депозита в сумме, указанной в векселе. Банк обязуется погасить такой вексель при предъявлении его к оплате в указанный на нем срок. При этом на вексель начисляется процентный доход. По сути, такие векселя выполняют роль депозитного сертификата.

Вексель в РФ не является эмиссионной ценной бумагой.

Наиболее надежными, ликвидными и доходными в РФ являются векселя Сбербанка, а также топливно-энергетических и транспортных (железнодорожных) компаний.

В международной практике вексель активно используется в торговых операциях, а также как средство привлечения средств и в качестве расчетного инструмента.

Важнейшей разновидностью ценных бумаг в условиях рынка вы­ступаютакции. Согласно федеральному закону РФ "О ценных бумагах":

Акцияэто эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации [ст. 2].

Размер доли владения определяется количеством принадлежащих владельцу акций. Акция дает ее владельцу право на получение части прибыли от деятельности предприятия и на участие в управлении им. Акции формально имеют неограниченный срок обращения. В РФ право на выпуск акций имеют открытые (АО) и закрытые (ЗАО) акционерные общества.

Можно выделить различные типы акций исходя из их ха­рактеристик.

В зависимости от типа АО выделяют акции открытых и закрытых АО. Акции от­крытых акционерных обществ могут свободно продаваться их владель­цами без согласия других акционеров этого общества. При реа­лизации акций закрытого акционерного общества необходимо учитывать, что его акционеры имеют преимущественное право их приобретения. При этом срок реализации этого права не мо­жет быть менее 30 дней и более 60 дней. Акции закрытых акционерных обществ могут выпускаться только в форме закрытой подписки и не могут быть предложе­ны для приобретения неограниченному кругу лиц. Открытое акционерное общество может проводить как от­крытую, так и закрытую подписку на выпускаемые акции.

В зависимости от предоставляемых прав акции подразделяются на привилегированные и обыкновенные.

Согласно Гражданскому кодексу (ст. 102) и Федеральному закону "Об акционерных об­ществах" (ст. 25, п. 2) номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25% от устав­ного капитала общества.

Привилегированные акции не дают права голоса на собрании акционеров (т.е. права участия в управлении предприятием), однако их владельцы имеют ряд преимуществ.

Как правило, дивиденд по привилегированным акциям фиксируется при их выпуске и часто выплачивается независимо от результата хозяйственной деятельности предприятия.

Закон РФ "Об акционерных обществах" также предусматривает наличие в уставе отечественных корпораций пункта, фиксирующего размер дивидендов по привилегированным акциям. Например, устав многих российских АО ("Сургутнефтегаз", РАО ЕС и др.) обязывает выплачивать владельцам привилегированных акций не менее 10% чистой прибыли.

С 1 июля 2004 года вступила в силу поправка к закону "Об акционерных обществах", в которой четко определено понятие чистой прибыли, как "прибыль после налогообложения по данным бухгалтерской отчетности".

Владелец привилегирован­ной акции имеет преимущественное право по сравнению с дер­жателем обыкновенных акций на возмещение номинальной стоимости акции при ликвидации акционерного общества. Существует несколько видов привилегированных акций.

Ø Кумулятивные привилегированные акции. Любые причитаю­щиеся, но не объявленные дивиденды накапливаются и выпла­чиваются по этим акциям до объявления о выплате дивидендов по обыкновенным акциям.

Ø Некумулятивные привилегированные акции. Держатели этих акций теряют дивиденды за любой период, в котором не было объявлено об их выплате.

Ø Привилегированные акции с долей участия.Эти акции дают их держателям право на получение дополнительных диви­дендов сверх объявленной суммы, если дивиденды по обыкно­венным акциям превышают объявленную сумму.

Ø Конвертируемые привилегированные акции. Эти акции могут быть обменены на установленное количество обыкновенных акций в заранее оговоренных пропорциях.

Ø Привилегированные акции с корректируемой ставкой ди­видендов. В отличие от привилегированных акций с фиксированной ставкой дивидендов выплаты по этим акциям коррек­тируются с учетом динамики рыночных процентных ставок.

Ø Отзывные привилегированные акции. Этот вид акций содержит право отзыва, т.е. эмитент может выкупить их по заранее оговоренной цене.

Рассмотренные характеристики привилегированных акций могут комбинироваться.

Обыкновенные акции составляют основную долю уставного капитала АО. Согласно закону "Об акционерных обществах" (ст. 26) минимальный уставный капитал открытого общества должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества, а закрытого общества – не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда.

Владелец обыкновенной акции имеет все права, предоставляе­мые этим типом акций. Основные права, вытекающие из владения акция­ми, для держателя состоят в следующем:

Ø право голоса на общем собрании акционеров;

Ø право на участие в прибыли акционерного общества (право на получение дивидендов);

Ø преимущественное право на покупку новых акций;

Ø право на получение части имущества при ликвидации акционер­ного общества.

Дивиденд по обыкновенной акции заранее не фиксируется. Его размер устанавливается решением собрания акционеров по рекомендации совета дирек­торов и часто зависит от полученных результатов хозяйственной деятельности (величины прибы­ли). Дивиденды по обыкновенным акциям выплачиваются только после уплаты всех налогов, процентов по выпущенным облигациям или взятым кредитам и дивидендов по привилегирован­ным акциям. Таким образом, диви­денды выплачиваются из чистой прибыли. Собрание акционеров может уменьшить размер дивидендов либо принять решение об их капитализации. Дивиденды могут быть выплачены акциями. Такое решение сопровождается выпуском нового количества акций и направлено на увеличение ус­тавного капитала акционерного общества.

Предприятия могут выплачивать различные типы дивидендов:

Ø регулярные дивиденды в денежной форме на периодической или постоянной основе;

Ø дополнительные дивиденды (например, в случае получения сверхприбыли в данный период);

Ø специальные дивиденды (дополнительные разовые дивидендные выплаты);

Ø ликвидационные дивиденды, выплачиваемые в случае ликвидации предприятия или его части.

В целом, владелец обыкновенной акции больше рискует потерять вложенный в ак­ции капитал, чем держатель привилегированной акции.

Цели проводимых операций с ценными бумагами могут быть весьма разнообразными. К наиболее следует отнести:

Þ формирование и увеличение капитала;

Þ привлечение заемных средств;

Þ получение доходов и прироста капитала;

Þ поддержка ликвидности;

Þ балансировка активов и обязательств;

Þ выполнение будущих обязательств;

Þ смена собственников или перераспределе







Сейчас читают про: