Тема 4. Факторы развития личности
1. Взгляды классиков педагогической мысли на принцип природосообразности
| Современное состояние изучаемой проблемы исторически обусловлено и подготовлено классиками зарубежной и русской педагогики
| 2. Различные точки зрения по определению роли различных факторов на развитие личности:
|
Аристотель – 3 вида души
Я.А. Коменский: Человек, являясь частью природы, подчиняется, как частица природы, её универсальным законам (4 возраста – 4 стадии развития растений)
Ж.-Ж. Руссо: Следование природе ребенка - «Природа желает, чтобы дети были детьми прежде чем станут взрослыми. У детства свои, ему свойственные способы видеть, думать и чувствовать»
К.Д. Ушинский: «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»
| 1. Теория преформизма – древнейшая теория – всё в семени. Психологи- Кеттел, Фрейд
2. Биогенетическая теория – прослеживается аналогия между развитием человека и развитием человеческого рода: как в биологическом развитии человек повторяет все периоды животного мира, так и в социальном повторяются все периоды развития человеческого общества. При этом имеется в виду неизменность наследственности и среды. Периоды жизни: первый год – развитие обезьяны; второй год – элементарное человеческое состояние; последующие периоды развития соответствуют различным эпохам развития общества – дикости, варварства и т.д; зрелость – современная культура.
3. Интеракционистская теория или теория конвергенции – поведение человека рассматривается как итог взаимодействия наследственности и среды
|
Источник активности личности- потребности: объективная необходимость субъекта (организма) в чем-то внешнем, обладающем предметном содержанием
| Источником и стимулом развития личности является разрешение противоречий, присущих её существованию
|
Пирамида потребностей по А. Маслоу;
В самоактуализации
В уважении и самоуважении
В любви и принадлежности
В безопасности
Физиологические
| Потребность как состояние личности связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется.
Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате человек переходит на более высокую ступень своего развития. Потребность удовлетворяется, противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность. Одно противоречие сменяется другим – развитие продолжается.
|
Характеристика основных факторов развития личности
Наследственность - воспроизводство у потомков биологического сходства с родителями; передача от родителей к детям определенных особенностей, заложенных в генетическую программу
| Среда – совокупность условий, окружающих человека
| Воспитание/самовоспитание
|
· Анатомо-физиологическая структура биологического вида «Человек разумный»
· Особенности нервной системы (темперамент)
· Физические особенности
· Безусловные рефлексы
· Функциональные особенности
· Аномалии наследственного происхождения
· Задатки (общечеловеческие, специфические)
| - Природная
Биологическая Географическая
- Социальная
Макросреда
Микросреда
| В отличие от социальной среды оказывает на человека целенаправленное влияние, поэтому роль столь значима.
Влияние всех факторов реализуется лишь в процессе деятельности самой личности
|
«Материальная основа, предпосылки, фундамент развития»
| «Условие и источник развития»
| «Решающий фактор развития»
|